Китайская космическая программа

Есть небольшие "дежурные" стенды от мэтров евроамериканского происхождения. Не более того.
Много представлено китайских филиалов известных компаний. Именно как филиалов или совместных предприятий.
Но в целом -- это китайская выставка.
Есть ещё Роскосмос, КРЭТ, ОДК, ОАК ....
То есть китайский междусобойчик....."А как дышала, как дышала" применительно к этой выставке....Почитаешь форум и можно подумать, что это "междупланетный турнир" в Нью-Васюках.
 
Реклама
Да, китайцы.
Европеоидов среди толпы посетителей здесь исчезающе мало.
Более того, они впервые на моей памяти (а я был первый раз в Чжухае еще в 1998 году и затем не пропускал практически ни одной выставки вплоть до ковида) в этом году не аккредитуют на выставку иностранную прессу (исключение только для тех, чьи компании имеют представительства в КНР, т.е. по сути это тоже китайские журналисты). Никогда раньше такого не было. Нет в этом году и традиционных для Чжухая "шоуньюсов" от Aviation Week - хотя у них там раньше было свое представительство и делала эти шоу-ньюсы именно местная китайская редакция. Тем фотографам и корреспондентам из других стран, которым хотелось не смотря ни на что попасть на выставку, пришлось идти на всякие ухищрения и договариваться с компаниями-участниками выставки из их стран о получении пропусков "эгзибиторов" как бы от них. Правда можно было теоретически купить входной билет, но цена в этом году была "конская" по всем меркам, и билеты эти закончились еще до начала выставки. Речь про "рабочие" дни. Кто бывал на Эршоу Чайна в публичные дни, знает, что в выходные туда лучше не соваться - там просто наступить негде. Ну может в этот раз ограничили продажу и билетов для публики, это не знаю.
В былые годы у нас там всегда был свой стенд и мы имели несколько раз неосторожность оставаться там до конца недели, когда большинство некитайских экспонентов уже ретировалось восвояси. Надо было видеть, что устраивали там предприимчивые китайцы на опустевших к субботе стендах иностранных фирм. Большинство захватывалось бойкими торговцами всякой дешевой электроникой, тряпками, моделями самолетов, игрушками и прочим (что запрещено организаторами выставки!). И на наших глазах несколько раз совершались рейды военной полиции (или каких-то еще военизированных служб) - в сопровождении автоматчиков (!) под ужасные крики этих продавцов, вся их эта продукция буквально сгребалась военными в мешки, валилась на грузовики и вывозилась. Но военные уезжали, и всё повторялось снова... Так было и с нашим стендом, когда мы чуть припозднились с прибытием в один из выходных - с него уже бойко торговали какой-то одеждой, прям поверх наших плакатов висели вешалки со всякими шмотками))
Ну а те стенды, что не заняли торговцы, окуппировались простыми китайцами с их неизменными пенопластовыми судочками с рисом и палочками)) Они сидели и лежали на полу, наступить было попросту некуда. С тех пор мы больше на "паблик-дэйз" там никогда не оставались и сворачивались в пятницу.
 
Последнее редактирование:
Более того, они впервые на моей памяти (а я был первый раз в Чжухае еще в 1998 году и затем не пропускал практически ни одной выставки вплоть до ковида) в этом году не аккредитуют на выставку иностранную прессу (исключение только для тех, чьи компании имеют представительства в КНР, т.е. по сути это тоже китайские журналисты). Никогда раньше такого не было. Нет в этом году и традиционных для Чжухая "шоуньюсов" от Aviation Week - хотя у них там раньше было свое представительство и делала эти шоу-ньюсы именно местная китайская редакция. Тем фотографам и корреспондентам из других стран, которым хотелось не смотря ни на что попасть на выставку, пришлось идти на всякие ухищрения и договариваться с компаниями-участниками выставки из их стран о получении пропусков "эгзибиторов" как бы от них. Правда можно было теоретически купить входной билет, но цена в этом году была "конская" по всем меркам, и билеты эти закончились еще до начала выставки. Речь про "рабочие" дни. Кто бывал на Эршоу Чайна в публичные дни, знает, что в выходные туда лучше не соваться - там просто наступить негде. Ну может в этот раз ограничили продажу и билетов для публики, это не знаю.
В былые годы у нас там всегда был свой стенд и мы имели несколько раз неосторожность оставаться там до конца недели, когда большинство некитайских экспонентов уже ретировалось восвояси. Надо было видеть, что устраивали там предприимчивые китайцы на опустевших к субботе стендах иностранных фирм. Большинство захватывалось бойкими торговцами всякой дешевой электроникой, тряпками, моделями самолетов, игрушками и прочим (что запрещено организаторами выставки!). И на наших глазах несколько раз совершались рейды военной полиции (или каких-то еще военизированных служб) - в сопровождении автоматчиков (!) под ужасные крики этих продавцов, вся их эта продукция буквально сгребалась военными в мешки, валилась на грузовики и вывозилась. Но военные уезжали, и всё повторялось снова... Так было и с нашим стендом, когда мы чуть припозднились с прибытием в один из выходных - с него уже бойко торговали какой-то одеждой, прям поверх наших плакатов висели вешалки со всякими шмотками))
Ну а те стенды, что не заняли торговцы, окуппировались простыми китайцами с их неизменными пенопластовыми судочками с рисом и палочками)) Они сидели и лежали на полу, наступить было попросту некуда. С тех пор мы больше на "паблик-дэйз" там никогда не оставались и сворачивались в пятницу.
Мне посчастливилось отказаться в Китае впервые.
Глобальные выводы пока постесняюсь делать, но...
Не отпускает ощущение, что любое массовое мероприятие здесь превращается в "чайна-таун".
Аборигены в щелях между стендами и стенками павильонов, где почти никто не ходит, начали варить лапшу...
 
Последнее редактирование:
в щелях между стендами и стенками павильонов, где почти никто не ходит, начали варить лапшу...
это потому что пока бизнес-дни и "обычных" китайцев немного, а в выходные повалят все уже семьями с детьми, и готовить и потреблять лапшу с рисом будут уже не только в щелях, а прямо на стендах и вообще везде)) А потом бросать опорожнившиеся пенопластовые судки и прочее прямо там же.
Хотя.... может, конечно, что и изменилось с тех пор, как я был крайний раз на выставке в Чжухае в доковидном 2018 году...
#ау
 
это потому что пока бизнес-дни и "обычных" китайцев немного, а в выходные повалят все уже семьями с детьми, и готовить и потреблять лапшу с рисом будут уже не только в щелях, а прямо на стендах и вообще везде)) А потом бросать опорожнившиеся пенопластовые судки и прочее прямо там же.Хотя.... может, конечно, что и изменилось с тех пор, как я был крайний раз на выставке в Чжухае в доковидном 2018 году...
Ничего не изменилось, и не изменится. В Китае так всегда на абсолютно любой выставке, хоть про мебель, хоть про железную дорогу. На выходных на стендах никого из их хозяев не остаётся. Впрочем, даже в Европе, как правило, на выходных уже никого нет, у крупняков бывает дежурных один-два младших сотрудника.
 
14 ноября 2024 г. в 01:42 мск (что соответствует 06:42 по местному пекинскому времени) с площадки № 9 космодрома Тайюань выполнен пуск ракеты-носителя «Чанчжэн-4B» со спутником «Хайян-4» №01, предназначенным для мониторинга солености океанской воды. Подробнее о миссии можно узнать из статьи на сайте НК: Измеритель солености моря — Новости Космонавтики

Пуск успешный, космический аппарат выведен на солнечно-синхронную орбиту высотой 640 км.

20241114-chinese.jpg

Фото: соцсети
 
15 ноября 2024 г. в 18:13 мск (что соответствует 23:13 по местному пекинскому времени) с площадки № 201 космодрома Вэньчан выполнен пуск ракеты-носителя «Чанчжэн-7» с грузовым кораблем снабжения «Тяньчжоу-8». Пуск успешный, грузовик выведен на низкую околоземную орбиту. Он должен прибыть на станцию «Тяньгун» уже через несколько часов и доставить на нее около 6 тонн различных грузов.

20241115-tz7.jpeg

Фото: соцсети
 
Пуск успешный, грузовик выведен на низкую околоземную орбиту. Он должен прибыть на станцию «Тяньгун» уже через несколько часов и доставить на нее около 6 тонн различных грузов.


Фото: соцсети
Нормально так! Прогрес вроде 2.5тонны возит.
 
Реклама
Потому и летает 4 раза в год. У китайцев – раз в 9 месяцев примерно.
За то наши борщ свежий подвозят, а у китайцев с консервантами на 9 месяцев хранения!
#автоудаление
 
Компания LANDSPACE сообщила об успешных огневых испытаниях двигателя TQ-15A, предназначенного для установки на вторую ступень усовершенствованного варианта ракеты «Чжуцюэ-2» (обычно обозначаемой как «Чжуцюэ-2е»). Ее первый пуск должны провести предстоящей зимой с космодрома Цзюцюань.

Базовый вариант ракеты «Чжуцюэ-2» совершил два успешных полета в 2023 году. На обеих ее ступенях установлены метановые двигатели.

20241025-zh1.jpeg


20241025-zh2.jpeg


20241025-zh3.jpeg
Обновленную метановую ракету среднего класса «Чжуцюэ-2» вывезли на стартовый комплекс в Цзюцюане, ее запуск ожидается 27 ноября.

 
25 ноября 2024 г. в 02:39 мск (что соответствует 07:39 по местному пекинскому времени) с площадки № 94/01 космодрома Цзюцюань выполнен пуск ракеты-носителя «Чанчжэн-2С» с парой спутников «Сывэй-Гаоцзин-2-3» и «Сывэй-Гаоцзин-2-4». Данные космические аппараты предназначены для радиолокационного наблюдения за земной поверхностью и принадлежат компании China Siwei Surveying and Mapping Technology Co., Ltd.

Пуск успешный, спутники выведен на солнечно-синхронную орбиту вокруг Земли высотой около 500 км.

20241125-cz2c.jpeg

Фото: соцсети
 
Обновленную метановую ракету среднего класса «Чжуцюэ-2» вывезли на стартовый комплекс в Цзюцюане, ее запуск ожидается 27 ноября.
До старта – меньше суток (пусковое окно открывается завтра в 7:00 мск).

20241126-zhuque2e.jpeg
 
Материал Игоря Лисова о первом запуске усовершенствованной «Чжуцюэ-2E»:
«Красная птица» меняет облик — Новости Космонавтики (как и всегда, крайней рекомендую к прочтению)
Любопытно: Falcon 9 с каждым апгрейдом становился все длиннее, в то время как китайская ракета стала немного короче. Отметим так же, что не все запланированные усовершенствования были выполнены. Тем не менее, следующий запуск «Чжуцюэ-2E» ожидается уже в декабре-январе. Симпатичная ракета, симпатичная компания.

Тем временем, с Вэньчана завтра должна полететь первая ракета «Чанчжэн-12». (Та самая, из трех блоков которой китайское космическое агентство будет собирать местный «Фалькон Хэви» «Чанчжэн-10» для пилотируемых полетов к Луне).

20241129-cz12.jpg

Фото: соцсети
 
Тем временем, с Вэньчана завтра должна полететь первая ракета «Чанчжэн-12». (Та самая, из трех блоков которой китайское космическое агентство будет собирать местный «Фалькон Хэви» «Чанчжэн-10» для пилотируемых полетов к Луне).
Полетела; успешно:

20241130-cz12-1.jpeg

Фото: соцсети

Сообщают о выводе какого-то там тестового спутника на целевую орбиту.

Таким образом, состоялись:

– ввод в эксплуатацию новой («коммерческой») очереди космодрома на о. Вэньчан;
– ввод в эксплуатацию нового стартового комплекса LCC-2;
– первый пуск ракеты «Чанчжэн-12» с новой модификацией двигателя YF-100 (YF-100K), который в дальнейшем планируется использовать в пилотируемой лунной программе, первый пуск ракеты «Шанхайского КБ» SAST диаметром 3,8 метра (все их прежние ракеты были меньшего диаметра). 3,8 метра – это как Atlas V, грубо говоря.

В перспективе, новая ракета «Чанчжэн-12» может стать «рабочей лошадкой» для вывода китайских аналогов старлинка на орбиту. А может и не стать. Посмотрим.

P.S. Может, это наши глаза привыкли к пропорциям Falcon 9, но новая ракета кажется какой-то коротковатой. Так и хочется ее слегка удлинить, заодно подняв грузоподъемность (для нынешней версии заявлено до 12 тонн на низкую околоземную орбиту). Однако таким планов пока не озвучивали.
 
Пока с площадки №2 провожали «Чанчжэн-12», на соседней площадке №1 собирают «Чанчжэн-8» для дебютного пуска (дебютного для площадки, разумеется, ракета-то уже известная). Обещают уложиться до конца года. Вроде как полетят с группой спутников G60 (китайский старлинк).

20241202-lm8.jpeg

Фото: кадр с репортажа местного ТВ
 
Реклама
С космодрома Сичан сегодня провели 100-й запуск ракет семейства «Чанчжэн-3». Вот уже около 30 лет эти ракеты остаются рабочей лошадкой китайской космонавтики для вывода спутников на высокоэнергетические орбиты (навигационные спутники «Бэйдоу», геостационарные спутники связи, большинство миссий к Луне – кроме самых последних). Сегодня на геопереходную орбиту отправился какой-то аппарат с загадочным названием, возможно – очередной спутник в интересах военных.

20241203-cz3-1.jpg

Фото: SpaceLens @ Weibo
20241203-cz3-2.jpg

Фото: SpaceLens @ Weibo
20241203-cz3-3.jpg

Фото: SpaceLens @ Weibo
20241203-cz3-4.jpg

Фото: SpaceLens @ Weibo
 
Назад