"Мёртвые" Ту-144

В субботу провели ещё один субботник на Ту-144Д СССР-77115.



После успешных испытаний носа и крылышек от аэродромного источника электропитания, начали проверять состояние бортовых цепей для будущего штатного подключения всего самолёта через штатный же разъем 200/115 В.



Состояние вполне удовлетворительное.



Многие блоки с самолёта демонтированы. Но проводка не порублена как это было в Монино.



Кроме того, подготовили болванку для выдавливания плафонов габаритных огней в законцовках крыла.



Есть предварительные договоренности с некоторыми профессионалами по этому делу, но загадывать пока рано.

P.S. Попутно выяснилось, что юридически, самолёт толком никому не принадлежит. Документов на него нет никаких ни у кого. Исправить это явно не в наших силах. Надо быть готовыми, что в любой момент придет какое-нибудь ООО и пустит самолёт в цветмет или ещё куда-либо. Ну и поддержать наши работы тоже пока некому, заинтересованных лиц особо не наблюдается
 
до какого состояния ты восстановишь?
 
Вчера Ту-144Д СССР-77115 поставили под ток!

Готовились несколько субботников. Изучали электросхемы, проверяли состояние проводки, обследовали релейную автоматику. В отличие от Монино, здесь не было вандализма, да и сам самолёт новее.



Агрегат аэродромного питания нам любезно предоставили буквально на пятнадцать минут, так как он был занят в работах на действующей технике. К нашим работам вообще относятся очень лояльно и дружелюбно, что сильно непривычно после Монино.



Для штатного подключения наземного электропитания, на самолёте должны быть установлены аккумуляторы 27В. За их отсутствием, пришлось за свой счёт приобрести блок питания.



После подачи с земли 200/115В, в сети появилось напряжение и заработали бортовые выпрямители ВУ-6. Один почему-то не включился, надо разбираться.




В следующий раз, когда удастся получить аэродромное питание, будем подключать бортовые системы по-одной. Начнем с носа и крылышек, которые вчера снова пытались обслужить.
К сожалению, старая смазка в подшипниках засохла и не даёт прошприцевать пресс-масленки. Пока не ясно, что с этим делать.



Параллельно велись работы по изучению состояния электрики трапа.



В целом, схема его работы уже понятна, в следующие разы можно попробовать тоже что-то оживить, как это было сделано в Монино.

Жаль, что Монинский Ту-144 не пришлось вот так штатно поставить под ток, хотя мы шли к этому много лет. Увы...

20 августа в музее день открытых дверей. Музейщики объявили о возможности посещения Ту-144, есть даже фото, что они притащили трап. Но по факту, так и не открыли. Можно предположить сырость и плесень в салоне из-за отсутствия проветривания.
 
А вот интереснейший экспонат, который тоже мог бы очень пригодиться на Монинском Ту-144. Бортовая цифровая вычислительная машина "Орбита-10-144". Часть блоков не влезли в кадр.


ОЗУ 1024 слова, ПЗУ 16К слов и ДЗУ 256 слов. Быстродействие: операции регистр/регистр — 125 000 оп/с, регистр/память — 125 000 оп/с, умножение — 62 500 оп/с, деление — 5 000 оп/с.
 
На 77115 не родной носовой обтекатель. Родной уехал в Зинсхайм. При перестановке, слегка нарушены зазоры (вроде как при замене капота на авто). Они регулируются некими эксцентриковыми гайками.



К сожалению, в техописании не указано, как их регулировать. Похоже, это была заводская операция. Если кто-то встречал что-нибудь похожее, напишите!
 
Вчера ПАО "Туполев" праздновало "день фирмы". Сотрудникам и их семьям показывали в частности Ту-144 СССР-77115. К сотрудникам Туполева примкнули таковые с ОАК (5 автобусов).

Мы решили использовать Монинский опыт и впервые показать 77115 в оживлённом виде, ведь его теперь можно ставить под ток.











Будем надеяться, оживляж не останется незамеченным, и самолёт не забудут, не забросят.

Видео по ссылке:
321492905_456240945.mp4

А в Монино дни открытых дверей утратили былой размах. Ту-144 больше не открывается, как и многие другие полюбившиеся посетителям экспонаты. Постепенно, время сотрёт следы многолетней реставрации
 
 
Реакции: A.F.
О, музей делают, круто.
А нам к сожалению, больше пока ни одного субботника организовать не удалось, проблемы с доступом
 
Вчера после долгого перерыва удалось провести субботник на Ту-144Д СССР-77115!

Все получилось экспромтом, так что собрались малым составом.

Проверили самолёт, осмотрели, просушили.



Обслужили все двери.


Теперь замки, ручки и петли легко двигаются, открываются и закрываются.

Ещё раз осмотрели узлы навески носа, который требует регулировки.



Вроде бы понятно, как это работает. Постараемся изготовить специнструмент и попробовать в следующий раз.





Предстоит разобраться, почему не все запускаются при постановке самолёта под ток.

На этом пока все. Будем надеяться, что субботники продолжатся. По Монино пока подвижек нет. Самолёт год стоит запертый, без сушки и проветривания. Даже если однажды разрешат снова бесплатно там поработать, может получиться так, что дальнейшая реставрация утратит смысл. Сгниет то, что было сделано в предыдущие годы. Симптоматично, что на дни открытых дверей музейщики его не открыли, хотя трап приволокли...
 
В субботу вновь удалось поработать на Ту-144Д 77115.

Наш почин решили поддержать работники ОКБ им.А.Н.Туполева, тоже на условиях волонтерства. Приехало довольно много народу самых разных специальностей, даже с детьми. Благо, им с доступом гораздо проще. Конструктора, инженеры, даже девушка из бухгалтерии. Очень похоже на рассказы старожилов о первых субботниках в Монино в 2005г.

Основную часть дня заняла чистка снега.



Новички чистили проходы вокруг самолёта, обметали стремянку и трап, так как на крыле весьма скользко.


В оставшееся время продолжали разбираться с электрикой в техотсеках под полом и за кабиной экипажа.




В бытовке, куда пошли пить чай, случайно нашли два блока управления прибором ИВР (индикатор вертикальных режимов), о котором неоднократно рассказывалось ранее. Эти блоки были приготовлены в подарок на Монинский борт 77106, но теперь, видимо, уже туда не попадут. Но и на 77115 они тоже отсутствуют, так что находка оказалась кстати. ИВРы теперь однозначно заработают!


Из неприятного: заклинила наружная ручка открывания входной двери. На нее есть чертеж и описание. Сняли крышку изнутри, пытались проливать, шприцевать, обстукивать, но безрезультатно. Будем надеяться, это лишь лёд, образовавшийся где-то внутри.
 
В субботу вновь удалось попасть на Ту-144Д СССР-77115. К сожалению, говорить о регулярной работе по поддержанию самолёта тут не приходится

Компанию нам вновь составили волонтеры от ПАО "Туполев", что очень здорово!


Как видно из фото, главной задачей была чистка снега.









Кроме того, пришлось отогревать феном замок входной двери, который снова примерз.



Пролили wd-40, вылилось много грязи.



Поправили подпорку под хвостом самолета, которая из-за снега начала сползать.
И напоследок, немного позанимались электрикой.



На этом пока все. Ждём следующей возможности.
 
В субботу вновь попали на Ту-144Д 77115. Плодотворно потрудились. Начали как обычно со снега.



В оставшееся время позанимались электрикой.


Нашли места установки блоков управления Индикаторами Вертикальных Режимов, которые хотим оживить. Этот прибор - одна из характерных визитных карточек Ту-144.


Сами индикаторы стоят на приборной доске летчиков. А блоки управления спрятались в разных местах. Один в глубине за приборной доской, а другой за этажеркой на входе в кабину.

Параллельно, открыли один из сохранившихся капотов двигателей.


Осмотрели и обмерили его конструкцию. На этом самолёте не хватает ровно половины капотов. Вся левая мотогондола просто зашита металлом. В свое время самолёт спасли от разделки, его уже начали пилить резчики.
Мы хотим создать современные 3d-модели всех деталей капотов. Возможно, когда-нибудь, появится возможность заказать их на производстве и собрать близкие реплики.
Пока же мечтаем обзавестись хотя бы хорошим электроудлинеителем и инструментом взамен оставшихся в Монино...
 
_ПЗ_, офф. Сколько Ту-214 с лого "Дальавиа" сейчас в Жуковском стоит?
 
_ПЗ_, офф. Сколько Ту-214 с лого "Дальавиа" сейчас в Жуковском стоит?
должен быть один (хвост которого попал тут на одно из фото с январского субботника выше) - 64512. Вот его фото на РП от 2021 года: ?????????? ???????? · ??????? · ??-214 · RA-64512 (???.?. 41507012) · ????????-??
В Жуковском был еще один Ту-214 ех-Дальавиа - 64510, но он перекрашен под АТу (таким он был немногим более года назад).
Всего у Дальавиа было 5 Ту-214. Первые два (64502 и 64503) давно (10 лет назад) разрезали в Хабаровске, еще один (64507) находится на заводе в Казани, где в 2018 году был переоборудован в ЛЛ и немного успел полетать в таком виде
 
Реакции: avro
Провели ещё один субботник на Ту-144Д СССР-77115.
Основное время вновь ушло на чистку снега, который уже начал таять и сильно потяжелел.





Затем провели дополнительные замеры в части отсутствующих капотов двигателей на левой мотогондоле.



А так же встретили очень интересных гостей, о которых стоит рассказать как-нибудь отдельно.

Появилась мысль поставить на борту копилку для пожертвований как когда-то в Монино. Самолёт регулярно посещают различные представительные гости. Чаще это
бывает в будни когда нас там нет. И к сожалению, ни у кого не возникает мысли поинтересоваться, каким образом вообще существует сейчас этот экспонат, не говоря уже о личном участии в его сохранении. Возможно, небольшой плакатик и копилка, помогут делу. Осталось добыть где-то копилку и плакатик
 
Закупили 120м хладостойкого кабеля, чтобы подключать самолёт к ближайшей розетке 220/380В. Спасибо нашему бессменному казначею, что перебросил оставшиеся пожертвования, видимо ещё на 77106! Спасибо всем, кто вносил свою лепту. Каждая копейка на счету, ничто не забыто!

 


Пока не ясно, что с ними.

Ну и напоследок, подготовили интересный экспонат в салоне. Полный комплект бортовой цифровой вычислительной машины ЦВМ-10-ТС-144



К ней сделали этикетку с характеристиками и кратким принципом действия.