Воронеж
У здания воронежского аэропорта на зелёной лужайке отдыхает самолёт Ту-134А.
Первый самолёт мы увидели на выезде из города на улице Димитрова. Внушительных размеров Ан-24Б стоит у автомобильной заправки.
Самолёт Ил-2, который сейчас возвышается на постаменте, был установлен в 1979 году. Этот штурмовик был найден на дне озера в Белгородском селе Ракитное. Когда самолёт поднимали наверх, то в нём были обнаружены останки трёх человек. Как в двухместной кабине оказалось трое лётчиков, остаётся загадкой.
Один из них — реактивный истребитель МиГ-21 — стоит на кольцевой развязке перед Дворцом культуры имени 50-летия Октября в Советском районе, другой — Ил-2 — возвышается на постаменте у авиационного завода.
Такой же самолёт Ан-24Б можно увидеть на московской трассе, на границе Воронежской и Липецкой областей. Лет пять назад в нём было кафе. Потом хозяева расширили своё заведение и построили под кафе другие помещения. А самолёт теперь просто украшает площадку перед заведением
самара около ипподрома
Киров около дворца пионеров-мемориала
Ан-10. В течение 1973 –1974 годов самолеты этого типа были установлены в парках, на площадях, детских площадках, пионерлагерях и базах отдыха городов: Барановичи, Воронеж, Кемерово, Киев, Кишинев, Куйбышев, Новосибирск, Новочеркасск, Ростов на Дону, Таганрог. Идея «массовой застройки» мест культурного отдыха трудящихся списанными самолетами оказалась настолько удачной, что в течение последующих десяти лет пассажирские лайнеры украсили более чем восемьдесят городов СССР.
Самолеты и вертолеты – памятники в ознаменование трудовых успехов гражданских авиаторов стали устанавливать с 1976 года. Одним из первых таких памятников стал Ту-104 с символическим номером СССР-Л5412, установленный на постамент в московском аэропорту Внуково 15 сентября 1976 года в честь двадцатилетия первого полета реактивного пассажирского лайнера. В дальнейшем, памятники самолетам-труженикам были установлены во всех московских аэропортах, а также в аэропортах Баку, Диксона, Игарки, Магадана, Мурманска, Петропавловска-Камчатского, Сыктывкара и Хабаровска.
Боевые самолеты послевоенного периода также удостоились чести быть увековеченными. Практически в каждом авиагородке, авиационном училище, либо населенном пункте, где неподалёку располагается военный аэродром, есть памятник с «истребком» на постаменте. Наиболее часто можно встретить такие машины, как МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7. Но встречаются и весьма редкие модели.
В середине восьмидесятых годов установка самолетов-памятников практически прекратилась, а с 1988 года движение началось в обратную сторону: памятники начали повсеместно демонтировать. С началом девяностых годов резко подорожал лом цветных металлов, в результате чего процесс уничтожения старых самолетов принял лавинообразный характер. В результате, за десять лет из почти тридцати установленных Ил-18 сохранилось четыре; из двенадцати Ту-104 сохранилось два, из трех Ту-114 – один, из десяти Ту-124 – два. Из одиннадцати Ан-10 – не сохранилось ни одного. Безвозвратно утеряны такие редкие машины, как Ту-110, опытный экземпляр Ан-10 «Украина», первый серийный Ту-114, один первых серийных Ту-124. Большинство сохранившихся машин находится в весьма плачевном состоянии, в их числе – редчайший экземпляр, СССР-45075, первый прототип Ту-134, с 1968 по 1977 годы бывший экспонатом ВДНХ.
Рязанская область
Самолет Ту-22м2 установлен в честь 55-летия 52-го гвардейского тяжелого авиационного полка
Самолет Ту-16 и Памятная плита установлена в честь погибших экипажей 52-го гвардейского тяжелого авиационного полка при выполнении служебных заданий в мирное время
Экипаж гв.ст.л-та Казанцева (8.8.61г.)
Экипаж гв.м-ра Максимова Е. (15.8.62г.)
Экипаж гв.к-на Каримова М.Г.(15.8.62г.)
>Экипаж гв.к-на Карпенко Г.В.(14.2.89г.)
лейтенанту Киселеву А.Н.
капитану Семченко С.А.
Николаевский Авиаремонтный Завод
Ту-16 и памятник погибшему экипажу