Клуб Авиаторов Западной Европы

Миссия в Стамбуле.

Наконец избавился от особой приметы- побрился. Худосочная бородёнка была отращена в связи с событиями в Париже и предстоящей поездкой в страну, исповедующую ислам. "Особая примета" сработала- оба раза немецкие таможенники брали меня под руки и отводили в сторонку. Да и в Стамбуле , кроме предложений купить (колониальные товары)/продать (фотоаппарат) со мной несколько раз пытались завести душевные разговоры, но осекались, увидев глупое лицо и цвет глаз (народ аксакальского возраста солнечных очков там не носит)...


16 января. День вылета. В порту типичная скукота.







 
Рейс Кёльн- Стамбул выполняет бюджетный Pegasus под общим руководством Air Berlin.
У а/к, летающей с 1990 года, 54 самолёта, многие из которых имеют собственные имена. Средний возраст 4,9 года. Особой пунктуальностью не отличается.
Наш В-737-800 совсем молодой- на Рождество в 2013 году перелетел из Сиэттла через Гус Бэй в Стамбул. За неделю до Кёльна слетал в Бишкек и Алмааты.
Предполётный инструктаж пассажиров проводят дети. (Креатив Pegasus?)
Через 20 минут, в районе Вюрцбурга, конёк достиг заданного эшелона.
Под крылом- Румыния.















 
Чудеса...Сигнала успешной загрузки первого фото не было...Повторил и обе здесь. Как бороться? И редактирование не предусматривает удаление фото в опубликованном сообщении?
 
Рано утром- в дальнюю дорогу к главной цели поездки- авиамузею. Он расположен на другом конце "города контрастов".
Идея создания авиамузея вынашивалась с 60- ых годов, но только в 1971 году она была реализована. Музей был открыт в аэропорту Измира- не самом удачном для посетителей месте и работал по 1978 год.
Строительство нового авиамузея на новом месте- район Ешилкёй ("Зелёная деревня"?) Стамбула длилось с 1977 по 1983 год.
Персонал- сугубо военные люди, кроме сотрудников кафе и сувенирной лавки. Солдат- кассир на входе продержал меня минут 10. Оказалось ждал, когда принесут деньги- у него не было достаточной сдачи... Было неуютно, вокруг народ с автоматами...
Аллея пионеров турецкой авиации.





 
Место для музея было выбрано не случайно- именно отсюда 26 апреля 1912 года взлетел первый турецкий военный самолёт. В том же году здесь была открыта первая авиашкола, отсюда был совершён в 1914 году первый дальний перелёт в Каир.
Галерея командующих ВВС. Три места вакантны...







 
Ценные экспонаты выставлены в павильоне.
PZL-24. В ВВС с 1936 по 1940 гг.
Транспортный D.H.89.1937-1960 гг.
Учебно- тренировочный Miles Magister, произведённый в Турции, служил с 1941 по 1958 гг.
Разведчик Пайпер L-18C, 1949- 1974 гг.
Морской разведчик М-5 Григоровича, завод Щетинина, Турция, 1918 г.









 
Основная часть экспозиции- под открытым небом.

Бич АТ-11 Кансан, многоцелевой, один из 9, находящихся в Турции. В Германии таких только два, но оба летающие.
Т-34А "Ментор" канадского производства. Учил с 1956 по 1993 гг.
Польская "Прекрасная знакомка". Таскала планеры с 1981 по 1999 гг.









 
Подавляющее большинство экспонатов из ВВС (использовалось ок. 200 типов летательных аппаратов, начиная с Депердюссена) Есть пара исключений.

Сельхоз. Mavi Işık G, причём турецкого производства. (Онлайн- переводчик переводит как "Синий свет". Восток- дело тонкое...). Первый полёт совершил в феврале 1979 г в Кайсери. Успеха не имел и были закуплены польские М-18А Дромадер.
...Начиналось собственное "авиастроение" в 1917 г., когда из трофейных частей Альбатроса был собран собственный Багдад 1. В 1924 г. в Измире произведена сборка закупленных Бреге и Кодронов общим числом 87 самолётов.
С 1926 г. открывалось ( и закрывалось) производство в Анкаре, Кайсери, Стамбуле...
После 1950 г. заводы в Кайсери, Измире, Эскишехире могли собирать до 100 самолётов в год.
Турция после введения эмбарго со стороны США (вторжение на Кипр) активизировала сотрудничество с Германией и одним из результатов было строительство завода авиадвигателей в Эскишехире.
С 1987 по 1999 гг. в Мюртеде (пригород Анкары) по лицензии было изготовлено 270 F-16. Причём все 270 самолётов оснащены собственной системой опознавания "свой- чужой". Кроме того, ТАI собирала SF-260, CN-295 и вертолёты Cougar. Идёт подготовка к массовому производству вертолётов Mizrak-U с противотанковым оружием на борту.

Цессна U-17A. В строю с 1965 по 1999 гг.
Белланка Т-7. Тренировка, связь, VIP- транспорт.1979-1999 гг.
Do-27 H-2, транспорт, 1966-1987 гг.
Do-28 D-2, транспорт, 1983- 1988 гг.
Do-28 B-2, транспорт, 1972-1988 гг.











 
Цессна Т-37С, учебно-тренировочный, в рядах ВВС с 1963 по 2012 гг.

Будущие пилоты летают сначала на планерах (польский "Пухач"), затем на T-41D (военный вариант Цессны 172). Учебное заведение находится в километре от авиамузея (лагеря в Ялова-чуть южнее Стамбула) и называется HAVA HARP OKULU (на фото). Переводчик переводит как "Военно-воздушная академия", что сомнительно. Скорее училище...
...Настоящая Hava Harp Akademisi была создана в 1937 году. Во Вторую мировую войну была перебазирована в Анкару, а в 1946 году возвратилась в Стамбул. Срок обучения- 2 года. Квота по приёму- 15 человек. Слушатели, в том числе из Туркмении, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, обучаются также. Прояснить вопрос с академиями не удалось- собеседники в музее аховые... Не знают ничего. А по- русски без акцента единственное слово- "Аллё"...
В год училище выпускает 200-220 лейтенантов. После выпуска учёба в течение года продолжается в Измире (поршневики) и Эскишехире (реактивщики).
С кадрами в ВВС проблемы. За последние два года ушли в отставку ок. 300 пилотов Фантомов и F-16. Причин министр обороны не озвучил.

S-2E Треккер, морское патрулирование, 1978-1993 гг.
С-47 Дакота, 1948-1998 гг.
Виккерс VC-7. 1956-1971- в Turkish Airlines, затем до 1993 г. в Командовании ВВС.
С-54D. 1959- 1974 гг.
Каравелла. 1988-1992 гг. Начало лётной карьеры в Турции в немногочисленных рядах чартерной Istanbul Airlines, получившей 2 Каравеллы от немцев.

















 
Турция является членом НАТО с 1952 года (тогда приняли две страны- Турцию и их "лучших друзей" Грецию). Кроме того- кандидат на вступление в ЕС, к которому, похоже, охладела. И немудрено- 15 лет морочат голову... Всегда обладала и обладает самым современным авиационным вооружением.

Локхид RT-33A. Учебно- тренировочный, фоторазведчик, в ВВС с 1951 по 1997 гг.
RF-84F. Фоторазведчики, в ВВС с 1956 по 1980 гг.
F-84F. Истребитель- бомбардировщик, 1959- 1980.
F-86E. Сейбр канадского производства, летал с 1954 по 1968 гг.













 
F-100D. Истребитель- бомбардировщик, в ВВС с 1958 по 1988 гг.
F-100C. Истребитель- бомбардировщик, 1972- 1988.
F-102A. Перехватчик, 1968-1979 гг.
Американцы успели их вставить Турции (36 шт.), ну и их "лучшим друзьям" (16 шт.), где "всё есть"... У себя же они их быстренько заменили на F-106, переделав 6 штук в управляемые мишени для имитации МиГ-21.
По неподтверждённым данным в 1974 году дело дошло до воздушного боя двух турецких F-102A и двух греческих F-5. По турецкой версии были сбиты оба грека, по греческой сбит один F-102A, другой упал без топлива...

F-104S. В ВВС с 1974 по 1994 гг. Более 400 шт. различных изготовителей (США, Канады, Италии) и модификаций.
Этот памятник при входе в авиамузей обозначен как TF-104G, но он же одноместный!









 
Нынешний основной парк ВВС составляют:
Нортроп F-5 модификаций А/В и NF-5А/В, появившиеся в 1964 г. Около полусотни модернизированы до F-5/2000.
Всего в Турцию было поставлено с 1974 г. 233 F-4E и 46 RF-4E.
В 1987 году появились первые F-16.

На F-16 летают солисты подразделения ВВС Solotürk ( создана к столетию ВВС, название выбрано по результатам конкурса)- майор и два капитана ВВС. Пилотаж одиночный! В группе ещё 12 человек обслуги. Дважды приходилось видеть выступления на авиашоу- впечатляет...





 
В музее только три типа вертолётов:
Сикорский H-19 D/B, поисково- спасательный, связной, 1958-1977 гг.
Робинсон R 22, учебно- тренировочный, связной, 1993- 2000 гг.
Белл UH-1H, поисково- спасательный, связной, с 1970 г. до настоящего времени.







 
В музее также 3 типа ЗРК:
- британский "Рапира" в варианте радиолокационного наведения, предназначен для охраны аэродромов. На Фолклендах себя не оправдал;
- американские Найк- Аякс, один из первых в мире средней дальности. Интересен наличием 3-х боеголовок в носовой, средней и хвостовой части корпуса ракеты;
- Найк-Геркулес, первый в мире дальнего радиуса действия и с ядерной БЧ.

В настоящее время в Турции, вдоль границы с Сирией, где идёт гражданская война, стационированы ЗРК "Пэтриот" США, Германии и Нидерландов. Мандат Бундестага для 2-х немецких батарей (16 ПУ, ок. 400 солдат) заканчивается 31.01.2015... Безусловно продлят.







 
Несколько околоавиационных экспонатов.
VLK1973, это тоже не нужник, а скорее всего, мобильная барокамера.
Что- то ствольное.
Музей "болен" характерной болезнью- нехваткой площадей. За забором, у соседей, просматривается Texan и несколько других самолётов явно музейного возраста и окраски.
А соседи- то же училище, забор которого увешан запретами на фотографирование и на КПП которого я безуспешно пытался убедить солдатиков, что это и есть вход в музей...













 
Другой сосед- не что иное, как аэропорт им. Ататюрка. Он официально имеет статус аэродрома совместного базирования. Может быть поэтому его споттерская оценка равна нулю. Возможностей пофотографировать никаких...
Длиннющие горизонтальные эскалаторы между терминалами местных и международных линий.
Но далеко не каждый аэропорт может похвастать станцией метро. Выглядит как помесь трамвая (для него широковат) с электричкой (для неё коротковат), т. е. сабвэй. По линиям, участками запрятанными под землю, носятся современные "Хюндаи" и что- то постарше, но поуютнее. Переход с линии на линию на узловых станциях- через платный турникет.











 
Всего несколько слов о Военном музее (Askeri Müzesi), хотя он заслуживает большего, но не мой профиль. Расположен в центре города. Дополнительный ориентир- под глиссадой а/э Ататюрк. (Фото- с автостоянки музея). Капитальное здание бывшей академии, в которой учился Ататюрк. Огромная коллекция оригинальных артефактов начиная с 15 века- холодное и стрелковое оружие, средства защиты- шлемы, кольчуги (в том числе и для лошадей/верблюдов) знамёна, музыкальные инструменты. Много живописных работ с портретами военачальников, батальных панорам.
Концерт военного оркестра с хором (он старейший в мире) Мехтер. В программе янычарские марши. Красочно, но шумновато...
Фото с территории музея.







 
Один экспонат привлёк особое внимание- советский Т-26. В 1935 г. было получено более 60 шт. и они служили в составе 1- го танкового батальона до 1943 г. Формировал и командовал частью майор, который командовал турецкой бригадой в Корее 1950/51 гг. уже в чине генерал- майора...А экспонат появился в августе 2009 благодаря инициативе и усилиям майора танковых войск в отставке- то ли родственника, то ли однофамильца основателя...