сайт china-defense-mashup.com (23 августа 2008 г.) опубликовал материал со ссылкой на китайский блог, в котором один из сотрудников Технологического института AVIC сообщил о некоторых секретных разработках. Это был отчет с посещения Шеньянской авиастроительной корпорации SAC (Shenyang Aircraft Corporation). Позднее эта статья была удалена из блога.
В статье китайского инженера было рассказано о работах по созданию палубного истребителя, разработке истребителя пятого поколения и даже о некой совместной разработке с Россией «анти-стелс» БЛА.
Институт занят модернизацией истребителя-бомбардировщика J-8II. В настоящее время истребители версий J-8B/C/H оснащены ракетами воздушного боя PL-11 (копия российской УР с дальностью стрельбы 20-22 км), способными уничтожать низколетящие цели. Вариант J-8F оснащен новой авионикой и ракетами PL-12 с активной РЛ ГСН (дальность стрельбы 55 км). Разработан противорадиолокационный вариант J-8G, вооруженный ПРЛР YJ-91. Новейшая версия истребителя JZ-8 оснащена подвесным контейнером с оптико-электронной разведывательной аппаратурой и линией передачи данных.
В блоге также говорилось, что с 2002 года Китай разрабатывает собственный вариант истребителя Су-27 под обозначением J-11B, на его базе создается палубный боевой самолет J-15. Однако при разработке посадочного крюка, сокращении длины хвостовой балки и механизма складывания крыла возникли трудности, которые заблокировали дальнейший ход программы.
Истребитель пятого поколения под обозначением Snowy Owl («Снежная сова») является единственным вариантом, известным внешнему миру. Он разрабатывается по схеме триплан (с ПГО), должен обладать низкой радиолокационной сигнатурой (ЭПР 0,3 кв. м), сверхзвуковой крейсерской скоростью и сверхманевренностью.
Также сообщается, что использование передних управляющих поверхностей на китайском истребителе пятого поколения вызывает большие споры среди инженеров. Сообщается, что ВВС НОАК не способны в глобальном плане противостоять ВВС США.
Техническое и технологическое превосходство американских истребителей F-22 и F-35 признается Китаем, и потому страна пошла на совместную разработку с Россией стратегического «анти-стелс» БЛА с большой высотой и дальностью полета. Этот российско-китайский БЛА обозначается как Supernal Hawk. Эти аппараты на самом деле станут элементом авиационной бистатической радиолокационной системы обнаружения малозаметных боевых самолетов противника. Вероятно, Supernal Hawk будет действовать совместно с самолетами ДРЛО KJ-2000 (на базе Ил-76). Типичным методом развертывания такой системы является вынос одного БЛА, который на большой высоте должен барражировать над западной частью Тихого океана и просматривать воздушное пространство в сторону Японии и Гуамских островов. Его задачей является своевременное обнаружение истребителей F-22 и F-35, а затем передавать данные на борт самолета ДРЛО или на другие БЛА, с последующей ракетной атакой истребителей-перехватчиков.
Основными проблемами этого проекта являются разработка дизайна, высокоэкономичного турбовентиляторного двигателя, способного обеспечивать продолжительный полет, и современная бортовая аппаратура. Китай планирует получить от России соответствующий требованиям турбовентиляторный двигатель и использовать опыт русских в проектировании летательных аппаратов. Оборудование БЛА, вероятно, будет китайского производства. Основным элементом БРЭО станет РЛС с активной фазированной решеткой конформного типа.
Китай рассчитывает на помощь России в разработке «анти-стелс» БЛА
China Aviation Industry Corporation I (CAIC1)
БПЛА Anjian (Dark Sword)
В 2006 году на авиавыставке в Чжухае Китай продемонстрировал концепцию БЛА Dark Sword («Темный меч»). Стало ясно, что эта страна довольно активно занимается разработками БЛА и способна значительно сократить технологический разрыв с западными странами в этой области военной техники.
По материалам militaryparitet.com
Фото китайского БЛА «Тяньчи» (Tianchi, разработка Chengdu Aircraft Corporation, аналог американского RQ-4 Global Hawk)