Куда исчезли "простые" самолеты?

Решил задать такой вопрос знатокам, т.к. сам разобраться в нем не могу. В наше время принято гордится самолетами типа ПАК ФА, F-35, Боингами и в таком духе. Стоимость таких изделий просто космическая не то что для рядового человека, даже для целого предприятия или государства.
Куда же пропали "простые" самолеты, наподобие тех, что были между мировыми войнами?
Буду говорить про военные самолёты - поскольку "в прошлой жизни" занимался именно ими.
ИМХО, проблема в том, что ВВС всего мира реально не воевали со времён Вьетнама. Исключением является разве что ирано-иракская война в воздухе, но её результаты, по понятным причинам, до авиапромышленности не дошли.
Именно во Вьетнаме, хлебнув настоящей войны, американцы поняли, что увлечение многоцелевыми монстриками типа F-4 ни к чему хорошему не приведёт.
В результате этих не слишком весёлых размышлений появились F-16 - предельно простой истребитель, изначально не имевший даже РЛС, А-10 (в рекомендациях не нуждается) и F-15А. Я специальной выделяю буковку "А", поскольку это был "чистый" истребитель (и потому, в отличие от более поздних многоцелевых версий, сравнительно простой), с великолепными характеристиками именно для БВБ (победы Су-27 над "Иглом" в сравнительных боях просьба не вспоминать - тогда "сушка" дралась с версией "С").
А потом Вьетнам постепенно забывался. Разгромные результаты боёв евреев с арабами добавили самоуспокоенности ам. конструкторам (хотя там многое определила отличная выучка ВВС Израиля). Ну, и понеслось...
"Законодателями моды" в области военной авиации были и остаются США. Промышленность Штатов, ясное дело, заинтересована в производстве как можно более навороченных самолётов - там прибыль выше. Лоббистские возможности ам. авиапрома велики. А поскольку реальных проверок в боях не было - не было и оснований для коррекции "стратегического курса".
Единственная область, где сторонникам "навороченности" не удаётся (пока) взять верх - это авиационная поддержка сухопутных войск. Попытки вывести из эксплуатации А-10 устанешь считать. К счастью, мелкие заварушки случались и случаются регулярно, и в них столь же регулярно выяснялось, что при выполнении задачи НАП навороченным версиям F-16 и ещё более навороченным F-15Е делать нечего. Впрочем, попытку армии инициировать создание действительно лёгкого (и простого) штурмовика - программа LAAR - "истребительное лобби" ВВС США успешно похоронило ещё на стадии составления ТЗ. А потребность в машинах такого класса в "противопартизанских" войнах есть. Не зря американцы "достали из нафталина" ветеранов всё той же вьетнамской войны OV-10 Bronco, слегка модернизировали и отправили на войсковые испытания в Сирию. Однако, судя по всему, и эту атаку здравого смысла сторонники "монстриков" отбили.
Ну, и квинтэссенцией описанной "эволюции" являются F-22 и F-35 - машины запредельной сложности и, как результат, запредельной стоимости. Притом, что их реальная боевая эффективность, как показали "военные игры" широко известной в узких кругах RAND Corp., является сомнительной.

"В таком вот апсекте" (М.М.Камноедов).
 
Реклама
lopast56, собственно, для человека с более-менее приличным слухом (даже не проф. музыканта) проверка равенства натяжений расчалок "на звук" проблем, я думаю, не представляет.
 
lopast56, собственно, для человека с более-менее приличным слухом (даже не проф. музыканта) проверка равенства натяжений расчалок "на звук" проблем, я думаю, не представляет.
На сколько я понял и если не ошибаюсь, то там именно проблема в разном натяжении. И нужен спец, который не только умеет, но и знает какое. Могу ошибаться, разговор был за рюмкой чая...:)
 
A_Z, регулярно проверяю на слух 4 хвостовые расчалки на Piper Cub (на фото видна верхняя справа) - смычка не нужно точно :) Cамолету 64 года. Проще не придумаешь, даже VSI нет, чтобы не отвлекал

IMG_1184.jpg
 
odessa-img-19094298.jpg

Пока как экспонат, но уже выкатывают на показ (слева желтенький Фарман 4).
А здесь с 3.50 можно подробнее увидеть для чего нужен смычок:)

Думаю, "простых" самолетов никогда и не было...
 
Последнее редактирование:
Помнится, читал, что для контроля этой операции использовали ... скрипичный смычок. :)
имхо, тензометр, ощутимо лучше. Другой вопрос, есть-ли величина потребного натяжения.
Даже если конструкцию и искривляет при натяжении, имхо можно сделать несколько подходов.
 
имхо, тензометр, ощутимо лучше.
И в какое место оный тензометр, извините, совать?

Даже если конструкцию и искривляет при натяжении, имхо можно сделать несколько подходов.
Это не "можно", а нужно. Натяжение нескольких растяжек неминуемо приводит к тому, что каждая следующая растяжка меняет натяжение предыдущих.
Кто гитару настраивал, тот знает. :)
 
Реклама
Буду говорить про военные самолёты - поскольку "в прошлой жизни" занимался именно ими.
ИМХО, проблема в том, что ВВС всего мира реально не воевали со времён Вьетнама. Исключением является разве что ирано-иракская война в воздухе, но её результаты, по понятным причинам, до авиапромышленности не дошли.
Именно во Вьетнаме, хлебнув настоящей войны, американцы поняли, что увлечение многоцелевыми монстриками типа F-4 ни к чему хорошему не приведёт.
В результате этих не слишком весёлых размышлений появились F-16 - предельно простой истребитель, изначально не имевший даже РЛС, А-10 (в рекомендациях не нуждается) и F-15А. Я специальной выделяю буковку "А", поскольку это был "чистый" истребитель (и потому, в отличие от более поздних многоцелевых версий, сравнительно простой), с великолепными характеристиками именно для БВБ (победы Су-27 над "Иглом" в сравнительных боях просьба не вспоминать - тогда "сушка" дралась с версией "С").
А потом Вьетнам постепенно забывался. Разгромные результаты боёв евреев с арабами добавили самоуспокоенности ам. конструкторам (хотя там многое определила отличная выучка ВВС Израиля). Ну, и понеслось...
"Законодателями моды" в области военной авиации были и остаются США. Промышленность Штатов, ясное дело, заинтересована в производстве как можно более навороченных самолётов - там прибыль выше. Лоббистские возможности ам. авиапрома велики. А поскольку реальных проверок в боях не было - не было и оснований для коррекции "стратегического курса".
Единственная область, где сторонникам "навороченности" не удаётся (пока) взять верх - это авиационная поддержка сухопутных войск. Попытки вывести из эксплуатации А-10 устанешь считать. К счастью, мелкие заварушки случались и случаются регулярно, и в них столь же регулярно выяснялось, что при выполнении задачи НАП навороченным версиям F-16 и ещё более навороченным F-15Е делать нечего. Впрочем, попытку армии инициировать создание действительно лёгкого (и простого) штурмовика - программа LAAR - "истребительное лобби" ВВС США успешно похоронило ещё на стадии составления ТЗ. А потребность в машинах такого класса в "противопартизанских" войнах есть. Не зря американцы "достали из нафталина" ветеранов всё той же вьетнамской войны OV-10 Bronco, слегка модернизировали и отправили на войсковые испытания в Сирию. Однако, судя по всему, и эту атаку здравого смысла сторонники "монстриков" отбили.
Ну, и квинтэссенцией описанной "эволюции" являются F-22 и F-35 - машины запредельной сложности и, как результат, запредельной стоимости. Притом, что их реальная боевая эффективность, как показали "военные игры" широко известной в узких кругах RAND Corp., является сомнительной.

"В таком вот апсекте" (М.М.Камноедов).
Шикарный ответ! Прочел с удовольствием и полностью разделяю! Но,к сожалению,так не только у НИХ!
 
Но,к сожалению,так не только у НИХ!
Проблема наших КБ состояла в том, что Заказчик не старался что-то придумать самостоятельно, а тупо тыкал пальцем в образец техники вероятного супостата, и говорил: "Хочу точно такую же - но чтоб ещё и доилась".* :)
При этом зачастую практически не принимались во внимание ни разница в технологической оснащённости, ни экономические возможности, ни реальные потребности своей (именно своей) армии.
В результате сил и денег уходило немеряно, а реальные боевые возможности всё равно были ниже. Я имею в виду возможности, обусловленные БРЭО - с ЛТХ у нас всё было вполне на уровне.

* Фраза про доение принадлежит В.Барковскому ещё в бытность его конструктором в КБ Сухого. Позже он рулил КБ Микояна, а где сейчас, увы, даже не знаю.
 
И к сожалению не только в авиации. Глобальный тренд.
Глобально дела, ИМХО, обстоят куда хуже.
Если в незапамятные времена стремились к росту производства, а позже - к росту прибыли, то сейчас даже производители авиатехники в качестве основного показателя перешли к "росту капитализации". А это прямое подталкивание к надуванию "мыльных пузырей". Которые просто не могут со временем не лопнуть.
Правда, те, кто их надули, к этому времени уже покинут компанию с "золотым парашютом", и будут надувать пузыри в других местах.
 
Проблема наших КБ состояла в том, что Заказчик не старался что-то придумать самостоятельно, а тупо тыкал пальцем в образец техники вероятного супостата, и говорил: "Хочу точно такую же - но чтоб ещё и доилась".* :)
A_Z, вы умеете запутать (старая школа). Так наши КБ исполняли указанное требование заказчика, или все же плевать в глаз тому, кто скажет, что
"Суховцы содрали свой SSJ у "Дорнье", "да ведь Ту-160 - точная копия В-1", "компоновка F-15 слизана с МиГ-25" - сразу плюйте говорящему подобное в глаз.
Я без сарказма. Хочется понять
 
Доброхотт, на мой субъективный взгляд, процент "сдирания" в советских конструкциях (не считая Ту-4) не слишком высок - хотя бы потому, что содрать сложно :). Ту-160 и B-1 очень разные самолёты.

А вот процент "сдирания" в выдаваемых военными ТТТ, начиная с 1930-х годов, зашкаливает.
 
Доброхотт, на мой субъективный взгляд, процент "сдирания" в советских конструкциях (не считая Ту-4) не слишком высок - хотя бы потому, что содрать сложно :). Ту-160 и B-1 очень разные самолёты.

А вот процент "сдирания" в выдаваемых военными ТТТ, начиная с 1930-х годов, зашкаливает.
То есть нашим конструкторам за державу свое творческое самолюбие было обидно?
 
Доброхотт, причём тут обидно? Любой нормальный человек предпочтёт "содрать" готовое решение, если оно хорошее и это стоит намного меньше разработки с нуля. И это правильно.

Но: разные стандарты, разные нормы прочности, очень важно - разные материалы, разные возможности станочного парка, неполная информация о том, как устроено то, что хорошо бы содрать, и так далее.
 
Доброхотт, причём тут обидно? Любой нормальный человек предпочтёт "содрать" готовое решение, если оно хорошее и это стоит намного меньше разработки с нуля. И это правильно.

Но: разные стандарты, разные нормы прочности, очень важно - разные материалы, разные возможности станочного парка, неполная информация о том, как устроено то, что хорошо бы содрать, и так далее.
Да это понятно. A_Z уже объяснял в др ветке. Я сужу как человек творческий. В кино, например, адаптированный сценарий - чистая калька, хотя там разные имена персонажей, разная среда, менталитет, разные по уровню таланта сценаристы и тд. Все то же самое, кроме неполной информации об устройстве. Правда адаптированный сценарий пишется по лицензии. Без лицензии это плагиат.
Машины может внутри и разные и сделаны из разных материалов, но разве это принципиально, если задача ставилась сделать подобное?
 
Реклама
То есть нашим конструкторам за державу свое творческое самолюбие было обидно?
Доброхотт,причем здесь самолюбие? Всегда проще клонировать,чем изобретать велосипед! А ТТ выдавались с учетом необходимости поддержания паритета.
Получалось,правда,не всегда.
 
Последнее редактирование:
Назад