В 2006 году (18 мая прибыл первый) началась замена Атлантика на Орион. Б/у Орионы были закуплены в Голландии (их получали в 1982-1984 гг.), там же (авиабаза Фалькенбург) был подготовлен личный состав для его эксплуатации. В немецком экипаже два пилота, бортинженер, бортэлектроник, тактический координатор, штурман и операторы- 3 надводной и два подводной обстановки. Представляет собой многоцелевой ударный самолёт, способный обнаруживать и уничтожать любые морские цели на воде и под водой, что явилось результатом многочисленных модернизаций, хотя изначально это был патрульный самолёт. Об этом говорит состав его вооружения- ЯБ, ПКР, мины, торпеды, ракеты "воздух- водух".
Проектный ресурс одного P-3C составляет 7,5 тысяч летных часов. К настоящему времени этот показатель составляет в среднем 16 тысяч часов.
История эксплуатации богата событиями, в основном, драматическими- здесь и катастрофы из- за столкновений в воздухе и с горами и пожары...
28 января 1971 г. Лилиенталь (Дональд, а не Отто, американец, а не немец) отобрал рекорд скорости у Ил-38...
26 октября 1978 г. советские дальневосточные рыбаки спасли десятерых (из 15) членов экипажа потерпевшего катастрофу Ориона.
Было искушение сравнить Орион с его "коллегой" по должности в авиации ВМФ России, но количество программ модернизаций- модификаций настолько велико, что, для начала, невозможно решить что с чем сравнивать. Оценки уважаемых, и не очень, источников отличаются диаметрально- от "...самолёту Ил-38 нет равных в мире..." до "Бортовое оборудование Р-ЗС не идет ни в какое сравнение с оборудованием Ил-38" и "...поисковая производительность Р-ЗС превышает аналогичный показатель Ил-38 в 8-10 раз." Сравнение на уровне "чайника": оба из "пассажиров", Орион постарше, полегче, помощнее, с более дальним радиусом действия и более высокой боевой нагрузкой... Построено побольше и на вооружении состоит много где...Да и "шестёркой" на поиск не вылетают. Неопределённость в вопросе первенства легко пережить, оставались бы они в статусе "вероятного противника", а не "реального"...