Я же написал, что фраза про отчет не стыкуется с определением из АП-21. В АП-21 - это процесс сертификации (целиком), а в тексте, предположительно, ГСС речь о некоей функции, выполняемой в этом процессе непонятно кем. Если предположить, что ГСС использовало терминоглогию из АП-21 (что не так) , то фраза в переводе на простой язык звучит так: "В нашем отчете мы там что-то насчитали, сами решили, что оно соответсвует, и получили сертификат типа. Так что все свободны, вопросы не принимаются!"
21.16A Применение требований к летной годности и охране окружающей среды
(a) К АТ, заявленной на получение Сертификата типа, применяются требования к летной годности и охране окружающей среды с изменениями, вступившими в силу на дату подачи Заявки.
(c) При применении Заявителем Поправок, которые вступили в силу после подачи Заявки на Сертификат типа, он предоставляет в Уполномоченный орган материалы с обоснованием необходимости применения таких Поправок.
Ок, здесь все нормально, но конкретизируется, что заявка на сертификацию все же подается в уполномоченный орган, коим является Федеральное агентство воздушного транспорта, на которое Правительством Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов.
Уполномоченный орган проводит следующие виды работ:
(1) рассмотрение Заявки и приложенной к ней доказательной документации;
(2) утверждает состав макетной комиссии;
(3) уведомление Заявителя о принятии Заявки;
(4) утверждение состава рабочих групп для проведения сертификационных работ;
(5) утверждение Программы сертификационных (квалификационных) работ;
(6) одобрение эксплуатационной документации в части, установленной настоящими Правилами;
(7) утверждение доказательной документации и итоговых результатов сертификационных (квалификационных) работ;
(8) утверждение актов по результатам сертификационных (квалификационных) испытаний, сводного акта СИ;
(9) утверждение Сертификационного (Квалификационного) базиса;
(10) утверждение документа, содержащего информацию о конструкции, квалификационном базисе комплектующего изделия, его характеристиках, диапазоне внешних условий и эксплуатационных ограничений, в пределах которых обеспечиваются характеристики комплектующего изделия (далее - Декларации о конструкции и характеристиках);
(11) выдача Заявителю документа, удостоверяющего соответствие изделия применимым требованиям, организации, осуществляющей разработку или изготовление, Независимой инспекции, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) соответствующим требованиям (документ, выдаваемый Заявителю, являющимся Разработчиком, и удостоверяющий соответствие установленной типовой конструкции изделия требованиям Сертификационного базиса (далее - Сертификат типа), документ, выдаваемый Держателю Сертификата типа изделия и удостоверяющий соответствие изделия применимым требованиям, связанным с главным изменением, внесенным в его типовую конструкцию (далее - Одобрение главного изменения), Дополнительный сертификат типа, документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным Разделом J Правил (далее - Разработчик, Сертификат разработчика), документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным Разделом F Правил (далее - Разрешение на производство), документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным Разделом G Правил (далее - Изготовитель, Сертификат изготовителя), документ, выдаваемый на эксплуатируемый экземпляр сертифицированного изделия, удостоверяющий соответствие экземпляра применимым требованиям государства-экспортера и соответствующим требованиям государства-импортера (далее - Экспортный Сертификат летной годности), документ, выдаваемый Разработчику КИ и удостоверяющий соответствие типа КИ требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение КИ данного типа на различных типах АТ (далее - Свидетельство о годности КИ), документ, выдаваемый Уполномоченным органом Разработчику, разрешающий применение КИ, одобренного по процедурам, действовавшим до 19.12.2013 (далее - Одобрение на установку КИ), Свидетельство о назначении Независимой инспекции, Аттестат об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) (далее - одобрительный документ).
Также одобрительными документами являются Аттестат о годности к эксплуатации, либо иной акт об утверждении типовой конструкции гражданского ВС, выданного до 1 января 1967 года и документ, выдаваемый Разработчику КИ по процедурам, действовавшим до введения в действия Правил и удостоверяющий соответствие типа КИ требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение КИ на конкретном изделии (далее - Одобрительное письмо на КИ).
Перечисленные в п. 11 документы называются одобрительные документы и являются обязательными.
Этапы сертификации (для КИ - квалификации):
(1) подача Заявки в Уполномоченный орган на получение Одобрительного документа;
(2) рассмотрение Заявки Уполномоченным органом, организация работ по сертификации;
(3) проведение этапа макета изделия;
(4) проведение сертификационных (квалификационных) работ;
(5) экспертиза Авиарегистром результатов сертификационных (квалификационных) работ;
(6) оформление Заключения Авиарегистром;
(7) выдача Одобрительного документа Уполномоченным органом.
Разработчик должен иметь в своей организации структурные подразделения по сертификации, управлению качеством и управлению безопасностью полетов, находящиеся в непосредственном подчинении у руководителя Разработчика.
(a) Подразделение по сертификации координирует деятельность других подразделений, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках АТ, осуществляет контроль за соблюдением процедур сертификации, установленных Правилами, а также контролирует результаты сертификационных работ, участвует в разработке доказательной и эксплуатационной документации, согласовывает доказательную и эксплуатационную документацию, направляемую в Авиарегистр, Уполномоченный орган.
Пока все без вопросов. Но дальше интересно.
(a) Документ, изданный Уполномоченным органом, который предписывает выполнение действий по восстановлению достаточного уровня безопасности полетов на изделие в том случае, если Разработчиком, Изготовителем, Эксплуатантом изделия выявлено, что уровень безопасности полетов указанного изделия в ином случае оказывается под угрозой (далее - Директива летной годности), свидетельствующее о том, что уровень безопасности полетов указанного изделия в ином случае оказывается под угрозой.
(b)
Уполномоченный орган издает Директиву летной годности, если он по результатам анализа представленной информации установил, что существует угроза безопасности полетов изделия и указанная угроза безопасности полетов существует или может проявиться на других изделиях.
Вот оно. Вот обязанность уполномоченного органа, которая пролетела фанерой над всеми городами. Документы-то, которые заявитель представляет надо не по диагонали читать, а вдумчиво.
Для реализации своих полномочий.
(e) Директива летной годности содержит следующую информацию:
(1) описание угрозы безопасности полетов;
(2) применимость (идентификацию изделий);
(3) описание корректирующих мероприятий, порядок их выполнения, сроки реализации;
(4) дату вступления в силу Директивы летной годности.
(f) Директива летной годности помимо информации, указанной в подпункте (e) настоящего пункта Правил может содержать иную информацию, которая по решению Уполномоченного органа может способствовать повышению уровня безопасности полетов.
А она есть на сегодняшний день хотя бы? Или ну его на фиг? Угрозу-то выявили без вариантов? Чего ждем?
Самое интересно вот тут:
21.16B Специальные технические условия
(a) СТУ разрабатываются Заявителем, в том числе, если Авиарегистр в ходе экспертизы проекта Сертификационного базиса установил, что действующие на дату подачи Заявки на сертификацию требования к летной годности и охране окружающей среды не обеспечивают летную годность заявляемого на сертификацию изделия.
(b) СТУ обеспечивают летную годность АТ.
(c) СТУ включаются в Сертификационный базис отдельным разделом.
Т.е. если документы рассматривать внимательно, а не к очередному празднику, то директива родится еще до выдачи сертификата в виде СТУ.
А почему? А потому, что:
(a) Изделие, заявленное на получение Сертификата типа, должно соответствовать применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
(b) Указанные в подпункте a) настоящего пункта Правил требования оформляются Разработчиком в виде Сертификационного базиса изделия.
Разработчик разрабатывает Сертификационный базис и изменения Сертификационного базиса в ходе проведения сертификационных работ.
Авиарегистр проводит экспертизу Сертификационного базиса и изменений Сертификационного базиса.
Уполномоченный орган утверждает Сертификационный базис и изменения Сертификационного базиса.
Вот и ответственные лица обнаружились, которые ушами хлопали вместо того, чтобы свои обязанности исполнять.
Маловато оказывается моделирования разработчиком. Оно еще должно быть подвергнуто экспертизе Авиарегистром и утверждено уполномоченным органом.
А предъявить результаты этой экспертизы? Или хотя бы поинтересоваться у Авиарегистра ее результатами в свете происшедших событий? Чего мы слушаем только просвещенное мнение ГСС, если все его действия и бумашки должны быть с мелкоскопом изучены еще до выдачи сертификата? И даже известно кем и когда.
Итого. Поскольку НПА установлено, что сертификацию организует и проводит некое федеральное агентство, которое за нее следовательно и отвечает, а у него в подмастерьях Авиарегистр и разработчик, последний из которых проводит все работы, а первый проверяет с мелкоскопом их результаты и докладает уполномоченному органу, то я сильно не понимаю, что там МАК в ОО по Якутску рассказал. Там должны быть совсем другие слова. И сообщения о совсем иных действиях, направленных на обеспечение безопасности полетов и требований летной годности. И выводы должны быть суровые.
Кто знает, это там все есть или я сам прошлепал?