Расследование завершено Катастрофа самолета Ту-154M б/н 101 ВВС Польши в Смоленской области 10.04.2010

Такое ощущение, что ветку пора закрывать. Нового - ничего уже несколько недель, пережевываем одно и то же по сто двадцать девятому разу.
 
Про преднамеренное снижение ниже ВПР?

Да пожалуйста. Только в России за 2010 год два авиационных происшествия (одна катастрофа):

Игарка - Ан-24
Домодедово - Ту-204.

В 2007м году - катастрофа Ту-134 в Самаре.

Проблем в головах пилотов, в данных случаях - российских - хватает. Причин, толкающих на это - тоже хватает и далеко не всегда это личная безответственность.
 

ну хорошо, пусть не имеет смысла давать рекомендации наполовину "закрытому" аэропорту, но куда делся раздел "недостатки, выявленные в ходе расследования", как в других отчетах МАК? Что, недостатков в Смоленск-Северный не было обнаружено?

"... 4.5. Технология работы и должностная инструкция диспетчера ДПП-ДПК Бишкекского центра ОВД аэропорта «Манас» не соответствует п. 5.1.9.8. Правил полетов в гражданской авиации Кыргызской Республики.
.... 4.9. В ходе расследования выявлены недостатки в действиях АСК аэропорта «Манас»:
• отсутствие взаимодействия между пожарной охраной и медицинской службой;
• отсутствие фиксации времени руководителем АСК при проведении АСР;
• отсутствие ответственного лица из членов АСК за установление связи и координации действий с судебно-медицинским экспертом на месте авиационного происшествия."
 
Да не может МАК признать хоть малейшую дезорганизацию с Российской стороны. Политика всё это. Поляки народ гордый, им нужно хоть как то оправдаться в своих собственных глазах.И если МАК напишет хоть малость в рекомендациях к службам АП поляки сразу переложат вину на Российскую сторону. Ветку читаю с первого дня и действительно пора закрывать.
 
РП именно МОГ БЫ. Были ли в Вашей жизни 13 секунд, когда, действуя иначе,
Да не мог бы. Прочитайте всю ветку с начала и хватит обсуждать эти 13 секунд....
При той вертикальной скорости что была у самолета - не мог. Если бы вертикалка была как положено 4 м.с эти 13 секунд как раз время чтобы безопасно уйти.... За 10 секунд диспетчер 3 отметки увидел - всего 3!!! это как раз в притирку чтобы сообразить, вычислить динамику и проч и проч... Так что по моему мнению диспетчер действовал практически молниеносно.
 

Ну вот поляки проведут свой эксперимент с полетом борта 102, заснимут рабочее место РЗП и напишут свой отчет, а мы его и почитаем....

А вообще, суть претензий поляков не только в "поздних командах на уход", но и в неправильном информировании экипажа о положении ВС на глиссаде (хотя Клих сказал, что "экипаж с теми приборами, которые у них были, должен был нормально ориентироваться и без диспетчера", абсолютно согласившись с выводами МАК о недостаточной подготовке экипажа) и в оценке влияния "неправильного информирования" на "недостаточно подготовленный экипаж, который был в состоянии стресса" (что, вообще-то должно быть отражено в "способствовавших факторах") . То есть, если МАК счел 0,6 промилле в крови главкома существенной информацией, имеющей отношение к АП, то почему он не дал оценку влияния убаюкивающих сообщений диспетчера "на курсе, глиссаде" на исход "конфликта мотивов" у "конформного" КВСа?
 
Последнее редактирование:

Можно, например, предполагать, что в случае отсутствия информации от диспетчера, экипаж бы больше внимания уделял бы приборам ...
 

Вообще складывается впечатление, что КМС нырнул на автомате в глиссаду и забыл, что автопилот сам глиссаду держать не будет. В таком случае действительно лучше бы информации от диспетчера не поступало. Но с этой версией тоже много нестыковок.
 
Но с этой версией тоже много нестыковок.

Неопытный экипаж уверовал (не без помощи диспетчера) в успехе авантюры под названием "слепая посадка без ИЛС" и ожидал, увидеть не просто землю, а полосу (как это случается при посадке по САТ3), на которую они вышли "чудесным образом" (по крайней мере, так остальной экипаж мог воспринимать ступор КВСа)
 
Последнее редактирование:
фраза адаптирована к реальности

Психология - дело непростое ("чужая душа - потемки") даже тогда, когда перед тобой живые, и воотчию ... Поэтому любые предположения о мотивациях погибшего экипажа весьма приблизительны, однако. (В том числе и в отчете МАК). Так что я вполне отдаю себе в этом отчет ... [FONT=&quot][/FONT]
 
В катастрофе у меня до сих пор не складывается, как получилось, что командир направил в землю на большой скорости самолет и бросил управление.

А можно как-то понять, что у него должно было на дисплеях навигационных систем в этот момент отображаться?
 

Вы суицид какой-то изобразили, право.

Вообще-то, в отчете МАК приведены в качестве цитаты особенности поведения личности в стрессовом состоянии, в частности, сужение внимания. Доминантный мотив вытесняет другие переживания, как бы деактуализируя их (принцип вытеснения Фрейда). Это называется "ценная идея" и является особенностью маниакальных состояний, что также достаточно хорошо изучено и описано. Поэтому сами по себе действия КВС с этой точки зрения понятны.
Вопрос в том, что привело КВСа в это состояние. Вполне очевидно, что присутствие главкома. И этот факт назван одной из непосредственных причин АП. Также абсолютно справедливо, поскольку даже при простой работе присутствие кого-то над душей (типа, наблюдает) часто вызывает раздражение, а уж когда понимаешь, что послать куда подальше этого наблюдателя нет возможности ...
Не совсем убедительными мне показались формулировки мотивов и объяснение с позиции "конформности" (типа, "и даже командиров как следует подбирать не могут"). Как-то банально и вульгарно и слишком политикой попахивает..
 
Последнее редактирование:
Вы суицид какой-то изобразили, право.

Такая мысль тоже приходила. Или что-то типа: "Как вы меня достали! А пошло все на!.."

Не укладывается то, что получается, что задав траекторию командир не проследил за тем, что получилось. Вроде того, что крутанул колесико и пошел к окну искать землю. Но не проконтролировать результаты своих действий - это странно. А если проконтролировал, то странно, что он, зная о вертикальной скорости, больше не вмешивался в управление.
 
что он, зная о вертикальной скорости
А может забыл о ней?
Можно ли уйти на Ту5 с 30 метров при такой вертикальной скорости (не в данном случае, а вообще - если впереди нет препятствий)? А с какой высоты реально можно?
 

Склонность к суициду - психическое заболевание, которое проявляется в депрессивных состояниях. Считать, что пилот с такими психическими аномалиями может проходить службу в специальной авиационной части и при этом врач бы выпустил бы в рейс пилота с признаками депрессии - как по мне, это равносильно уверенности в том, что в этой части проходят службу пилоты с купленными дипломами.


А Вы никогда не ловили себя на ситуациях, когда делаете какую-либо глупость, будучи абсолютно уверенным в том, что совершаете правильные действия, при этом исключая контролирующие действия? Знаете, сколько происшествий, аварий и катастроф произошло именно по этой причине?

Это я к тому, что в этом конкретном случае, для КВСа Протасюка, бывшего в стрессовом состоянии, подобное объяснение его действиям, мне, например, не кажется таким уж и невероятным.

Вопрос в том, ЧТО привело его в это состояние? Было абсолютно очевидным то, что он отдавал себе отчет в том, что посадка невозможна и имел для себя достаточно четкий план пройти над аэродромом и продемонстрировать это ВИПам, дабы исключить любые выпады на свой счет по поводу срыва мероприятия президента. Достаточно железобетонная отмазка для любого проявления бешенства любого "Главного пассажира". Типа, вы в окна все видели сами.

Но затем ЧТО-ТО придавило его так, что он отказывается от этого плана, решая посадить самолет. (Возможно, есть и другие объяснения факту дальнейшего снижения ниже ВПР - 60 метров по РВ, которую он же и установил). Именно этот факт является показателем силы стресса - отказ от ничем не угрожавшего плана и импульсивный переход к неподготовленной посадке.

МАК объяснил это ЧТО-ТО конформностью. Банальность этой версии заключается в том, что присутствие главкома, который не помогает, а тупо контролирует, вполне очевидно провоцирует у офицера реакцию, сходную с конформной и вполне стрессовое состояние. То есть на этом факте можно было б ставить точку. Дальше не интересно - в кабине пилотов посторонних быть не должно!

Дальнейшее развитие МАКом этой версии, с освидетельствованием покойного на предмет конформности является предположительной информацией, имеющей смысловую нагрузку типа "0,6 промилле" - в чистом виде игрой на общественный резонанс. Точно такой же смысл имеет приведение информации об инциденте с полетом в Тбилиси - в зависимости от оценки Протасюком поступка своего командира (восхищение, одобрение, "зря подставился", осуждение) может иметь значения разных знаков для его психического состояния на момент необходимости принятия решения. То есть МАК не привел достаточно убедительной версии развития стресса у КВСа, сведя все к "конформности" и "боязни гнева Главного пассажира", что есть вульгаризацией - сведением сложного к простому, а не к совокупности простых.
 
Последнее редактирование:
Вполне вероятно. Хотя и странно.
Вроде как при имитации на тренажере уходили.
---------- Добавлено в 16:43 ----------
Я не считаю, просто мысли приходили. Не надолго.
Да, все бывает. Просто некоторые действия делаются на "автопилоте", и вероятность глупости резко понижается.
Вопрос в том, ЧТО привело его в это состояние?
Тут слишком много вариантов и слишком мало данных, чтобы пытаться найти ответ.
Откуда это очевидно? Мне кажется, что он решил снизиться, а там видно будет.
В принципе это можно объяснить нерешительностью. "Ну еще чуть-чуть", "еще чуть-чуть", "еще чуть-чуть и все..." Но на беду эти 60 м по РВ оказались не теми 60 м, на которые он рассчитывал. Если бы высота диктовалась сначала по барометрическому высотомеру, а потом по РВ, то это были бы 60 м над уровнем полосы. А тут высоты над уровнем полосы уже не было. Плюс высокая вертикальная скорость.
Да. Еще проходила инфа (правда, потом ее опровергли, но кто знает, что было на самом деле?), что главком сказал, что он будет командиром и берет на себя ответственность за то, чтобы доставить Президента. По-любому похоже, что КВС ждал от вышестоящего начальника команды. Тем более, что тот был летчиком, и командир мог рассчитывать на понимание ситуации.
Согласен. Хотя, кто знает, что бы сделал главком, если бы посмотрел бы на ситуацию трезвым взглядом.



Еще момент. Когда командир Як-40 говорил о погоде на Северном, сначала интонация была, что ловить тут нечего. Но потом, похоже, понял, что на него могут спустить всех собак, и пошел на попятную - сказал, что в принципе можно попробовать.