ндрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса. По матери – дворянского происхождения.
С 1901 года Андрей Николаевич обучался в тверской гимназии, о чем позже вспоминал: «Для того чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь. Наш класс был дружный, однако хорошо учиться было не принято. Я лишь старался не отставать от сверстников».
Андрей с детства увлекался конструированием, мастерил игрушки из дерева: «Как правило, это были технические игрушки: то я делал по какой-то книге корабль из дерева достаточно большого размера с оснащением, то делал шлюз и поднял воду на какие-то там 400 миллиметров, то построил лодку, которая управлялась при помощи рук, с двумя колесами».
1908 году Андрей Туполев успешно прошел вступительные испытания в два известных технических вуза Москвы.
Именно в училище начинается путь Туполева как конструктора. Андрей серьезно увлекся аэродинамикой, стал членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского. Еще будучи студентом, он участвует в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет.
В 1918 году Андрей Туполев с отличием окончил училище и всерьез занялся конструкторской деятельностью. Буквально через два года на свет появилась первая машина с его инициалами – легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. Хотя основными материалами этой машины все равно оставались дерево и ткань, при конструировании впервые использовался легкий и прочный материал – кольчугалюминий. Туполев был уверен, что дерево для самолета – не материал, а будущее авиации – за металлом. В октябре 1922 года при ЦАГИ была создана Комиссия по металлическому самолетостроению, которую возглавил Андрей Туполев. Позже по его предложению именно этот день – 22 октября 1922 года – стал считаться официальной датой образования ОКБ А.Н. Туполева.
В 1925 году в небо поднялся АНТ-4 – первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. В серию он был запущен под названием ТБ-1. Всего было изготовлено более 200 разных модификаций этого самолета, но, пожалуй, самым известным стал АНТ-4 «Страна Советов».
В 1937-м, в том самом году, когда Чкалов и Громов на АНТ-25 совершили межконтинентальный перелет, начался самый тяжелый период в жизни Андрея Туполева. Он был арестован по ложному обвинению и направлен в ЦКБ-29 – закрытое конструкторское бюро НКВД, позже получившее имя «Туполевская шарашка». Андреем Николаевичем был составлен список из порядка 100 авиаконструкторов и авиаинженеров, уже отбывавших наказание в лагерях и тюрьмах, в котором также оказался и будущий основоположник советской космонавтики Сергей Королев. Этот список спас многие жизни. Возглавив коллектив именитых конструкторов, Туполев занялся разработкой перспективных самолетов. В стенах «шарашки» был, в частности, создан Ту-2 – один из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.
А в победном 1945 году «За работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков» Андрею Николаевичу Туполеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В воздушных боях Великой Отечественной участвовало девять типов самолетов Андрея Туполева, всего – около 5 тыс. машин.
После войны начинается эра реактивной авиации. ОКБ Туполева активно осваивает новый тип двигателя. Под руководством Андрея Николаевича создается целая серия отличных пассажирских и военных самолетов: Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-95 и Ту-22.
Андрей Туполев считал, что каждый военный самолет может иметь пассажирский аналог. При этом надежность такой гражданской версии всегда бывает достаточно высокая. Так, на базе многоцелевого тяжелого самолета Ту-16 появился первый советский реактивный лайнер Ту-104, а на основе стратегического бомбардировщика Ту-95 разработан турбовинтовой пассажирский самолет Ту-114, который буквально опередил свое время. Именно этот самолет выбрал Хрущев для своего официального визита в США в 1959 году. Примечательно, что на тот момент Ту-114 еще не завершил эксплуатационные испытания. Наверное, это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный перелет на борту не завершившей испытания машины.
На протяжении многих лет в небо поднимаются пассажирские самолеты марки «Ту», в том числе «рабочая лошадка» «Аэрофлота» – Ту-154. В КБ Туполева был создан и первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Перед разработчиками была поставлена задача обогнать англо-французский проект «Конкорд». В результате Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда».