море и ветер с полным эффектом присутствия на борту парусника и яхты
Спасибо, Владимир Васильевич (Донской) за красивый видеосюжет реального моря на яхте... Мне этот сюжет очень напомнил, как я сам летом 1984-го года участвовал в дальнем спортивном плавании (ДСП) частично вокруг Крыма (вышли мы из Евпатории и пошли на запад вокруг Крыма), затем прошли через западный Крым, затем - Очаков, Николаев, Одессу и назад к Днепро-Бугскому лиману и снова - Николаев, Очаков, - Тарханкут и Евпатория... В основном море было более спокойное, но иногда оно было примерно такое, как в этом видеосюжете... Я конечно, малость рассказывал здесь об этом ДСП и тогда мне вспомнился случай, когда в такую вот серьёзную волну, как на представленном видео (в 1984-м видеокамеры у меня не было) меня экипаж (а это три моремана, т.е. - профессиональных моряка - пенсионера) вынудили меня (тогда сравнительно молодого авиатора) - сесть в люльку (а это просто досочка, прикреплённая к фалу, которую все трое через свободный блок на мачте поднимали вверх, к топу мачты для исправления выскочившего из своего блока-ролика троса, который и не давал опустить грот (выскочивший из ролика трос грота застопорился, а шторм грозил выбросить яхту на берег и надо было срочно это исправить, чтобы убрать грот, чтобы нас не выбросило на берег)... Они подняли меня до самого топа мачты, где мне удалось с помощью плоскогубцев и плоской отвёртки вставить трос грота на место, в ролик... Была ночь, сильные волны качали яхту из стороны в сторону и грозили выбросить яхту на скалистый берег, а самое для меня неприятное, я бы сказал даже - страшное, была опасность - упасть с высоты 15 - 17 метров на палубу яхты, ведь в этом случае, как минимум, я поломал себе рёбра, или руки - ноги, а то и чего похуже... Я готов был даже упасть в море, но чтобы только не на палубу яхты... Но - обошлось.., я не упал, освободил ролик, моряки сумели отвести яхту от опасного берега и всё закончилось благополучно... Разве что на другой день утром, когда мы уже зашли в тихую бухточку, кэп подошёл ко мне и в тихом разговоре удивился, - "почему это я сразу же не сошёл с яхты на берег после такого опасного приключения со словами - "да в гробу я видал вашу яхту, лучше я сойду на берег и останусь живой"... Затем он спросил меня, - "почему я повёл себя довольно не обычно.., как делали в подобных случаях многие их вот так невзначай влившиеся в состав экипажа на небольшое ДСП"..? На это я ему тоже тихо ответил, что у нас в авиации подобные случаи были частенько и мы, видимо, чуть по другому относимся к подобным опасным ситуациям... В том плавании случилось много всяких других непредвиденных событий, о которых я тогда тоже рассказывал, в том числе и такое, что я случайно "вычислил" их постоянного экипажного штурмана в том, что он по незнанию (точнее - потому, что забыл уже) Азбуки Морзе иногда водил их косыми галсами там, где можно было идти одним прямым галсом (курсом), но он из-за неверного определения своего места в море по причине - не помнил Азбуку Морзе, - и поэтому неправильно брал пеленги с береговых радиомаяков, ну и получал неверное своё место в море, а отсюда и - неверный курс в нужную точку... Я, конечно, дико извиняюсь перед нашими "морскими волками" и прежде всего - перед нашим Дмитрием Борисовичем, что рассказал о некоторых грубых просчётах вобщем-то тоже моряка - профессионала, который сам тогда меня слёзно просил - ничего не говорить экипажу о такой его оплошности (а он - бывший командир какого-то небольшого корабля, типа МПК), не знал, да ещё и забыл эту самую Азбуку Морзе и ему было почему-то лень вспомнить её или хотя бы положить перед собой её на штурманском столе... Вобщем, был такой казус, который привёл к тому, что он тут же поклялся мне, - по приходу в Евпаторию сразу же внести Азбуку в свой штурманский комплект документов, а я, разумеется, ничего не сказал экипажу даже в ресторане в Евпатории, где мы отмечали своё вобщем-то успешное ДСП вместе с жёнами...