Международный аэропорт Гибралтар (Gibraltar)

Stalevar

Горячий финский парень
Не могу не рассказать об очень интересном аэропорту в одноименном городе и территории.

Международный аэропорт Гибралтар (Gibraltar International Airport (ИАТА: GIB, ИКАО: LXGB)) расположен у подножия Гибралтарской скалы. Владельцем аэропорта (и ВПП и всего остального) является Министерство обороны Великобритании, использующее аэропорт для военных нужд. Гибралтар является Британской Заморской территорией. Гражданские по факту арендуют часть территории аэропорта.
  • IATA: GIB
  • ICAO: LXGB
Взлётно-посадочные полосы
Направление / НомерДлина ВПППокрытие
метрыфуты
09/271,7765,827асфальт

Построена первая версия ВПП еще в 1940 году для нужд RAF, поскольку Гибралтар, в последние столетия - важная военно-морская база Великобритании на континенте и ворота в Средиземноморье.
Первый терминал аэропорта открыли еще в 1959 году, с реконструкцией в 1990, но он был мал. И после тяжелых изысканий территории, которой фактически нет, удалось открыть новый терминал в 2011 году. Форма терминала занятная, потому что надо было впихнуть в очень небольшое место все самые необходимые части аэропорта, при этом не ущемив пассажиров. Удалось увеличить размер здания почти в два раза, по сравнению со старым.
Исторически, несколько раз до середины 80-х предпринимались попытки наладить перелеты не только из Британии, но и из Европы, в том числе из самой Испании соседней. Но в ввиду 300-летних споров между Британией и Испанией за владение этим куском земли площадью порядка 7 кв. км (!), Испания в 80е инициировала запрет на перелеты в Гибралтар откуда-нибудь еще, кроме самой Британии. Но и в целом спрос на полеты не из Британии был посредственный. Неоднократно авиакомпании открывали и быстро закрывали рейсы из Испании, Германии и других стран. И даже из Марокко.
По факту, остались самые "стойкие" - Лондон, и ряд городов самой Британии. :) Результат - на табло (в видео на моем канале будет вставочка рейсов на момент моего пребывания там). Летают British Airways и Easyjet в Лондон (Хитроу и Гатвик), а также Бирмингем, Манчестер и Бристоль.
В прошлом году обслужили 424000 пассажиров и чуть меньше 100000 кг багажа за 3600+ рейсов.

Немного лирики - уникальный, конечно, аэропорт. Одна полоса - построенная в основном из выработки при строительстве бесконечных туннелей и катакомб внутри самой Скалы (Гибралтар еще называют The Rock, он же один из 2 Геркулесовых столбов). Поперек въезду в Гибралтар. Раньше, а я в 2018 году застал это, машины заезжали в Гибралтар прямо через ВПП!! Ну как например вы в через ВПП Шереметьево от Ш2 к Ш1 поедете на своей машине. С применением светофоров банальных, шлагбаумов и прочего. В 2023 году открыли, наконец туннель, вокруг аэропорта с восточной стороны. Но пешеходы, самокаты, велосипеды и прочие подобные, до сих пор ходят насквозь пешком от аэропорта и границы внутрь Гибралтара. Абсолютно эпическое ощущение! Я заснял и как закрывают проход для посадки-вылета самолетов. Уникально!

Сам новый терминал в полном порядке - небольшой, удобный, всё есть, включая Duty Free и кафешку и пивнушку :)
А еще там УНИКАЛЬНЫЙ огромный балкон на всю ширину (ну почти) терминала, выходящий лицом на ВПП и Гибралтар и скалу. Ничего не закрытый - со стеклянными перилами. Свободный выход из чистой зоны перед посадкой. И покурить, и кофе попит, поесть и пофотографировать. Обалденно!

Поскольку аэропорт, по факту, военный - куча охраны, смотрящих и проверяющих. Снимать без привлечения внимания охраны трудно. Два дня за мной ходили секьюрити (в видео расскажу), везде следят :))))
Для небольшого аэропорта, работающего для конкретной территории, плюс обслуживающего частично людей, выходящих в Испанию (в целом их в разы меньше тех, кто в сам Гибралтар идут) - твердая 5-ка за качество.
Фоточки внизу - остальное в видео!

G1.jpg


G2.jpg


G3.jpg


G4.jpg


G5.jpg


G6.jpg


G7.jpg


G8.jpg
 
Реклама
в ввиду 300-летних споров между Британией и Испанией за владение этим куском земли площадью порядка 7 кв. км (!),
Вроде в последнее время этот их срач между собой как-то затих. Хотя Испания в своём праве, конечно. Насколько я помню, они и в НАТО в 1982-м вступали на условии решения этого вопроса.
Испания в 80е инициировала запрет на перелеты в Гибралтар откуда-нибудь еще, кроме самой Британии.
А как они в принципе могут помешать полётам туда откуда бы то ни было, если ВП контролируют только со своей территории? Над водой можно откуда угодно залететь, особенно со стороны Средиземного моря.
 
прокуратор понтий пилат, Я так понимаю, не залететь в воздушное пространство Испании не получается, кроме прямого захода с востока. С Запада делается крутой поворот над Гибралтарским заливом со снижением (у меня так было в этот раз).
C 1988 года, после того как НЕ договорились о расширении аэропорта за счёт территории Испании, Испания исключила Гибралтар из общеевропейских инициатив по дерегулированию, таких как программа «Единое европейское небо», предотвратив прямые связи Гибралтара с Европейским союзом (ЕС), на том основании, что регулирование признает суверенитет правительства Гибралтара (и, соответственно, Великобритании) над спорной сухопутной границей.
Так что это всё тлеет.
Я так понимаю, она как член ЕС в принципе запретила, не то чтобы лететь, а само осуществление рейсов.
 
Правильно понял, что можно прилететь в Испанию и сразу идти в нее по Шенгена, не ходя в Англию?
 
dunch, Нет, прямого выхода нет в испанию, всяко надо выйти на территории Гибралтара. Я не видел, чтоб был какой-то спец коридор без захода в Гибралтар. Но передо мной чувачок объяснил что прилетел сюда чтоб попасть в испанию, потому что это ближе для него, чем другие аэропорты.
От Аэропорта до границы буквально 150 метров, может даже меньше. Так то
 
Назад