Катастрофа Ту-134 СССР-65120 под Сыктывкаром 02 июля 1986 г.

YARYCK

Местный
Ищу всю информацию об этой катастрофе. Во всём интернете нахожу только подобную информацию http://www.airdisaster.ru/database.php?id=72 и больше ничего... Возможно кто-то из участников этого форума обладает подробностями - что на самом деле произошло? Отказ техники, либо нарушение правил перевозки багажа? Как всё происходило? Вопросов много, а ответов на них нет.
Надеюсь на помощь
 
Реклама
Этот случай обсуждался. Может быть, еще и поэтому Oldeng, обладая достаточно точной информацией, не желает много строчить на клавиатуре.
Приведу мнение одного КВС Ту-134 СОАО:
"После загорания сигнализатора "Дым в багажнике" бортмеханик пошёл проверить, в чём дело, т.к. ложное срабатывание этого сигнализатора от паров системы кондиционорования - вполне обычное явление. Вернулся - сказал: "Горим". КВС не поверил! Или не хотел верить. Пошёл сам. Самолёт в это время стремительно удалялся от аэродрома с набором высоты. Через минуту вернулся, молча сел, пристегнулся и начал разворачиваться одновременно аварийно снижаясь. Снизились они очень быстро и из-за низкой высоты потеряли сигналы радионавигационных средств аэропорта и связь. Какое-то время с произвольными курсами носились над лесом под низкой кромкой облаков пока не решили садиться из-за уже непереносимого дыма. Всё это, включая поход КВС в багажник и полёт в сторону от аэродрома заняло 17 - 18 минут. За это время с этого удаления и высоты можно вполне было долететь до аэродрома. Конечно, задним числом и со стороны мы все умные. Но, налицо два нелогичных ошибочных действий экипажа - позднее принятие решения на возврат и совершенно непродуктивное экстренное снижение, которое только удлинило путь к аэродрому и, в конце концов, сделало невозможной нормальную посадку вообще."
Вот что рассказал Oldeng 4 года назад:
"2 июля 65120 шел рейсом 2306 Воркута-Шереметьево. Для дозаправки в 9.07 сел в Сыктывкаре. По этому случаю досадили 5 пассажиров, в т.ч. двоих граждан Болгарии.
Всего стало 86 пассажиров (в т.ч. 19 детей), экипаж 4+2. Взлетели в 9.55, через 16 минут в наборе 5600м доложил о возврате из-за пожара в заднем багажнике, применил экстренное снижение, в 10.18 сообщил об интенсивном задымлении салона и о решении садиться на лес. В 10.27 при посадке на лесной массив на удалении 75 км от аэродрома самолет разрушился и полностью сгорел.Погибли 52 пассажира и 2 члена экипажа (штурман Дмитриев А.Я. 1957 г.р. и бортмеханик Шамырканов С.И. 1958 г.р.).
Расследование комиссией МАК шло 5 месяцев, потребовало более 50 дополнительных исследований в разных НИИ и организациях, в его ходе заменен председатель комиссии, материалы заняли 4 тома толщиной по 6-8 см.
Акт подписан 04.12.86 с особым мнением представителей МАП.
Все эти трудности вызваны практически полным уничтожением самолета наземным пожаром, в результате могли быть названы лишь вероятные причины - уйма исследований мало что дала.
Возможной причиной названо "возгорание запрещенных к перевозке самовоспламеняющегося вещества или жидкости в багаже пассажиров с последующим проникновением горящей жидкости в подпольное пространство или возгорание пропитанной горючей жидкостью изоляции электропроводов в подпольной части заднего багажного отделения".
Отмечены допущенные экипажем отклонения от требований РЛЭ по ряду моментов. "Тщательный анализ действий экипажа показал,что указанные отклонения не оказали существенного влияния на исход полета".
Многие выжившие, включая пилотов, обязаны этим бортпроводникам Казакову Е.Е. и Кучаевой В.В., под проливным дождем, в лесу, при температуре 4 градуса организовывавшим эвакуацию людей и оказывавшим им помощь в течение 3 часов, до прибытия первого вертолета (поиск затянулся из-за сложных метеоусловий и неточных данных ПВО)."
 
Андрей 65000, Спасибо! По поводу времени - вечер или утро: у меня была информация, что это был рейс 2312, а это вечерний рейс, он уходил из ВКТ около 8-9 часов вечера. Возможно я что-то не так понял из рассказа одного из бывших работников нашего аэропорта((( Поэтому и возникла путаница.
Расследование комиссией МАК шло 5 месяцев, потребовало более 50 дополнительных исследований в разных НИИ и организациях, в его ходе заменен председатель комиссии, материалы заняли 4 тома толщиной по 6-8 см.
Акт подписан 04.12.86 с особым мнением представителей МАП.
Все эти трудности вызваны практически полным уничтожением самолета наземным пожаром, в результате могли быть названы лишь вероятные причины - уйма исследований мало что дала.
И снова камень претконвения. Значит причина этого АП так и осталась невыясненной?
Вот что рассказал Oldeng 4 года назад:

Приведу мнение одного КВС Ту-134 СОАО:
Это на этом форуме? Там есть более подробная информация? Где это можно почитать?
ЗЫ: прошу прощения за назойливость
 
YARICK, пожалуйста.
То, что перепутали (а не придумали отсебятину), все же простительнее. Бывает у всех. Но, Вы же сами наверное, порой удивляетесь противоречивой информации по только-что произошедшим катастрофам. И ведь кто-то выдумывает и приписывает, обладая минимальной информацией еще несколько строк отсебятины. И чем невероятнее, тем более подхватывается разными СМИ и разносится.
Источник прошлого обсужденеия в инете я не приведу. Но надеюсь, когда у Oldenga (Старого Инженера) появится время, он сможет добавить еще факты. Причина (в общих чертах, не для авиатехников) понятна - задымление заднего багажного отделения. А уж что там именно дымило - варенье или пластмасса с дермантином - не так уж и важно.
Добавили рекомендацию - отключать все не критичные в данный момент электропотребители. Ошибочным действием было и открытие форточки в кабине. Дым как в трубе пошел в кабину, стало только хуже и пассажирам и экипажу. Вот так мне запомнилось. Но, уверен, Oldeng может ответить точнее.
 
Отмечены допущенные экипажем отклонения от требований РЛЭ по ряду моментов. "Тщательный анализ действий экипажа показал,что указанные отклонения не оказали существенного влияния на исход полета".
добавление к сказанному выше мнению "одного КВС Ту-134 СОАО":
После загорания сигнализатора "Дым в багажнике" бортмеханик пошёл проверить, в чём дело, т.к. ложное срабатывание этого сигнализатора от паров системы кондиционирования - вполне обычное явление. Вернулся - сказал: "Горим". КВС не поверил! Или не хотел верить. Пошёл сам. Самолёт в это время стремительно удалялся от аэродрома с набором высоты. Через минуту вернулся, молча сел, пристегнулся и начал разворачиваться одновременно аварийно снижаясь. Снизились они очень быстро и из-за низкой высоты потеряли сигналы радионавигационных средств аэропорта и связь. Какое-то время с произвольными курсами носились над лесом под низкой кромкой облаков пока не решили садиться из-за уже непереносимого дыма. Всё это, включая поход КВС в багажник и полёт в сторону от аэродрома заняло 17 - 18 минут. За это время с этого удаления и высоты можно вполне было долететь до аэродрома. Конечно, задним числом и со стороны мы все умные. Но, налицо два нелогичных ошибочных действий экипажа - позднее принятие решения на возврат и совершенно непродуктивное экстренное снижение, которое только удлинило путь к аэродрому и, в конце концов, сделало невозможной нормальную посадку вообще. По причинам защиты чьих-то мундиров этого в заключении комиссии не прозвучало. Лучше пусть кто-то следующий ещё раз на те же грабли наступит. Светлая память погибшим!
Самое ужасное, что рядом находился военный аэродром, на котором вояки садиться запретили - по условиям секретности. Если бы садились на него, всё было бы нормально, а так им пришлось ещё пилить, вот и не допилили...


Почти идентичная ситуация произошла 13 января 1990 года на Ту-134А СССР-65951 :
"Через 22 минуты после взлета из Тюмени, на высоте 10 600 м сработала сигнализация "дым в заднем багажном отсеке", далее аварийная посадка на поле, итог - погибло 24 человека, еще трое позже умерли в больницах от травм...

06 мая 1997 на Ту-134А-3 RA-65620 при вылете из Дубая возникло задымление в заднем багажном отсеке. Причина - разрушение ПТС. Багаж начал плавиться т.к. стенки багажника раскалились. До пожара дело не дошло, поскольку закрыли отбор и вернулись в Дубай. Очень вероятно, что такая же причина была на СССР-65120 и СССР-65951 под Первоуральском, т.к. совпадают многие детали. У комиссии по расследованию 65620 такая мысль была. Дефект опасный, но, к сожалению рекомендаций издано не было и в РЛЭ Ту-134 такой отказ не рассматривается...
 
Последнее редактирование:
Рассказывали, что и в салоне кто-то открыл один из 4-х аварийных выходов ещё в полёте.

Самое ужасное, что рядом находился военный аэродром, на котором вояки садиться запретили - по условиям секретности. Если бы садились на него, всё было бы нормально, а так им пришлось ещё пилить, вот и не допилили...
Cамое ужасное, на самом деле, в неуемной жажде фантазировать и упиваться обсуждением слухов и своих фантазий (только без обид!)
По первой цитате комментировать нечего, а вот по второй попробую.
1. Кровожадные ужасные вояки ничего не запрещали, поскольку к ним с таким запросом никто и не обращался, а экипаж, к сожалению, не включил сигнал "бедствие", что отражено в материалах раследования.
2. Аэродром "Савватия" на тот момент не был включен в перечень запасных для ГА, поэтому в наших сборниках никаких данных по нему не было (тоже вошло в материалы с рекомендациями по устранению).
3. Полетов на аэродроме в тот день не было, все средства были отключены, по местной инструкции для их запуска и готовности требуется не менее 15 минут. На согласования и объяснения ушло бы минут 10. В момент возникновения ситуации самолет был в 140 км от Сыктывкара и в 110 - от Савватии.
4. Погода быля с нижним краем 80м, плюс 1, снег, а садиться пришлось бы (если б все утряслось) на незнакомый аэродром по ОСП.
Поверьте, эта тема всестроннне и дотошно исследовалась и большинством голосов комиссия признала, что такой вариант решения к безусловному успеху не вел.
А вот насчет "пилить" - от лукавого! Траектория полета машины в вертикальной и горизонтальной плоскостях достойна разных оценок, но равноудаленных от понятия "долго и нудно тянуть".
Задним числом все мудры, поэтому легко признать, что идальный путь к спасению лежал через разворот и оптимальный расчет на свой аэродром. Однако, противоречия в руководящих документах и страх возможности открытого пожара спровоцировали КВС на иные, в т.ч. и ошибочные, действия.
 
Ищу всю информацию об этой катастрофе.
Был непосредственным участником данного "авиапроишествия". Сидел на месте 2В. Есть некоторые неточности, в описани тех событий. Например, время ожидания помощи. На самом деле вывезли нас около 19 часов. Мы уже обсуждали планы пешего похода (только никто не знал куда идти). Лично слышал от командира, что о нашем проишествии он успел сообщить.(это к вопросу о потере связи) и о том, что не дали посадку на полосу почти прямо под нами, тоже была информация(правда её источника сейчас не припомню). Могу сказать точно, что ещё пара минут полета и выживших бы не было вовсе. (все бы просто задохнулись.) Дым заполнил салон очень быстро и только почти моментальное снижение и "посадка" позволили нам выжить. Был бы очень признателен, если кто-нибудь сообщит контакты (адреса) командира и других членов экипажа. Хотелось бы выразить им свою благодарность. А так же благодарность тому, (сейчас я не помню), кто из спасшихся смог зажечь костер в насквозь промокшем лесу.

---------- Добавлено в 01:26 ----------

в то время все говорили о аккумуляторе, который перевозился в багаже. И о том, что при падении давления кислота из него вытекла и привела к замыканию электропроводки.(а может его (АКБ) просто перевернули вверх дном грузчики???)
 
Дым заполнил салон очень быстро и только почти моментальное снижение и "посадка" позволили нам выжить. Был бы очень признателен, если кто-нибудь сообщит контакты (адреса) командира и других членов экипажа. Хотелось бы выразить им свою благодарность. А так же благодарность тому, (сейчас я не помню), кто из спасшихся смог зажечь костер в насквозь промокшем лесу
Контактную информацию о членах экипажа наверное только в аэропорту Сыктывкара можно найти. Но наверняка её никто не даст.
 
2 июля 65120 шел рейсом 2306 Воркута-Шереметьево. Для дозаправки в 9.07 сел в Сыктывкаре. По этому случаю досадили 5 пассажиров, в т.ч. двоих граждан Болгарии.
А кто-нибудь знает, какова их судьба? Оно уцелели или погибли? Вплоть до конца 80-х в Коми на лесоповале работало много наших. Даже было четыре болгарских поселка- Усогорск, Благоево, Верхнемезенск (Горни Мезен) и Междуреченск.
 
Реклама
А кто-нибудь знает, какова их судьба? Оно уцелели или погибли? Вплоть до конца 80-х в Коми на лесоповале работало много наших. Даже было четыре болгарских поселка- Усогорск, Благоево, Верхнемезенск (Горни Мезен) и Междуреченск.
Я списка пассажиров того рейса нигде не нашёл. Об экипаже есть информация, а о пассажирах нет ничего.
 
Я списка пассажиров того рейса нигде не нашёл. Об экипаже есть информация, а о пассажирах нет ничего.
Спасибо YARYCK,
Попытаюсь узнать на forum.aeropress-bg.com у ветеранов болгарской авиации. Может бъть кто-то что-нибудь слъшал...
 
В числе 54 погибших - Етов Иордан Христов 1964 г.р.,
в числе 38 травмированных - Нейчев Бойко Киров 1964 г..,
оба на тот момент - жители Благоево (Коми АССР).
 
КВС жив. Место его жительства известно.
Но вот вряд ли он захочет вспоминать тот ужас, когда 60% твоих пассажиров погибли. Зная КВСа, я лично не решаюсь задавать ему вопросы по этой катастрофе.
 
Мой брат был в числе летевших этим рейсом. Он много ракссказывал об
этой катастрофе. Зовут его Косоногов Андрей Николаевич живет в городе Воркута.
 
Ирина Косоногова, интересна любая информация. Вы можете хотя бы вкратце пересказать то, о чём рассказывал брат?
 
Реклама
Назад