Таможенный союз в действии!
Союзное государство и Таможенный союз заработали. Особенно хорошо это видно при пересечении внешних границ.
Брест. Ворота на Запад. С конца сентября этого года местная "мытня" здесь работает по-новому. Хотя слово "местная" теперь не совсем применимо, ведь брестские таможенники уже получают прямые указания не только от своего таможенного комитета, но и от российского ГТК, в частности по оформлению товаров и автомобилей. Причем, поток документов возрос и разобраться в этой карусели ведомственных депеш дисциплинированным брестчанам бывает порой крайне затруднительно. Что и понятно, ведь Таможенный союз только набирает обороты, накладки неизбежны и все же...
В ночь с 23 на 24 октября работа таможенного поста Западный Буг оказалась практически парализованной. Россияне, а вместе с ними и белорусы, застрявшие на границе в глухой пробке, с тоской наблюдали как горит огнями субботний Брест. Но попасть им туда была не судьба. Таможня отказывалась давать добро на проезд так называемых покупных машин. Начальник таможенной смены, пожилой белорус с уставшими глазами и седыми волосами, терпеливо по многу раз объяснял возмущенным российским водителям, что ему за подписью заместителя Шпилевского, то есть, от руководства белорусского ГТК, пришла бумага с требованием не оформлять ввозимые из Евросоюза в Россию автомобили, если водители везут их по доверенности.
Все, сегодня с 12 часов ночи доверенности отменяются. Наш ГТК запретил оформлять россиян с доверенностями - повторял таможенник. А как же Гражданский кодекс? А Конституция? - отчаянно спрашивали водители.
Очень быстро атмосфера накалилась. Тут надо пояснить, что растамаживание россиянами легковых автомобилей, как и прежде, производится на российских таможнях. Процесс это трудоемкий, забюрократизированный и унизительный для тех, кто хочет привезти автомобиль из Европы. Мало того, что на каждом перевозчике государство в виде таможенных пошлин зарабатывает по нескольку тысяч тысяч евро, так еще и получает эти деньги до того, как машина пересекла границу. То есть перегонщик, среди которых немало профессионально занимающихся этим видом бизнеса людей еще с начала девяностых, сначала полностью оплачивает таможенные платежи и лишь потом едет за автомобилем. При этом российская таможня посылает на границу, например, в Брест, электронное подтверждение платежа. Без этого подтверждения на территорию союзного государства не въехать. Причем проехать можно только через тот погранпереход, который указан заранее в платеже и куда направлено электронное подтверждение. Таким образом, в ночь с 23 на 24 октября в Бресте случилась парадоксальная ситуация. Россиийские перегонщики согласно российским законам могли проехать только здесь, а согласно ведомственной инструкции белорусской таможни их оформлять и пропускать на территорию союзного государства запретили.
Главный риск-менеджер страховой компании "Росно" Сергей Бундюк вспоминает ту ночь с ужасом. Из Германии по доверенности на своего родственника он гнал подержанный внедорожник, рассчитывал быть в Москве под утро, но утро застало его неспавшим на границе. За ночь очередь из таких как он невезучих растянулась на километры. И лишь с приходом новой смены ситуация прояснилась. Как сказали таможенники, под утро им удалось дозвониться до Минска, до российского консула в Бресте, и ситуация разрешилась. Все списали на то, что телеграмму белорусского таможенного начальства в Бресте неправильно поняли. Жаловаться и раздувать сканадал никто не стал. Но для обрадовавшегося было Сергея это был еще не конец. Машину-то его пропускали, а вот что делать с товаром? Дело в том, что немецкие друзья надавали ему массу подержанных вещей - старенький телевизор, одежду "секонд хенд". Таможенница, заглядывая в автомобиль Сергея, посмотрела на ворох вещей и спросила, сколько это все стоит. Потом вытянула из кучи ношенные носки и решительно сказала, что будет в интернете узнавать примерную стоимость на каждую позицию товара. Сергей вспоминает, что в это момент он понял, что начинается вторая серия его мытарств.
Оказалось, что, по новым правилам Таможенного союза, пятьдесят килограмм вещей кроме алкоголя можно ввозить беспошлинно. Все, что свыше этого, должно иметь стоимость, и с товаров берется пошлина, которая тут же на месте через белорусский банк и оплачивается.
Учитывая, что халяву русские любят, то Сергей нагрузил машину дареным добром более чем на пятьдесят кило. Кроме того, купил в Германии еще кофе, колбасок, пивка, в общем всего по мелочи на угощение родственникам. Будь Сергей на российской таможне, он бы может и откупился, но перед ним были белорусы, которых, как они сами говорят, с недавних пор "батька выдрессировал" настолько, что сама мысль о взятке им теперь страшна.
Единственное, чего Сергею удалось добиться от таможенницы, так это не искать в интернете стоимость подержанных вещей. Он был готов платить официально в кассу сколько угодно, только чтобы этот кошмар закончился. В итоге его заставили выгрузить все что было в машине, тут же на весах весь скарб взвесили, и насчитали ему доплаты на 225 евро, по 4 евро за каждый килограмм свыше положенных пятидесяти. Таким образом, время на пересечение границы у него составило с половины двенадцатого ночи до десяти часов утра. Ну а вслед за ним таможня приступила к оформлению и других российских перегонщиков.
Этот случай, несомненно, экстремальный. В основном, белорусские таможенники с недавних пор дисциплинированы по-европейски. Они работают быстро и очень вежливы в общении. Но и их возможности не безграничны, хотя уже сейчас они на смене крутятся как белка в колесе. Дело в том, что новые таможенные правила дали белорусам товарную вольницу, которой раньше не было. Поляки теперь должны во все места расцеловать тех, кто принимал новые таможенные правила. С ними приграничная торговля обрела новое дыхание. Бесплатные пятьдесят килограммов и так называемые "ваты" белорусские декларации на оформление товаров сделали чудо. Теперь по пятницам и субботам очереди с польской стороны белоруских машин выстраиваются на километры. Из магазинов приграничной Бялой Подляски везут все, что раньше было дорого по платежам. Если так пойдет и дальше, то, уверен, к этому бизнесу подключатся и россияне, например из Смоленска. Рассчет такого малого бизнеса простой. В Польшу едут с полным баком солярки, которая в Смоленске стоит менее чем пол евро за литр. И по пересечении сливают ее в приграничном Тересполе полякам почти за евро. Столь нехитрая операция дает до пятидесяти евро чистой прибыли. Потом закупаются в приграничных польских магазинах и в Брест едут с товарами по "ватам". Это тоже дает, так сказать "солидную прибавку к пенсии". Вот такой бизнес мгновенно расцвел на белорусских границах, как только ввели новые союзные таможенные правила.
И все бы ничего, но уже сейчас видно, что граница и таможня зашивается. Поток товаров и машин вырос многократно. Белорусские таможенники работают на износ. Пропускная же способность границ ограничена. А это рождает подзабытый было беспорядок и хаос на границе. На польской стороне как в лихие девяностые снова появились мутные личности, которые за плату готовы пропускать машины в начало очереди. Неровен час, появятся и бандиты, которые будут как и прежде в очереди обирать людей, а непокроным бить стекла автомобилей битами.
Причем Польше такая ситуация выгодна, ведь ее приграничные территории получили враз мощнейший приток финансов. Торговля за счет Белоруссии и России процветает. Теперь понятно, почему поляки готовы с апреля будущего года вообще пойти на радикальный шаг и ввести 25 километровую безвизовую зону на границах с Белоруссией. Об этом поляки и белорусы на границе уже сейчас говорят, как о решенном деле. И все ждут, что с апреля на 25 километров в глубь Польши можно будет въезжать без виз. Неизвестно, знает ли об этом руководство Евросоюза, но если это произойдет, то это будет фактически означать дыру, через которую без виз на законных основаниях на территорию Евросоюза помимо челноков хлынет и поток нелегальных мигрантов, для которых сейчас граница пока на замке. А получив доступ в двадцатипятикилометровую зону Евросоюза, они смогут расствориться там на бескрайних просторах и по лесам и нехоженым тропам пробраться хоть в Испанию. Часть их польским полицейским отловить, конечно, удастся, но не всех. Уже сейчас они начинают прибывать в Брест, слухи дошли даже до Азии и Афганистана.