Международные аэропорты в СССР

    NAV

    Старожил
    Еще Владивосток забыли, через него, во всяком случае, Ил-76 аэрофлотовские в Японию в 80-х летали.
     

    Strannik

    Старожил
    Дабы не создавать новую тему, спрошу здесь.
    Какие управления гражданской авиации, занимались выполнением международных пассажирских авиарейсов в поднесоветский период развитого социализма (до 1985 г.)?
    Исходя из расписаний, получается, что это Центральное управление международных воздушных сообщений, Белорусское, Коми, Украинское УГА, 235 отдельный авиаотряд (чартеры).
    Были ли в их числе Армянское, Восточно-Сибирское, Латвийское, Литовское, Северное, Северо-кавказское управления?

    Чьи самолёты и экипажи из состава "Аэрофлота" выполняли чартерные рейсы по доставке военнослужащих на заграничные советские базы?

    Каким образом осуществлялись полёты за границу гражданскими модификациями самолётов структур Вооружённых сил Советского Союза, Министерства авиационной промышленности СССР, государственной авиации прочих госструктур - своими специально подготовленными экипажами, под кодом "Аэрофлота", с привлечением имеющих допуск на международные полёты экипажей "Аэрофлота"?
    Как вышеуказанные структуры осуществляли ПТК в случае вылетов не с международных гражданских аэропортов - индивидуально приглашали пограничников-таможенников на свои аэродромы под каждый рейс?

    К какому управлению были приписаны советские гражданские самолёты/вертолёты и экипажи, работающие на постоянной основе за границей (типа самолётов иностранных лидеров, авиация треста "Арктикуголь" и т.п.)?
     
    Последнее редактирование:

    Aleck

    Старожил
    Были ли в их числе Армянское, Восточно-Сибирское, Латвийское, Литовское, Северное, Северо-кавказское управления?
    Не Северное, а Ленинградское, если мы говорим о 80-х годах. Ещё Грузинское, Узбекское и Дальневосточное управления. Латвийское и Литовское стали работать на международке в 1990 году.
     

    Историк

    Старожил
    Strannik, Армянское УГА точно заграницу летало. В 1973 г была катастрофа их самолета в Иордании - рейс СУ-512 по маршруту Амман-Бейрут-Ереван-Москва.
    И, кстати, здесь на форуме как-то выкладывали рекламный плакат этого рейса.
    Как вышеуказанные структуры осуществляли ПТК в случае вылетов не с международных гражданских аэропортов - индивидуально приглашали пограничников-таможенников на свои аэродромы под каждый рейс?

    Делали посадки в международных аэропортах для прохождения таможни.
     

    Таганрог

    Местный
    Не позднее 1997года стал международным. Местнники так и шутили — "международная лужайка "Майкоп"". (В Майкопе — ГВПП).

    Насколько знаю, регистрация пассажиров и таможня проходила в аэропорту Майкоп с ГВПП на северной окраине, а сами полеты выполнялись с военного аэродрома Ханская в 7 км западнее города, куда пассажиров доставляли на автобусе
     

    mendel

    Новичок
    А куда из Хабаровска за бугор летали в советские времена?
    Токио, Пхеньян, Ниигата, Ханой, Пномпень, Вьентьян, Харбин, Шеньян, Нагойя, Сеул, Анкоридж, Сан-Франциско, Лох Анджелес. Грузовые чартеры Латинская Америка, Китай, США
     
    Последнее редактирование:

    Aleck

    Старожил
    Армянское УГА точно заграницу летало. В 1973 г была катастрофа их самолета в Иордании
    Историк, Армянское УГА предоставляло самолёты, экипаж был ЦУ МВС. Сначала машины шли обычными рейсами 905 и 907 в Шереметьево, далее московские экипажи вели их через Ереван в Амман и Бейрут рейсами СУ509/510 и СУ511/512.
     

    mendel

    Новичок
    И это были регулярные рейсы?
    в период с 70-х по 93 кроме Лох Анджелеса да были регулярные но в основном транзитные кроме Токио, Ниигата, Пхеньян, Сеул, Анкоридж - Сан-Франциско.

    Выписка из расписания Лето-1992
    СУ-592 НАГОЯ-ХАБАРОВСК-МОСКВА ИЛ6М
    СУ-327/328 ХАБАРОВСК-АНКОРИДЖ-САН-ФРАНЦИСКО ИЛ6
    СУ-817/818 ХАБАРОВСК-СЕУЛ ИЛ6
    СУ-811/812 ХАБАРОВСК-НИИГАТА ТУ5
    СУ-813/814 ХАБАРОВСК-ПХЕНЬЯН ТУ5
    СУ-815/816 ХАБАРОВСК-ХАРБИН ТУ5
    ЗС-253/254 ПХЕНЬЯН-ХАБАРОВСК ТУ3
    СЯ-901/902 ХАРБИН-ХАБАРОВСК ДЦ9
    ЯЛ-993/994 НИИГАТА-ХАБАРОВСК 767

    СУ-941/942 АГК ШЕРЕМЕТЬЕВО2-КРАСНОЯРСК-ХАБАРОВСК-НИИГАТА ИЛ7
    СУ-943/944 АГК ШЕРЕМЕТЬЕВО2-КРАСНОЯРСК-ХАБАРОВСК-ТОКИО ИЛ7
    СУ-945/946 АГК ШЕРЕМЕТЬЕВО2-КРАСНОЯРСК-ХАБАРОВСК-НАГОЯ ИЛ7
    СУ-971/972 ЛЮКСЕМБУРГ-АГК ШЕРЕМЕТЬЕВО2-КРАСНОЯРСК-ХАБАРОВСК-СЕУЛ ИЛ7
    СУ-973/974 ЛЮКСЕМБУРГ-АГК ШЕРЕМЕТЬЕВО2-КРАСНОЯРСК-ХАБАРОВСК-СЕУЛ ИЛ7
    СУ-941/942 ХАБАРОВСК-НИИГАТА
     
    Последнее редактирование:

    Историк

    Старожил
    экипаж был ЦУ МВС.
    Неа, по крайней мере, в данной конкретной катастрофе участвовал армянский экипаж именно Армянского УГА. Взгляните на сведения об экипаже:
    http://www.airdisaster.ru/database.php?id=877
    Причем, в те годы летный состав любого национального управления ГА большей частью состоял из летчиков славянской национальности. А в этом случае, как видите, на загранку собрали чисто армянский экипаж почему-то.
     

    A-S

    Новичок
    Внесу некоторые уточнения по международному трафику дальневосточных аэропортов.
    Аэропорт Хабаровск - Новый де-факто был международным аэропортом с момента открытия в 1945 г, но де-юре стал им в 1957 г с началом регулярных полетов Ту-104. Но при этом выполнял несколько иные функции. Регулярные зарубежные рейсы на наших ВС из Хабаровска начались в 1968 г в Ниигату и в 1974 г в Пхеньян. Ну и широкое развитие международной сети пошло после 1992 г. В 40-60-е годы Хабаровск - Новый в роли международного обслуживал чартерные и литерные рейсы разных ведомств в Китай, Японию, КНДР, частично во Вьетнам. Был на подстраховке для наших ВС на маршрутах в Японию и Китай. Для японских авиакомпаний был и до сих пор остается официальным запасным аэропортом при полетах их ВС из Япониии через Россию в Европу.
    Аэропорт Владивосток - Кневичи официально открыт для международных полетов в 1992 г, де-факто был международным с момента основания авиабазы в 1932 г. НО... международным не для всех. Регулярных международных рейсов из Владивостока не было до 1993 г. Зато было много литерных и чартерных рейсов наших ВС от разных ведомств в страны АТР. Прежде всего в КНДР, Вьетнам, Китай. В войну 1941-45 гг Кневичи и расположенный рядом аэродром Угловое были запасными для американских Б-29, бомбящих Японию. Во Владивостоке приземлялись и борта ВВС США с дипломатами и техническими специалистами. После войны Кневичи до сего дня используются как запасной аэродром для посадок бортов №1 большинства государств мира при разных нестандартных ситуациях. Так что не удивляйтесь, если по приземлении в Кневичах увидите на перроне борт №1 президента США.
    Южно-Сахалинск – Хомутово открыт для международных полетов в 1993 г, до этого регулярных рейсов из него не было, только наши редкие международные чартеры. Иногда зарубежные борта принимали.
    Магадан – Сокол открыт для международных полетов с 1993 г, кроме того является запасным портом для буржуйских ВС, выполняющих дальние рейсы в тех широтах. В советское время даже наши международные чартеры из Сокола были редким явлением. Недавно в порту заработал новый центр УВД для обслуживания воздушного пространства от Якутска до Аляски.
    Петропавловск-Камчатский – Елизово открыт для международных полетов в 1993 г. Но международная сеть фактически никакая. В 1941-45 гг был запасным для американских Б-17 и Б-29, бомбивших Японию. Сейчас еще и запасным является для буржуйских ВС, курсирующих между Аляской и Японией/Кореей.
    Аэропорт бухта Провидения (Чукотка) получил статус международного где-то в 1994 г. Имеет грунтовую ВПП 2000 х 50 м. Принимает чартеры из Нома (Аляска) или наши чартеры туда иногда летают. Один раз на ГВПП даже Б-737 садился. В первые годы вроде 1 раз в неделю были регулярные рейсы, потом все заглохло.

    Т.е. сейчас реальный международный трафик есть во Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске. Из Благовещенска выполняются только чартеры.
     

    avro

    Модератор
    Из книги про 70 лет авиации Дальнего Востока (примерно 2003 год), выпущенной под эгидой ДВУ ГА, следует:

    Март 1970 - международный статус появился у Хабаровска. В этот год выполнено 19 рейсов Alaska Airlines. В 1973 открыт рейс Хабаровск - Ниигата, причем, хабаровские экипажи полетели только с 1978 года, когда ХОАО получил свои тушки. С 1973 рейс грузовые рейсы на Ан-12 в КНДР. и т.д.
    ПС. По Хабаровску каких только данных нет в сети...

    1990 - статус международного у Южно-Сахалинска. В апреле 1994 начались регулярные рейсы Южно-Сахалинск - Хакодате, САТ на Ан-24. В августе 1994го, будучи на практике, эти рейсы обслуживал в части доставки бортпитания из городского японского ресторана.

    Май 1992 - статус международного у Владивостока. Раньше, чем у Новосибирска. С апреля 1993 рейсы Владивосток - Ниигата.

    ПС. Как я понял из изучения источников и общения с ветеранами: эпизодические полеты на МВЛ и международный статус в СССР были не одно и то же. Иностранные ВС садились в Толмачево с 1970х, вспомним Конкорды. Но штатной границы в порту не было до 1992 года, пока не был получен соответствующий статус. И первые коммерческие международные рейсы базовой АК, начиная с 1991 года проходили границу СССР, а потом РФ в других портах в течение целого года.
     
    Последнее редактирование:

    avro

    Модератор
    В 1986 международный статус появился у аэропорта райцентра УССР (поправьте, если не так) Кривой Рог. В связи со строительством Криворожского железорудного комбината (совместная стройка Румынии, Чехословакии, ГДР и Советского Союза). Детали тут: http://www.forumavia.ru/forum/1/3/1436862885895245606211431578313_1.shtml?topiccount=19
     
    Последнее редактирование:

    avro

    Модератор
    Цитата по теме с другой ветки от Strannik,

    http://forum.tr.ru/read.php?18,1153715
    http://www.forumavia.ru/forum/7/6/717679864276599359761256200876_1.shtml?topiccount=20 (копировать в браузер)

    И вопрос от него: Хотя сразу же возник вопрос - Стрежевой реально имел статус международного?

    У меня есть знакомый командир Стрежевского ОАО. Можно спросить. О каких годах и полетах идет речь?
     

    Strannik

    Старожил
    Слышал, что оттуда были международные рейсы в 1990-е (Стрежевскими авиалиниями?).
    И в каких аэропортах поначалу проходили границу новосибирские самолёты? Иркутск, Москва, Сочи, Свердловск?
     

    avro

    Модератор
    В каких я уточняю сам. Период - лето 1991-1992. Пока железный список - Ленинград, Хабаровск, Иркутск и Одесса. Проверяются Ташкент, Алма-Ата и Кривой Рог (отсюда я про него вообще и узнал). Еще как вариант мог быть Донецк, но тут совсем не уверен. Только одно упоминание было. Ну и Москва, хотя тоже не уверен.

    Про Стрежевой при случае спрошу. По идее источник должен знать.
     

    avro

    Модератор
    Их книги Хроники гражданской авиации 1986-97 гг:

    Сентябрь 1989 Мурманск - Тромсе регулярно и позже рейсы в Рованиеми и Киркенес.

    Сентябрь 1989 Анадырь - Анкоридж на Ан-24!

    Февраль 1992 Магадан - Анкоридж, написано на "Ту-134", но видимо на Ту-154. 1 раз в неделю.
     

    Юра

    Местный
    А что возили? Почту?
    Золотишко возил Ан12,почти каждый день кроме выходных заруливал в 21 00 на 9 стоянку.Нас на разборе перед ночной сменный предупреждал чтобы к самолету не подходили, золото на борту.Вохряки с карабинами вокруг бегали а часа в 2 ночи улетал.
     

    Aleck

    Старожил
    Прикольно, что Минводы получили статус международного ещё в 1981 году, но рейсы за рубеж вплоть до 1989 года выполнялись оттуда эпизодически. Зато минводские экипажи и самолеты с начала 80-х выполняли рейсы Сочи-Берлин, Сочи-Лейпциг, Сочи-Прага и Сочи-Будапешт.