Катастрофа самолета RRJ-95LR-100 RA-89049 в Московской области 12.07.2024 - обсуждение

Реклама
Как вы к примеру будете назначать проверки ОТК имея на руках сборочный чертёж, в общем случае? Техник на самоконтроле, эта процедура должна быть описана в руководстве оп качеству, которое утверждает проверяющий орган.
Про сборочный чертеж не скажу, а если бы стояла задача разработать пооперационную ведомость по имеющейся ТК на демонтаж-монтаж датчика УА с назначением уровней контроля, то я бы наверно установил контроль ОТК одной операции при демонтаже - восстановление/нанесение меток и 3-х операций при монтаже:
- убедитесь, что устанавливаемая накладка соответствует борту(месту,позиции), с которого она была демонтирована (тут неизбежно возник бы вопрос о дополнении карты на демонтаж пунктом о маркировке накладок при снятии);
- убедитесь в совпадении меток на накладке с метками на фюзеляже;
- перед установкой крышки - убедитесь что все крепежные элементы установлены и загерметизированы герметиком.
Но, прежде чем разрабатывать пооперационку и назначать уровни контроля, я бы направил запрос в ОКБ по поводу примечания о недопустимости перестановки накладок, так как из ТК совершенно непонятно, ПОЧЕМУ их нельзя переставлять, если обе накладки абсолютно одинаковые, все их установочные отверстия совпадают и у них один и тот же серийный номер.
PS. Ответ на вопрос "ПОЧЕМУ?" тут на форуме всем сообществом, включая конструкторов АТ, искали целый месяц
 
То надо отыгрывать весь протокол с вызовом геодезистов, засверливанием новой накладки и т.д.
1753871983915.png
 
Как правильно: изобретательность глупости или глупость изобретательности? По дворовому подвох называется. Кто то да вляпается.
Для отработки пригодно, для серии и эксплуатации сильно сомнительно.
Автоудаление.
Правильно: не умничать.
 
Как правильно: изобретательность глупости или глупость изобретательности? По дворовому подвох называется. Кто то да вляпается.
Для отработки пригодно, для серии и эксплуатации сильно сомнительно.
Автоудаление.
а в чем претензия? Это процедура установки новой накладки по первому разу.
 
Работа в рамках конкретного сборочного узла.
если бы ее по месту закрепили - не вопрос ... и не возникло бы такой ситуации с ней ... и тем более катастрофы ...

но накладку вроде на склад отправили ... и лежит она на складе ... такая вся красивая ... с бирочкой, соответствующей требованиям системы контроля авиационных деталей ... и обозначено на ней, что деталь номер такой-то с борта номер такой-то ... и все ... нет на ней более никаких иных не соответствующих требованиям системы контроля надписей ... типа шо деталь от датчика того шо ближе к носу с левой стороны фюзеляжа если смотреть вперед ... поскольку система контроля авиационных компонентов знает, что на все местах установки идет один и тот же номер детали ... т.е. в соотвествие с этой системой все они идентичны ...

а если начальник транспортного цеха туда еще какую бумажку пришпандорил ... то возникает вопрос уже к действенности самой системы контроля ... насколько она надежно работает? ... и не нужно ли уже что-то менять в консерватории ...

кроме того ... по результатам перепута ... для меня однозначно ясно, что критичность этой детали для обеспечения безопасности эксплуатации, сильно недооценили ...

обеспечение безопасности нельзя сбрасывать только и исключительно на добросовестность механика ... это должно быть системное решение, не допускающее ... и все такое ...
 
Реклама
обеспечение безопасности нельзя сбрасывать только и исключительно на добросовестность механика ... это должно быть системное решение, не допускающее ... и все такое ...
Это все понятно. Непонятно, почему нужно в процедуре установки накладки привлекать тяжелую артиллерию,.
Дальше что? До винтов дойдем и заклепок?
Будем каждый элемент крепежа делать уникальным, чтобы мог сесть только по этому месту? Системное же решение?
Да, это уже будет идиотизм.
Вопрос тут лишь в том, до какой степени экономически целесообразно изображать из работника в цеху орангутанга, который ловко и умеет только делать, что соломинкой муравьев доставать из дырочки в земле.
С таким подходом к персональной ответственности даже с новой схемой замена датчика ничто не помешает мужикам в цеху работать по старому - разобрать все снаружи. Их Росавиация должна была натянуть уже после первого случая с прокуратурой за ручку.
 
Про сборочный чертеж не скажу, а если бы стояла задача разработать пооперационную ведомость по имеющейся ТК на демонтаж-монтаж датчика УА с назначением уровней контроля, то я бы наверно установил контроль ОТК одной операции при демонтаже - восстановление/нанесение меток и 3-х операций при монтаже:
- убедитесь, что устанавливаемая накладка соответствует борту(месту,позиции), с которого она была демонтирована (тут неизбежно возник бы вопрос о дополнении карты на демонтаж пунктом о маркировке накладок при снятии);
- убедитесь в совпадении меток на накладке с метками на фюзеляже;
- перед установкой крышки - убедитесь что все крепежные элементы установлены и загерметизированы герметиком.
Но, прежде чем разрабатывать пооперационку и назначать уровни контроля, я бы направил запрос в ОКБ по поводу примечания о недопустимости перестановки накладок, так как из ТК совершенно непонятно, ПОЧЕМУ их нельзя переставлять, если обе накладки абсолютно одинаковые, все их установочные отверстия совпадают и у них один и тот же серийный номер.
PS. Ответ на вопрос "ПОЧЕМУ?" тут на форуме всем сообществом, включая конструкторов АТ, искали целый месяц
Ок, вопрос к вам был скорее общий и я коментирую с позиции "принятых" у нас требований или процессов. Единственный и самый полный источник требований по установке агрегата это установочный чертеж. Сборочный/установочный чертеж показывает окончательное взаимное положение установленного агрегата (сборочных единиц). Ничего при установке не должно быть сделано на чье-либо усмотрение что является критическим или не стандартным процессом. Чертеж также контролирует используемые материалы и процессы. А вот очередность устанавливается технологами которые пишут рабочие карты (у нас это книги или еще как назвать можно).
В чертеже также будут указаны требования ко всем тестам и проверкам. Проверочные требования могут быть как для агрегатов в процессе сборки самолета так и для самолета в процессе эксплуатации. Самолет находится в процессе сборки пока не будет издан сертификат ЛГ. То есть как минимум один полет. В требованиях тестам и проверкам у нас в документе записано что если компоненет снимается с места и повтороно устанавливается то все предыдущие тесты недействительны и проверку/тест необходимо выполнить повторно. Это общее требование во всех требованиях для проверок и испытаний.

Датчик это не бракет, не болт. Это функциональный элемент/компонент. Функциональный тест подтверждает что установка полная и правильная.
Отсутсвие такого требования у этого разработчика - вот что делает это проколом на всех уровнях.
гнать таких ссаными тряпками из авиации кто такого не понимает
 
Последнее редактирование:
Это все понятно. Непонятно, почему нужно в процедуре установки накладки привлекать тяжелую артиллерию,.
Дальше что? До винтов дойдем и заклепок?
Будем каждый элемент крепежа делать уникальным, чтобы мог сесть только по этому месту? Системное же решение?
ну вы же видидте, что система не сработала ... и не один раз ...

если некий компонент критичен для безопасной эксплуатации ... а по факту мы видим, что неверное обращение с этой накладкой привело к катастрофе ... система обязана предотвращать такое ...

не правильно сбрасывать это исключительно на мануал и конечное звено ... должно быть контструктивное решение ... они есть и довольно простые ... уникальный номер детали для каждой позиции ... с собственными геометрическими особенностями ... или крепление накладки по месту без датчика ... что-бы предотвратить перепут ... не злой умысел, а именно перепут ...

не все болты одинаково полезны ... например у нас на двигателях некоторые болты имеют спец маркировку и контролируемый срок службы ...
 
Вам тоже мой вопрос непонятен?
Если речь только о датчиках: "Этот датчик летает по всему миру и поставляется на все самолеты. Интересно, как с ним дела у А и Б?", то дела с этим датчиком у А и Б точно такие же, как и у SSJ, ну разве что без дефицита самих датчиков. Либо уточните свой вопрос, чтобы он всем был понятен.
 
1, В непредусмотренности "что будет, если сделать не по уму?"
2. В сложности технологии и необходимости дополнительной оснастки.
3. В незаменяемости накладок с одинаковыми обозначениями.
4. В отсутствии конртоля результата замены датчика.
Суммарно: в нетехнологичности.
Автоудаление.
Одну минуту. Тут речь про установку по первому разу. откуда же "В отсутствии конртоля результата замены датчика."?
а насчет суммарно - давайте смотреть регламенты других изготовителей, у кого такие же ДУА.
 
С таким подходом к персональной ответственности даже с новой схемой замена датчика ничто не помешает мужикам в цеху работать по старому - разобрать все снаружи.
Так он снаружи и разбирается, только теперь накладка не снимается, а откручиваются болты крепления датчика к накладке - один человек снаружи снимает крышку и выкручивает болты ДУА-накладка, а второй изнутри ключом держит анкерные гайки. Или наоборот можно делать: снаружи держит болт, а изнутри гайки откручивает.
Накладка при новой технологии не снимается.
ДУА позиционируется совпадением двух штифтов ДУА-накладка.
 
- убедитесь, что устанавливаемая накладка соответствует борту(месту,позиции), с которого она была демонтирована (тут неизбежно возник бы вопрос о дополнении карты на демонтаж пунктом о маркировке накладок при снятии);
Общие требования к работам на смолете, необходимо поддерживать маркировку устанавливаемых компонентов до момента установки. Это требование в том числе и для крепежа. Мы как-то это обсуждали с качеством - если болт упал на пол могу ли я его поднть и поставить на самолет? Было обсуждение серой зоны с отсылкой к best shop practices. Грубо говоря, если болт упал на пол и это видели и подняли с пола именно этот болт и на нем нет повреждений то его можно ставить. Ну я же конечно начал добавлять варианты, скажем если болт закатился в щель а оттуда вытянули несколько болтов похожих, ответ был все в мусорку и получить новый для установки. Речь шла о "простых/обычных" болтах-гайках. Это была дискуссия потому что это нигде не прописано.
Что касается детали с нанесенным номером детали, серийным номером. Маркировка это неотъемлемая чатсть детали и она должна быть сохранена и в случае если она была "смыта/повреждена" то маркировку нужно нанести повторно.
 
Так он снаружи и разбирается, только теперь накладка не снимается, а откручиваются болты крепления датчика к накладке - один человек снаружи снимает крышку и выкручивает болты ДУА-накладка, а второй изнутри ключом держит анкерные гайки. Или наоборот можно делать: снаружи держит болт, а изнутри гайки откручивает.
Накладка при новой технологии не снимается.
ДУА позиционируется совпадением двух штифтов ДУА-накладка.
затяжка крепежа стандартный процесс. если в установочном чертеже нет дополнительных требований то действуют требования стандартного процесса. стандартно крепеж затягивается со стороны установки шайбы. "Обычно" шайба со сторны "хвост", под гайкой. Есле шайба под головой болта или под гайкой и нет дополнительного требования то затягивать можно с любой стороны
 
Так он снаружи и разбирается, только теперь накладка не снимается, а откручиваются болты крепления датчика к накладке - один человек снаружи снимает крышку и выкручивает болты ДУА-накладка, а второй изнутри ключом держит анкерные гайки. Или наоборот можно делать: снаружи держит болт, а изнутри гайки откручивает.
Накладка при новой технологии не снимается.
ДУА позиционируется совпадением двух штифтов ДУА-накладка.
А вот теперь представьте, что из-за своего умищща будут по прежнему накладку снимать, чтобы датчик поменять.
... уникальный номер детали для каждой позиции ... с собственными геометрическими особенностями ... или крепление накладки по месту без датчика ... что-бы предотвратить перепут ...
В случае отсутствия соблюдения технологии и контроля качества даже с уникальным номером не посмотрят. потому что мудрость дяди Пети подскажет "да они же одинаковые". Сперва решается вопрос трудовой дисциплины.
А касаемо ошибки, то все ошибки совершаются с чувством собственной правоты и без злого умысла.
 
Реклама
А вот теперь представьте, что из-за своего умищща будут по прежнему накладку снимать, чтобы датчик поменять.
Нарушение РЭ - будет просто найти виновника.
А касаемо ошибки, то все ошибки совершаются с чувством собственной правоты и без злого умысла.
Заблуждаетесь. Есть масса "просто раздолбаев, которым пофиг".
 
Назад