Они летали всем чертям назло
Магаданская правда
Дата публикации: 06.05.2006.
Есть в Магадане, на берегу Магаданки у ее главного моста, памятное святое место – Мемориал «Мы никогда не забудем». На его табличке текст
«Через Магаданскую область и Чукотку в годы Великой Отечественной войны проходила Особая Воздушная трасса «Аляска-Сибирь» (1942-1945), по которой перегонялась авиатехника, поставляемая по ленд-лизу из США».
Правительственное задание по перегону боевых и транспортных самолетов из США для действующих частей ВВС Красной Армии с честью выполнили летчики Первой Краснознаменной перегоночной авиадивизии ГВФ. Не все вернулись из боевого задания. В память о погибших и пропавших без вести на Магаданской, Колымской, Чукотской и Аляскинской земле воздвигнут мемориал.
1992 г. – Мемориал создан силами курсантов Магаданского военного спортивно-технического клуба «Подвиг» и летчиков Военно-Воздушных Сил Дальнего Востока».
***
Мемориал – дань уважения к беспримерному подвигу советских авиаторов, символ их отваги и мужества, краткая летопись славной перегоночной авиадивизии. Она вошла без всякого преувеличения в мировую историю. Об этом убедительно свидетельствует такой факт: в 1990-е годы с территории Магаданской области и Чукотки иностранцы вывозили огромную массу фрагментов разбившихся самолетов. По словам начальника «Подвига» Владислава Акользина, особенно старались «коммерсанты» из Франции. Для вывоза самолетных обломков использовался даже летающий гигант «Антей». За рубежом, значит, отлично понимают, что значат и сколько стоят раритеты Второй Мировой войны.
И кому, как не магаданцам, заниматься сбором и систематизацией сведений о воздушной трассе «Аляска-Сибирь», пролегавшей через Северо-Восток СССР на тысячи километров. На Колыме и Чукотке, подчеркнем, размещались полки перегоночной дивизии, поскольку переброска машин производилась эстафетным методом от Фэрбенкса до Красноярска – длина пути 6500 километров.
В сентябре 1989 г. мне довелось побывать в Фэрбенксе. Хозяйка дома корреспондент местной газеты Барбара Фишер вывела меня на веранду, указала на вспыхнувшие в вечерних сумерках огоньки взлетной полосы и сообщила:
– Вот отсюда улетали в Сибирь американские самолеты для русской армии…
Точки трансконтинентального маршрута:Уэлькаль, Ваеги, Марково, Сеймчан, Танюрер, Чайбуха, Аркагала – Угольная, Берелех… Пилоты летели над белым безмолвием на свой страх и риск в пургу и мороз. Запасные посадочные полосы пересчитывались на пальцах. Сотни летчиков, авиатехников, радистов, диспетчеров, строителей, бортмехаников денно и нощно несли бессменную боевую вахту. Семь тысяч самолетов благодаря им получила Красная Армия.
В Магаданском ВСТК «Подвиг» собрано большое число документов о Первой Краснознаменной перегоночной авиадивизии. Они повествуют о воинской смелости и трагедиях. Как оказалось, многие американские самолеты имели технические дефекты. Некоторые из них, едва поднявшись в воздух, падали и разбивались. Самолет Александра Глушкова, долетев до Лены, загорелся и взорвался 18 октября 1942 года, летчик, младший лейтенант Иван Федоренков разбился в окрестностях поселка Уэлькаль. 30 мая 1944 года очередная драма – самолет упал в Залив Креста…
На мемориальных табличках имена погибших авиаторов: 22.02.1944 г. – зам. командира
1-го ПАП, майор Зотов Петр Герасимович (погиб на Аляске, США); бортовой авиатехник, лейтенант Яшкин Владимир Харитонович:бортовой механик 8-го ТАП, техник – лейтенант Добкин Соломон Маркович…
Мне удалось узнать о судьбе еще одного труженика перегоночной кампании «Аляска-Красноярск» - бортмеханике, лейтенанте Василии Васильевиче Парфенове. Он родился 12 февраля 1920 года в селе Булгаково под Уфой в многодетной крестьянской семье. В Иркутске закончил авиационное училище. И так получилось, что в первый день Великой Отечественной войны он оказался во Львове, на военном аэродроме. Наступление немцев было стремительное, и Василий вместе с другими бойцами и командирами оказался в окружении. Ему с двумя друзьями удалось с невероятными трудностями и опасностями вырваться из вражеского кольца. К своим Василий Парфенов вышел поседевшим...
Снова Иркутск, а затем Якутск, где базировались части перегоночной дивизии. Началась его полная тревог эпопея в небе Аляски, Чукотки, Колымы, Якутии… Каждый полет – полет в неизвестность. Гарантий остаться в живых у пилотов, борт-механиков имелось мало. Василий Парфенов уцелел «всем чертям назло». Был награжден орденом Красной Звезды.
После демобилизации трудился во Фрунзе, Алма-Ате, Кушке и Канте, возле которого теперь базируется американское авиаподразделение (похоронен в г. Коростень). Его дочь Л. Парфенова приехала в Магадан к матери в 1977 году с дипломом инженера-механика, работает в коммунальной службе Магадана. Внук Василия Васильевича – Василий родился в Магадане, закончил Московский институт имени Плеханова. А вот сын фронтовика – Юрий закончил ташкентскую консерваторию, заслуженный артист Росси, музыкант, играет в оркестре Олега Лундстрема. Выпустил муздиск в Москве с собственным музыкальным произведением «Влияние Востока».
Дочь лейтенанта В. В. Парфенова, показывая его фото перегоночного периода, говорит:
- Незримые нити связывают меня с Магаданом, с Севером. Ведь где-то здесь, над Колымой, пролегали маршруты моего отца.
***
В заключение еще несколько слов о мемориале. У начальника ВСТК ознакомился с письмом начальника управления культуры мэрии Магадана:
- Уважаемый Владислав Сергеевич! Мемориал летчикам Первой ордена боевого Красного знамени перегоночной авиадивизии ГВФ (уточненное название Мемориала летчиков 3-го авиполка) взят на госохрану как памятник согласно Закону Российской Федерации №4292-1 от 14 января 1993 г. «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Этот уникальный памятник, каких, видимо, немного в России, не подсвечивается лучами прожекторов, около него не бдит охрана. Но это место поистине священно, здесь вспоминают и чтут воинов, отдавших свою жизнь во имя свободы Родины. И нет для них ныне выше награды, чем благодарная память потомков
П. ЛИВАНОВ.