Больше чем уверен Вы бы на эшелоне обратили внимание на режим двигателей, дальше секундный расход и остаток, тут же, имея путевую и оставшееся время полета, поняли, что не долетит ни при каких каврижках.
Мне, конечно, приятно бы похвалиться, какой я умный и опытный.
Но дело в том, что полеты с шасси в другие города мы не рассматривали ни на техучебах, ни на тренажерах.
И я бы тоже не сразу дал точный расчет в Омске. Фигушки. Я бы прикинул, что полет будет на номинальном режиме и на эшелоне примерно 6 км. На номинале я считал расход 4,5т/ч, на эшелоне 2,6... 3 т/ч в зависимости от массы, скорости.
Кстати, расходы топлива Ту-134 и А320 сопоставимы.
И хорошо, если бы я минут через 10 понял, что скорость-то, хоть и на номинале, а не 600, а до 450 км/ч. Приборная на процентов 10 меньше.
Вот тогда бы я точнее посчитал. И выяснил, бы, что топлива хватает в обрез, но повторного захода не будет.
Не знаю, тут уж по реальной ситуации. Командиры у меня были не авторитарные, мы бы вместе решили, со вторым и бортмехаником.
Могли бы и развернуться со снижением и заходом в Омск.
У меня были неприятные случаи, когда и в нормальном полете мы кушали АНЗ.
У нас положен был остаток по прилету 3т, это минимальный АНЗ.
Но бывало, несколько раз, что он был около 2 тонн.
Особенно помнится, в годах 94 - 95 ограничивали в аэропортах заправку топливом. Были перебои.
Заправляли не больше, чем по расчету. Даже в родном Сыктывкаре бывало. И вот летим в Краснодар, это примерно 3 часа, ветер был сильнее расчетного. Уж я тогда насчитался. Сначала еще ничего, вроде, 3т останется. Возле Н.Новгорода считаю, тонны 2 останется...
Возле Воронежа, еклмн, 800 кг. А что же дальше? Уже стали прикидывать, сядем в Ростове. Но нас бы за это не похвалили.
А тут, нам поперло, за минут 15 при развороте на примерно 90 градусов над Петровским поменяли курс и ветер завернул на северо-западный. И нас уже наоборот, понесло. В Краснодаре сели с остатком 2 тонны, погода была хорошая и вторая параллельная полоса, на разбор полета не попали.
Я вообще ни на одном разборе полетов не стоял и не краснел, потел. Обходилось, Бог миловал.
А они смотрели туда, куда смотреть вообще не следовало и самолёт сам об этом говорил.
Французы тоже молодцы. Комп не считает с шасси. В такой ситуации написали - читайте QRH. В сложной ситуации повесили на экипаж, счиать топливо.
Я вот чисто технически не понимаю, в чем сложность посчитать FMS? Расстояние известно, определяется оптимальный эшелон, потом и расход по пенальти из QRH. Еще и порекомендовать экипажу эшелон и скорость. Можно же? Конечно. Но случай редкий, вот и не добавили такой алгоритм, я так думаю. Может быть, в будущем учтут. Понемногу обучают самолеты летать без пилотов