Китай идет вперед

J-15 (фактически Су-27)
там уже далеко не Су-27. Точнее, это вообще не Су-27, а сравнивать нужно с Су-33, поскольку к китайской версии Су-27 добавлено переднее горизонтальное оперение, система складывания крыльев, горизонтального оперения, приемника воздушного давления и хвостового обтекателя; была установлена носовая стойка шасси, основные стойки шасси были укреплены; добавлен посадочный гак; установлена штанга дозаправки в воздухе; оптико-локационная станция была перемещена на правый борт.
Но и от Су-33 машина получила много отличий.
На палубной версии (так же, как и на сухопутной J-11В ) стоит двигатель FWS10 Taihang китайской разработки, в базе которого лежит двигатель General Electric F110, с добавлением части технологий российского АЛ-31 (коробка приводов и пр). Его тяга на номинальном режиме составляет 77,6кН, при использовании форсажа – 132кН. Для сравнения, двигатель АЛ-31Ф на номинальном режиме обладает тягой 72,8кН и 125кН на форсажном режиме. Отношение массы двигателя к тяге составляет 7,5, что выше показателей Ал-31Ф (7,1). И, что главное для китайцев и печальное для нас, этот движок освоен китайцами в производстве полностью, и выпуск его уже без всякого импорта из РФ и США все растет и растет

Сам планер сделан с большим использованием композитов, что снизило массу на 700 кг - причем в ожидании новой авионики следующего поколения китайцы были вынуждены даже для сохранения центровки носовую часть утяжелить балластом. ЭПР тоже получена меньше на 25%, чем на Су-27

Новая китайская импульсно-допплеровская РЛС управления вооружением (также, как и двигатель) во многом скопированная с американской), которая может одновременно обнаруживать 20 целей и наводить ракеты на шесть из них. Оборудование пилотской кабины было еще улучшено за счет установки голографического ИЛС
 
только вот ресурс, по слухам, никак за сотню часов не перевалит, проблема в лопатках турбины.
 
этим "слухам" уже лет 5-6, и это как раз про попытки сделать "copy-paste" АЛ-31. А копирование F110 прошло удачнее, как говорят, за счет большего числа китайцев, знакомых с американскими технологиями и вернувшихся после учебы/практики/работы в США домой.
Во разрабатывать самим получается пока плохо - есть гении, но их мало (кстати, каким был контуруктор этого палубника, скончавшийся 3-4 недели назад, в конце Декабря), а вот в перенос и локализацию производства они могут себе позволить вложить практически безлимтные ресурсы, и в последнее время добиваются впечатляющих результатов
 
Lukas, откуда инфа, что "Тайхан" содран с F110? кто им дал то?
Судя по имеющимся фото, из 6 известных J-15 "Тайхан" стоит только на одном-двух. ИМХО Вы уж слишком идеализируете состояние дел с китайскими движками... По крайней мере сегодняшнее. Косвенное свидетельство тому - непрекращающиеся, а только растущие закупки "салютовских" двигателей разных модификаций.
И по РЛС. Где они взяли американскую для копирования? По мнению наших ведущих радарщиков, видевших что стоит на J-11B (а значит и J-15), в основе ее - фазотроновский "Жемчуг"
Про проблемы с китайскими движками и отношение к ним скончавшегося 25 ноября (а не декабря) руководителя Шэньянской корпорации Ло Яна можно почитать в недавней статье в корпоративном издании AVIC (перевод есть тут)
 
Последнее редактирование:
A.F.,
1) Информация по F110- с общения на крайних китайских авиасалонов. Конечно, с одной стороны любой салон - это всегда немного надувание щек. С другой - поскольку китайцы представляли эти программы не только широкой публике, но и потенцальным покупателям их техники, особо завираться им тоже было не с руки, не в их традициях.
2) Закупки Ал-31 - да, но тут тоже нужно понимать, что:
- уж кто-кто, а китайцы сейчас могут позволить себе не складывать яйца в одну корзину. Работы по освоению и модернизации нового не означают отказа от параллельного массового использования массового "старого". Достаточно посмотреть на интенсивность работ по истребителям поколения 4+ (вкл и J-31) при параллельном массовом выпуске линейки, корни которых уходят еще к Миг-21 и 19.
- Taihang-ы (F110) и Ал-31 скорее всего незаменяемы без серьезной переделки планеров и систем, так что даже при при самом удачном раскладе китайцы, с учетом большого парка российских Су-27 и его китайских копий все равно еще долго будут привязаны к закупкам из России. Парк техники под Ал-31 большой, собственное производство не компенсирует выработку ресурса от достаточно интенсивной (в отличии от ВВС РФ) эксплуатации + необходимое создание стратегического резерва двигателей "на случай чего", а ведь помимо "Сушек" у китайцев есть немало других проектов использования F110 на других проектах. Планеры (под каждый из которых нужн несколько комплектов силовых установок) китайцы способны штамповать гораздо быстрее, чем двигатели, поэтому за закупки еще долго можно быть спокойны.

ну а фраза "кто ж им даст" - это вообще не про Китай. Им никто не дает копировать, но это их ее ни на миллисекунду не останавливало
 
Lukas, за основу же они брали Су-27, понятно что сравнивать с аналогом нужно
 
Не, за основу они брали все же Су-33, точнее, Су-27К.
 
имелось ввиду не кто им разрешит/запретить копировать, а где им достать F110 для "ре-инжиниринга". Скорее всего тут могло иметься ввиду следующее. У них было несколько CFM56 давным давно (а щас с ними у них вообще проблем нет). Как известно, корни F101-GE и СФМа общие (по газогенератору), а F110-GE является развитием F101-GE. Так что вот если так считать - то вполне м.б., что опыт изучения CFM56 был использован. Но еще более вероятно, что был использован опыт изучения АЛ-31Ф, коих у них в избытке, причем покупают они их как целиком, так и "россыпью". А вот "живой" F110 им где взять/купить? У паков? так они вроде только начали получать F-16 с F110, до сих пор были только с F100-PW вроде бы, да и далеко не факт что поделились бы...
А кому их потенциальных покупателей они могут сватать Тайхан? Тем же пакам, кому активно предлагается J-10? Клоны Су-27 то они никому не продают и вряд ли станут в обозримом будущем. На этом Чжухае "Тайхана" не было, только в одной электронной презентушке на китайском фотка и одна фраза текста с указанием тяги 12500 кгс. На прошлом - был полноразмерный макет без каких бы то ни было данных. А потом как Вы себе представляете их общение с потенциальным покупателем Тайхана: типа купите у нас Тайхан, т.к. мы его содрали с F110? Они ж по-моему принципиально отрицают какие бы то ни было даже намеки на "заимствование" зарубежных разработок. Достаточно вспомнить статью в «Жэньминь Жибао» от 26 ноября 2012 г. под названием «Обвинения «Цзянь-15» в плагиате беспочвенны» (ее русскоязычную версию можно найти на сайте газеты). Она стоит того
 
Вот по теме недавно было (отсюда):

Перевод статьи из корпоративного издания «Чжунго ханкун бао» китайской государственной авиастроительной корпорации AVIC. Статья, подписанная председателем совета директоров AVIC Линь Цзоминем, посвящена памяти генерального конструктора китайского палубного истребителя J-15, генерального директора шэньянского предприятия Shengyang Aircraft Industry Corporation Ло Яна (скончался 25 ноября в возрасте 51 года на борту авианосца «Ляонин» после успешной посадки самолетов J-15 на авианосец). Публикация, посвященная многочисленным заслугам покойного, содержит ряд интересных подробностей о работе китайской промышленности.

В частности, в статье раскрываются противоречия, существующие в рамках AVIC между разработчиками самолетов и авиационных двигателей:

«В силу исторических причин, авиационные двигатели являются «бутылочным горлышком» нашей авиационной промышленности. Поскольку технология недавно разработанных двигателей является не вполне зрелой, их установка на самолет, находящийся в стадии летных испытаний, может вызвать проблемы с безопасностью. Если произойдет авария, авиационному заводу придется трудно. Если смотреть с узко корпоративной точки зрения, производитель летательных аппаратов не заинтересован в использовании нового и недостаточно зрелого двигателя. Но специалисты знают, что двигатель нужно не только разработать и произвести, но и обкатать. Без масштабного использования на самолете, проблемы, потенциально имеющиеся у нового двигателя, трудно обнаружить и разрешить. Поэтому я обратился к товарищу Ло Яну и выразил пожелание, что Шэньян покажет пример в использовании новых отечественных двигателей в оснащении своих новых самолетов и он немедленно согласился. В последние годы в нашей стране появились два новых важных типа двигателей и оба они были впервые использованы на шэньянских самолетах. В ходе их использования обнаружилось немало проблем, это причинило Шэньяну немало неудобств и даже вызвало определенные экономические трудности. Но Ло Ян не жаловался, он считал, что для ускорения развития отечественного двигателестроения предприятие должно принять на себя определенные риски, заплатить определенную цену и он согласен был взять это на себя. Сегодня эти оба типа двигателей становятся все более зрелыми, начали входить в стадию массового производства и получили хорошие отзывы потребителей. Без Ло Яна и Шэньянской корпорации авиационной промышленности этот результат не был бы достигнут».

Таким образом, установка двигателей китайского производства на китайских опытных истребителях в последние годы во всех случаях была следствием давления со стороны топ-менеджмента AVIC (куда входит и двигателестроительный холдинг) на финальных производителей авиатехники. Ло Ян был более восприимчив к подобному давлению, чем менеджмент других китайских производителей авиатехники, включая второго производителя истребителей Chengdu Aircraft Industry Corporation. Главной целью установки китайских двигателей на опытные образцы китайской авиатехники является наработка опыта проектирования и совершенствование конструкций самих двигателей; из этого вовсе не следует, что потребности серийного производства планируется закрывать исключительно китайскими поставками. Возможно, что говоря о «двух типах двигателей», Линь Цзомин имеет в виду различные модификации WS-10 Taihang, которые могут устанавливаться на производимые в Шэньяне самолеты J-11B/BS, J-15, J-16. Летные испытания шэньянского варианта истребителя пятого поколения J-31 (может оснащаться двигателями WS-13) начались только в октябре 2012 года, незадолго до смерти Ло Яна; говорить о каком-то глубоком обобщении опыта этих испытаний, очевидно, нельзя.

Другой заслугой Ло Яна называется ускорение сроков разработки новых самолетов в Шэньяне. В частности, указывается, что в последние годы на предприятиях китайского авиапрома начали создаваться так называемые штабы или центры быстрого реагирования, координировавшие работы по доработке и испытаниям новых образцов техники. Ло Яну в 2009 году было поручено возглавить такой «центр быстрого реагирования» в Шэньяне, чтобы ускорить работы над неким новым типом самолета, говорится в статье. В результате, весь процесс создания прототипа нового самолета с момента подготовки проекта и до первого полета уложился в 10.5 месяцев. Вероятно, речь идет именно о J-15, первый полет которого состоялся в конце августа 2008 г (работа центра велась и до назначения Ло Яна).

Судя по статье, причиной скоропостижной смерти Ло Яна стало перенапряжение сил от наложившихся друг на друга событий: начала испытаний прототипа шэньянского истребителя пятого поколения J-31 и начала испытаний J-15 на авианосце. Покойный конструктор принимал личное участие в каждом из проектов, вникая во все детали, а во время посадки J-15 на авианосец «находился в 20 метрах от точки касания палубы». Работал зачастую после полуночи, не обращая внимания на собственное состояние и отказываясь посещать врача. Судя по статье, на борту «Ляонина» вскрылось большое количество проблем, требовавших немедленного решения, что и вызвало напряжение сил конструктора, срочно прибывшего на борт корабля на вертолете 18 августа, спустя 10 дней после его выхода в море и за неделю до официально объявленной первой даты полета J-15.
 
А вот "живой" F110 им где взять/купить?
Эти ребята найдут где. В конце концов, двигатель, который 20 лет по всему миру рассылается, можно и по частям собрать. Или на месте не жалко выслать бригаду конструкторов в тот же очень дружественный Пакистан и сидеть в каком-нибудть Пешаваре вдали от чужих глаз столько, сколько нужно. Впрочем, учитывая отношения и объем сделок между двумя странами, я не думаю, что пакистан зажал бы один двигатель ради хорошего контракта по другой технике.

ну этот-то мир тесен до безобразия вес прекрасно знают, кто что у кого срисовывал, всех интересуют лишь результат: ТТХ, цена, ресурсы, условия поставки.

Су-27 самим пока не хватает (Армия-то какая огромная), а вообще по торговле как оружием вообще (Norinco),, так и боевой авиацией (AVIC) они чуть ли не впереди планеты всей.
Позволю себе процитировать приведенный Вами же же ресурс:
Так что с поиском "кому бы?" у них, как видно, проблем немного.
 
timsz, основная прибыль делается на внешнем
 
А что они в таком количестве экспортируют?
 
А что они в таком количестве экспортируют?
если про самолеты, то:
 
По-моему, 112 истребителей на экспорт - это мало, чтобы приблизиться по объемам к Боингу. Нет? Сухой столько же продает (и более дорогих, подозреваю), но до Локхида не дотягивает.
 
ну и ыщщо вдогон. Этот на экспорт тоже не скоро пойдет, но как показатель производительности их КБ и промышленности достаточно интересный уже года как проходщий испытания:
http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=-9EtA8nivF4!

и вот этот, свежий:
 
Последнее редактирование:
а вот китайские боевые вертолеты.
Кто скажет "я где-то составные кусочки этой техники уже видел" - глубоко оскорбляет весь трудолюбивый китайский народ! Все спизж......сконструировано самостоятельно, только опираясь на внутренние ресурсы и волю к победе.
http://mil.cnr.cn/jstp/yczp/201301/t20130117_511798387.html

5й бригада армейской авиации Нанкинского военного округа Народно-освободительной армии Китая, это была первая из известных на данный момент 4-5 бригад, что в последние пару лет получили новые ударные вертолеты Z-10 (Чжи-10). На вооружении 5й бригады состоят также вертолеты Z-9(Чжи-9), Z-8(Чжи-8) и Ми-17

Особо интересная вот эта первая фотография, на которой крупным планом показан шлем пилота ударного вертолета Z-10. В кабине вертолета сидит начальник штаба бригады.


Z-10 производит пуск новой противотанковой управляемой ракеты HJ-10


На следующем фото слева начальник штаба бригады - Шэн Цзяньчжун, а справа У Симин - генеральный конструктор Института по разработке вертолетов при Китайской корпорации авиационной промышленности (602 НИИ) и непосредственного данного вертолета Z-10.







Ударная модификация Z-9 - вертолеты Z-9WA с ПТУР HJ-8


http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=FJ0ALxW3HNY


---------- Добавлено в 22:31 ----------


Ну и еще одна машинка: известный J-10, но в пока редкой двухместной модификации.
Еще 10 лет назад те из российских спецов (в основном двигателисты, но и "вольных стрелков-инженеров на частных контрактах хватало"), кто участвовал в летных испытаних и доводке, отмечали как большой недостаток маленькие колесики, особенно переднее.
Так и не исправили с тех пор.....
 
Последнее редактирование:
Строй отлично держат, загляденье просто. Расстояние между бортами пока огромно, но хоть держат четко :


а вот такого "колхоза" - сдвоенные блоки УБ-32 на одном пилоне, да еще и на Су-27.....не ожидал. Кстати, вот эта машина тоже с F110



ну и, конечно, дифченки! - не модели, а строевые пилоты (интересно, что за микропистолетик у них в кобуре?)