Вот по теме недавно было (
отсюда):
Перевод статьи из корпоративного издания «Чжунго ханкун бао» китайской государственной авиастроительной корпорации AVIC. Статья, подписанная председателем совета директоров AVIC Линь Цзоминем, посвящена памяти генерального конструктора китайского палубного истребителя J-15, генерального директора шэньянского предприятия Shengyang Aircraft Industry Corporation Ло Яна (скончался 25 ноября в возрасте 51 года на борту авианосца «Ляонин» после успешной посадки самолетов J-15 на авианосец). Публикация, посвященная многочисленным заслугам покойного, содержит ряд интересных подробностей о работе китайской промышленности.
В частности, в статье раскрываются противоречия, существующие в рамках AVIC между разработчиками самолетов и авиационных двигателей:
«В силу исторических причин, авиационные двигатели являются «бутылочным горлышком» нашей авиационной промышленности. Поскольку технология недавно разработанных двигателей является не вполне зрелой, их установка на самолет, находящийся в стадии летных испытаний, может вызвать проблемы с безопасностью. Если произойдет авария, авиационному заводу придется трудно. Если смотреть с узко корпоративной точки зрения, производитель летательных аппаратов не заинтересован в использовании нового и недостаточно зрелого двигателя. Но специалисты знают, что двигатель нужно не только разработать и произвести, но и обкатать. Без масштабного использования на самолете, проблемы, потенциально имеющиеся у нового двигателя, трудно обнаружить и разрешить. Поэтому я обратился к товарищу Ло Яну и выразил пожелание, что Шэньян покажет пример в использовании новых отечественных двигателей в оснащении своих новых самолетов и он немедленно согласился. В последние годы в нашей стране появились два новых важных типа двигателей и оба они были впервые использованы на шэньянских самолетах. В ходе их использования обнаружилось немало проблем, это причинило Шэньяну немало неудобств и даже вызвало определенные экономические трудности. Но Ло Ян не жаловался, он считал, что для ускорения развития отечественного двигателестроения предприятие должно принять на себя определенные риски, заплатить определенную цену и он согласен был взять это на себя. Сегодня эти оба типа двигателей становятся все более зрелыми, начали входить в стадию массового производства и получили хорошие отзывы потребителей. Без Ло Яна и Шэньянской корпорации авиационной промышленности этот результат не был бы достигнут».
Таким образом, установка двигателей китайского производства на китайских опытных истребителях в последние годы во всех случаях была следствием давления со стороны топ-менеджмента AVIC (куда входит и двигателестроительный холдинг) на финальных производителей авиатехники. Ло Ян был более восприимчив к подобному давлению, чем менеджмент других китайских производителей авиатехники, включая второго производителя истребителей Chengdu Aircraft Industry Corporation. Главной целью установки китайских двигателей на опытные образцы китайской авиатехники является наработка опыта проектирования и совершенствование конструкций самих двигателей; из этого вовсе не следует, что потребности серийного производства планируется закрывать исключительно китайскими поставками. Возможно, что говоря о «двух типах двигателей», Линь Цзомин имеет в виду различные модификации WS-10 Taihang, которые могут устанавливаться на производимые в Шэньяне самолеты J-11B/BS, J-15, J-16. Летные испытания шэньянского варианта истребителя пятого поколения J-31 (может оснащаться двигателями WS-13) начались только в октябре 2012 года, незадолго до смерти Ло Яна; говорить о каком-то глубоком обобщении опыта этих испытаний, очевидно, нельзя.
Другой заслугой Ло Яна называется ускорение сроков разработки новых самолетов в Шэньяне. В частности, указывается, что в последние годы на предприятиях китайского авиапрома начали создаваться так называемые штабы или центры быстрого реагирования, координировавшие работы по доработке и испытаниям новых образцов техники. Ло Яну в 2009 году было поручено возглавить такой «центр быстрого реагирования» в Шэньяне, чтобы ускорить работы над неким новым типом самолета, говорится в статье. В результате, весь процесс создания прототипа нового самолета с момента подготовки проекта и до первого полета уложился в 10.5 месяцев. Вероятно, речь идет именно о J-15, первый полет которого состоялся в конце августа 2008 г (работа центра велась и до назначения Ло Яна).
Судя по статье, причиной скоропостижной смерти Ло Яна стало перенапряжение сил от наложившихся друг на друга событий: начала испытаний прототипа шэньянского истребителя пятого поколения J-31 и начала испытаний J-15 на авианосце. Покойный конструктор принимал личное участие в каждом из проектов, вникая во все детали, а во время посадки J-15 на авианосец «находился в 20 метрах от точки касания палубы». Работал зачастую после полуночи, не обращая внимания на собственное состояние и отказываясь посещать врача. Судя по статье, на борту «Ляонина» вскрылось большое количество проблем, требовавших немедленного решения, что и вызвало напряжение сил конструктора, срочно прибывшего на борт корабля на вертолете 18 августа, спустя 10 дней после его выхода в море и за неделю до официально объявленной первой даты полета J-15.