"Мёртвые" Ту-144

В субботу Ту-144Д СССР-77115 поучаствовал в показе авиационной техники, которую устраивает предприятие для своих сотрудников и членов их семей. Ну а наша бригада участвовала в демонстрации в качестве волонтеров. Пока самолет востребован для таких показов, есть надежда, что он не пропадет. А вот если не будет востребован, то следующие поколения могут его уже и не застать.
 
Вчера провели субботник на Ту-144Д 77115.
Утром самолёт посетили ветераны фирмы Туполева с семьями, а также потомки тех, кто внёс огромный вклад (наверное здесь уместно написать, положил жизнь) в программу сверхзвукового пассажирского самолёта в частности, и развитие отечественной авиации вообще. Большая честь, очень интересные люди. Возглавлял делегацию энергичный Сергей Петрович Авакимов!


После экскурсии мы продолжили работу. Заменили одни неисправные часы на исправные, теперь все четверо ходят.



Собрали катушку для электрического удлинителя 120м. Пришлось немного послесарничать.


На неделе нам передали несколько телефонных трубок для связи бортпроводник-салон, которые ранее на борту отсутствовали. Подходят не любые, нам подарили именно правильную модель! Записали небольшое видео:


А также немного доработали и включили в работу бортовую УКВ радиостанцию, которая теперь может транслировать живой радиообмен с ближайших аэродромов. На эту тему тоже записали видео:


На этом пока все, из-за жары свернулись пораньше.
 
Какие же вы молодцы!
Земной вам поклон!
 
В субботу продолжали работу.
Занялись обслуживанием крылышек. Все шарниры, тяги и узлы навески закрылков, предкрылков, насмерть залиты краской. Крылышки плохо убираются, закрылок при уборке задевает фюзеляж.


Купили маленькую банку смывки и узкой кисточкой прошлись по крайним шарнирам. Для пробы. Да вот беда, наши Керхеры остались в Монино. Сдувать размягченную краску нечем. Привезли из дома парогенератор, попробовали им. Как говорится, арфы нет, берите бубен.



Что-то проковыряли, прочистили, отскоблили. Пока чисто на пробу.

На борту смотали ранее купленный кабель (120м) на катушку.



Начали разбирать замок пассажирской двери, который замерзал всю зиму. Именно его пресс-масленки не удалось продавить среди всех дверей.




За день получилось победить винтики, удерживавшие наружную рамку дверной ручки.



В следующий раз разберем сам механизм.


А внизу Никита снял тяговый электродвигатель с трапа.



Попробуем оживить его в стационарных условиях.



На этом пока все.
 
В субботу на Ту-144Д 77115 вновь проходили ведомственные экскурсии, в которых мы поучаствовали в качестве волонтеров.
Записали небольшое видео как опускается носовой обтекатель из кабины.

 
После некоторого перерыва, очередной субботник на Ту-144Д 77115.

За время, пока не было отчетов, самолет поучаствовал в еще одном экскурсионном дне в честь 75 летия образования Жуковской летно-испытательной и доводочной базы ОКБ А.Н.Туполева. Наша бригада поучаствовала в показе в качестве волонтеров.



А вчера продолжили работы по плану. В первую очередь, занялись крылышками, т.к они плохо убираются, закрылок цепляет фюзеляж.


Промазали смывкой краски шарниры, залили их "жидким ключом".



Вскрыли люки, просушили и проверили механизмы. На правом крылышке отстыковали тяги и разработали уборку-выпуск закрылков вручную. Стало горпздо легче.

Никита продолжал оживлять трап.


Тяговый электродвигатель похоже сдох.
Межвитковое замыкание обмоток.


Очень жаль, т.к у нас появились блоки питания, от которых он мог бы ездить без аккумуляторов. Новый мотор стоит от 30 до 100 тыр. Попробуем проверить мотор на втором трапе, может он исправен.

Алексей продолжал разбирать замерзающую зимой ручку входной двери. Потратил весь день, но снять ее так и не удалось.


А Вероника, впервые принявшая усачтие в субботнике, прибралась в бытовке, которая используется нами для работ и переодевания.

В качестве домашнего задания, занялись версткой плакатов об истории создания Ту-144. В салоне от показов на МАКС остались витрины со старой наглядной агитацией, но она малоинформативна, посетители просят подробностей. Вопрос лишь в том, на какие деньги эти плакаты напечатать? Размер каждого 1500*500мм.

По слухам, в Монино в результате платных экскурсий на Ту-144 77106, который мы восстанавливали с 2005 по 2022гг, туристы порвали обшивку пилотского кресла. Будем надеяться, что это лишь слухи
 
Продолжили работы на Ту-144Д 77115.



Субботник целиком посвятили обслуживанию крылышек.



На фото хорошо видны очаги коррозии. Это к вопросу о полетах.

Рассоединили тяги на левом крылышке и тоже прокачали закрылки вручную, пока ход не стал более свободным. Затем с помощью наконечника от ручки ручного привода и шуруповерта, прогнали крылышки туда-сюда несколько раз.



Убрались без проблем, закрылки больше о фюзеляж не цепляют:




На фото видно, насколько грязный фюзеляж самолёта. Помыть его так и не получилось. Нужен Керхер, но пока мы себе позволить такую покупку не можем.
 
снова поработали на 115й машине.

Утро началось с приятного известия. На неделе после долгих переговоров, в самолете заменили сгнившую мягкость пилотских кресел.


Теперь на них можно сажать посетителей.

О посетителях. В субботу самолет посетили внук А.Н.Туполева, сын и внук В.Н.Бендерова с семьями, и целый ряд ветеранов программы создания Ту-144 и их потомков. Здорово, что Ту-144 позволяет обьединять и собирать вместе этих заслуженных людей!



Встреча прошла очень интересно. Организационные проблемы содержания Ту-144 77115 и печальная история Монинского 77106, были озвучены. Все же эти люди имеют вес в авиационной среде и вхожи в некоторые кабинеты.

Ну а мы продолжали работы. После недавней профилактики, наконец, прогнали крылышки от штатной системы, поставив самолет под ток от аэродромного генератора.


Теперь все хорошо убирается, закрылки за фюзеляж не цепляются. Интересно, что пока у нас молотил дизель, на соседней стоянке одновременно шла гонка двигателей Ту-204. Для любителей авиации атмосфера захватывающая.

Также продолжили попытки отрегулировать узлы навески носового обтекателя, который тоже цепляет за фюзеляж.


Нам удалось немного продвинуться, что-то там расшевелить, но пока на этом и все. Будем думать дальше. Не смог внести ясность даже инженер-конструктор, проектировавший данный узел в 1970х годах в Воронежском филиале.

Есть много планов по электрике. Фактически, можно оживить весь самолет, все системы комплектны и должны быть исправны. Но нам не хватает энтузиастов со знанием электрики и электроники. Если кто-то готов включиться, тратить свое время по субботам, то мы будем рады принять одного-двух человек в свои ряды!
 
" Но нам не хватает энтузиастов со знанием электрики и электроники."

Неужели знаний Сергея и Паши не хватает? А с Туполева нет желающих помочь?
 
Обьем работ для двух энтузиастов слишком велик. Можно оживить практически весь самолет. Были бы желающие этим заниматься!
С Туполева люди приезжали, но не по электрике и не на систематической основе.
 
Провели еще субботник. Работали малым составом, многие заболели.
Готовимся оживить основное освещение салона на 77115.


Там все цело, но должно быть тщательно проверено перед включением. Начали с ревизии предохранителей 115В. Для этого в каждой багажной полке надо вскрыть лючок.



За день удалось снять все предохранители в первом салоне.





Часть явно пострадала от времени и потребует замены.

Также попробовали снять плафон нижнего проблескового огня.



Винтики удалось победить, но крышка пока не снимается. Возможно, прилипла когда самолет красили в начале двухтысячных.

В следующий раз продолжим.
 
Ту-144 СССР-77110 выставочный код 345 на АС Североморск-1 в августе 1980 года Фотография самолёта · Туполев · Ту-144 · СССР-77110 (зав.н. 06-1) · Россия (СССР) - МАП ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация
Из карточки борта Карточка самолёта: Туполев · Ту-144 · СССР-77110 (зав.н. 06-1) ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация

 
Последнее редактирование:
Туполя про постановщик помех ничего не писали. Писали про теоретическую возможность создания ракетоносца/разведчика на базе конструкции Ту-144, для чего организовывали показ лайнера военным. Не взлетело.
 
Провели очередной субботник на Ту-144Д СССР-77115.
Продолжили разбираться с основным освещением салонов.


К счастью, на этот экземпляр самолета имеются родные электросхемы:



Лампы дневного света питаются напряжением 200В 400Гц от трехфазной сети. Перед любым включением все цепи необходимо тщательно проверить, заменить неисправные лампы и предохранители.

Для регулировки носового обтекатели решили попробовать подпереть его с земли гидравлической подпоркой, которая стоит под хвостом самолета во избежание опрокидывания зимой. Это позволит снять нагрузку с шарнира подвески носа, и облегчит регулировку. Изучили конструкцию подпорки, ее должно хватить. Но верхняя часть штока у нее должна выдвигаться вручную, чего нам сделать пока не удалось. Кстати, на подпорке стоит не родной ложемент. Возможно, он от Ту-154, диаметр явно больше.



Как только дойдут руки, надо его доработать, чтобы плотно обхватывал фюзеляж.

Остальное время потратили на разборку входной двери. Скоро морозы, а ручку отпирания обслужить так и не удалось. В прошлом году она начала примерзать и переставала открываться. На этот узел есть чертеж в Руководстве по эксплуатации. Есть описание работы замка. Но извлечь ручку для смазки до сих пор не получилось.



В этот раз попытались добраться изнутри. Сняли почти всю облицовку, разобрали замок, и... ничего. Ручка изнутри не снимается. Еле успели собрать замок обратно. Будем думать.

Напоследок, небольшое видео из салона:
 
Заплатки. Видимо, вмятмны или дыры заделывали. Там и хвостовой кок стоит кустарного изготовления, где тормозной парашют должен быть. И половины капотов нет. И нос залатан листовым металлом. Увы...