A_Z
Старожил
Буду говорить про военные самолёты - поскольку "в прошлой жизни" занимался именно ими.Решил задать такой вопрос знатокам, т.к. сам разобраться в нем не могу. В наше время принято гордится самолетами типа ПАК ФА, F-35, Боингами и в таком духе. Стоимость таких изделий просто космическая не то что для рядового человека, даже для целого предприятия или государства.
Куда же пропали "простые" самолеты, наподобие тех, что были между мировыми войнами?
ИМХО, проблема в том, что ВВС всего мира реально не воевали со времён Вьетнама. Исключением является разве что ирано-иракская война в воздухе, но её результаты, по понятным причинам, до авиапромышленности не дошли.
Именно во Вьетнаме, хлебнув настоящей войны, американцы поняли, что увлечение многоцелевыми монстриками типа F-4 ни к чему хорошему не приведёт.
В результате этих не слишком весёлых размышлений появились F-16 - предельно простой истребитель, изначально не имевший даже РЛС, А-10 (в рекомендациях не нуждается) и F-15А. Я специальной выделяю буковку "А", поскольку это был "чистый" истребитель (и потому, в отличие от более поздних многоцелевых версий, сравнительно простой), с великолепными характеристиками именно для БВБ (победы Су-27 над "Иглом" в сравнительных боях просьба не вспоминать - тогда "сушка" дралась с версией "С").
А потом Вьетнам постепенно забывался. Разгромные результаты боёв евреев с арабами добавили самоуспокоенности ам. конструкторам (хотя там многое определила отличная выучка ВВС Израиля). Ну, и понеслось...
"Законодателями моды" в области военной авиации были и остаются США. Промышленность Штатов, ясное дело, заинтересована в производстве как можно более навороченных самолётов - там прибыль выше. Лоббистские возможности ам. авиапрома велики. А поскольку реальных проверок в боях не было - не было и оснований для коррекции "стратегического курса".
Единственная область, где сторонникам "навороченности" не удаётся (пока) взять верх - это авиационная поддержка сухопутных войск. Попытки вывести из эксплуатации А-10 устанешь считать. К счастью, мелкие заварушки случались и случаются регулярно, и в них столь же регулярно выяснялось, что при выполнении задачи НАП навороченным версиям F-16 и ещё более навороченным F-15Е делать нечего. Впрочем, попытку армии инициировать создание действительно лёгкого (и простого) штурмовика - программа LAAR - "истребительное лобби" ВВС США успешно похоронило ещё на стадии составления ТЗ. А потребность в машинах такого класса в "противопартизанских" войнах есть. Не зря американцы "достали из нафталина" ветеранов всё той же вьетнамской войны OV-10 Bronco, слегка модернизировали и отправили на войсковые испытания в Сирию. Однако, судя по всему, и эту атаку здравого смысла сторонники "монстриков" отбили.
Ну, и квинтэссенцией описанной "эволюции" являются F-22 и F-35 - машины запредельной сложности и, как результат, запредельной стоимости. Притом, что их реальная боевая эффективность, как показали "военные игры" широко известной в узких кругах RAND Corp., является сомнительной.
"В таком вот апсекте" (М.М.Камноедов).