Памятник многоцелевому истребителю Су-27 в Кизляре республики Дагестан
8 июля 2022 года перед проходной Кизлярского электромеханического завода (АО «Концерн КЭМЗ») состоялось торжественное открытие памятника отечественному многоцелевому истребителю Су-27.
ОАО «Концерн КЭМЗ» - крупнейшее промышленное предприятие Республики Дагестан, основанное в 1962 году. Оно специализируется на разработке и изготовлении комплексов наземного контроля и диагностики летательных аппаратов, бортового оборудования и различных товаров народного потребления.
Генеральный директор ОАО «Концерн «КЭМЗ» Ибрагим Ахматов, в свою очередь, отметил, что открытие памятника неслучайно проходил именно в год 60-летия предприятия.
«Именно с этим самолетом связано развитие, становление и укрепление нашего предприятия. Самолет разработан главным конструктором Михаилом Симоновым, освоение этого самолета происходило на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре»,- рассказал Ахматов.
Процесс создания Су-27 не был гладким. В конце 1970-х годов по итогам комплексного анализа характеристик машины выяснилось, что самолёт не тянет на звание покорителя воздушного пространства. По инициативе Михаила Симонова и генерального конструктора ОКБ Сухого Евгения Иванова была принята программа действий, которая предусматривала жёсткий контроль массы машины, снижение сопротивления, улучшение характеристик боковой устойчивости самолёта и повышение несущих свойств крыла, его адаптивности к разнообразным режимам полёта. С этой целью конструкторы перешли к трапециевидной форме крыла с поворотным носком и флапероном (управляющая поверхность крыла самолёта), установили коробку самолётных агрегатов «на спину» двигателя, применили новую кинематическую схему уборки основных опор шасси и перенесли кили с мотогондол на балки фюзеляжа, что улучшило схему их крепления и увеличило эффективность оперения машины. Именно такой образец Су-27 (Т-10С) пошёл в серийное производство, которое развернулось на заводе в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. Однако процесс испытаний машины по различным программам продолжался ещё несколько лет. Официально советское правительство приняло истребитель на вооружение 23 августа 1990 года.