Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Подковырку понял и отвечу...
Нету тута подковырки, здесь грусть про конструктивные особенности. Воспалённый ум кипит вопросом, что бы сделал сам, если бы конструировал сам, чтобы эксплуатанты минимально "мучились" при пилотировании и обслуживании?
ТакШта!
 
Что для пилота удобнее «будильник» или дисплей?
Неожиданно наших участников группы, заинтересовал вопрос: "А что удобнее, "будильники" или дисплеи"?
Я, как человек, отлетавший пол жизни на одной кабине и пол жизни на другой, могу с полной уверенностью сказать, что Аналоговые приборы (будильники) намного удобнее, информативнее и надежнее, чем дисплеи (цифра)!
В чем же секрет и почему у меня такое мнение?
Давайте начнем с того, почему вообще произошел переход с механики на цифру, если "будильники" лучше?
Первое, это оптимизация экипажа. С многочленного "Колхоза" на двучленный состав! (экономия на лицо!) Второе, безусловно очень значительное снижение веса летательного аппарата! (ну естественно, 100500 килограммовых железяк, + тонны проводов, датчиков, крепежа или тонкий стеклянный экран и электронная коробка, размером с кассетный магнитофон 80х годов?) Ну а в остальном... ?
А в остальном не очень удобно. И опять несколько пунктов.
1. Во-первых очень сильно устают глаза. (особенно в ночное время) Здоровья это не добавляет и зоркости тоже.
2. Информативность и читаемость прибора. Вспомните как выглядят часы-хронографы? Кроме самого циферблата со временем (часыё, минуты, секунды) там напихано столько всего, что 99 человек из 100 (из вас), даже не знают значения многих функций этих хронографов! Ну обычный календарь - да. Ну может быть еще функцию "день-ночь". А вот уже функцию сектанта или времени "UTC" (а не дай Бог еще и звездный календарь!) думаю вряд ли кто даже замечал ! Но вернемся к нашим... дисплеям.
Как это не удивительно, но авиация (и самолет в частности), штука очень не точная. Даже размеры самого самолета и то, не постоянны! (на земле +30 и фюзеляж нагрелся, на эшелоне - 50 и самолет остыл. Естественно что все расширяется и сжимается) Так же с весами и скоростями.
" Где-то там, примерно"! Вы никогда не знаете точного веса загрузки борта (пассажиров ведь не взвешивают перед рейсом, а прикидывают их вес примерно!)
Вы никогда не выдержите точно скорость полета плюс/минус 5 и даже плюс/минус 10 км в час в полете (а особенно при заходе на посадку) скорость всегда (даже в самую спокойную погоду!) будет "гулять" . И вот тут-то и начинаются "неприятности" с дисплеями и их показаниями! На дисплеях у вас скорость отображается в цифровых значениях. Например 253 узла, В процессе полета у вас циферки на приборе постоянно меняются: 253, 255, 249.... и т.д. Ваш мозг постоянно это отмечает и фиксирует точные значения. Хорошо ли это? Сначала кажется, что хорошо! Но через некоторое время полета, вы начинаете уставать и ваше внимание начинает притупляться, упускать из виду изменение цифр.плюс ко всему, у вас в одном приборе, собрана целая куча различных указателей! Высота, скорость, курс, вертикальная скорость, пространственное положение.... И все эти показания постоянно мельтешат (хоть немного, но изменяются)! И вы непрерывно должны за этим следить и вне зависимости от своего хотения, фиксировать точные цифры! Это очень утомительно! А как же с "Будильниками" спросите вы?
А вот тут совсем другая история.
Ну во первых у вас не один, а несколько приборов и каждый из них находится хоть и рядом, но все же в другом месте, это вносит разнообразие и совершенно иное распределение внимания! Вы смотрите на указатель скорости, но не отмечаете сколько она точно в км в час или в узлах (не важно!) конкретно! Ваш мозг видит лишь картинку прибора со стрелкой. Скользнув взглядом по циферблату, вы отмечаете не саму скорость, а положение стрелки! Она где-то там, где ей и положено быть на данном этапе полета!
Улавливаете к чему я? Т.е. в аналоговой кабине вы видите перед собой не перегруженный и навороченный хронограф, с кучей различной, а порой и запутанной информации, а несколько отдельных циферблатов, но только с указанием только одного лишь времени! Чтение информации на циферблате всегда приблизительно и скорее привычно, чем точно и с постоянным изменением. Другими словами, пилот видит не сам аналоговый прибор и его показание, а запомненную на нем картинку.
Когда у пилота вырабатывается хороший навык и условный рефлекс, то он видит весь полет комплексно, а не фрагментарно!
Это примерно тоже самое, что опытному музыканту слушать музыку. Если он слышит всю палитру звуков и мотива целиком, то он не делает акцента на каких-то отдельных нотах, а вот если ему показывать только партитуру партий и не включать звук, то он тоже будет понимать, что за музыка написана на нотном стане, но для этого ему придется прочитать каждую ноту отдельно!
 
Что для пилота удобнее «будильник» или дисплей?
Абсолютно согласен с автором. Я давно говорил, что циферблат у часов может быть вообще без цифр, но тем не менее достаточно глянуть на положение стрелок и мы назовём время с точностью до минуты. В цифре сделали чуть облегчение. Когда я переучивался в Италии на Агусту, то спросил у преподавателя, почему не заостряется внимание на ограничения (святая святых для летчика), в смысле нет заострения внимания на цифрах. Ответ - А зачем, на приборе есть сектора жёлтый, зелёный и красный. Вот и ориентируйтесь.
PS. На экзамене из 70 вопросов было только два(может три) вопроса с цифрами: на сколько градусов поворачивается носовая стойка при рулении и сколько лопастей у несущего винта.)))
 
в их СВС добавляли чуток своего же авиационного керосина..
и называлась эта "радость" стенолаз.
Когда я впервые услышал - спросил, почему?
ответили - когда выпьешь на стенку лезть хочется.
Попробовал, гадость редкостная, послевкусие дня на три.
 
Питон, а что тут сделаешь, если конструктор так расположил два тяжёлых двигателя в хвосте..? Примерно подобные особенности в той или иной степени испытывали и другие наши самолёты -ТУ-154 и ИЛ-62... На ИЛ-62, как я знаю, даже возили тоже порядка 4-х тонн воды лишь для приведения центровки в приемлемые диапазоны, причём, и на ТУ-22 и на этих лайнерах особенно это было проблемно на посадке потому, что самолёт уже выработал все возможности достижения нормальной центровки с помощью топлива и если выработать полностью этот самый 1-й (самый передний) бак, то можно или ещё в воздухе "свалиться" из-за выхода за ограничения по предельно-задней центровке или "посадить на хвост" самолёт уже в процессе руления, хотя это уже было намного безопаснее, чем в воздухе, когда подъёмная сила стабилизатора большой площади вместе с высокой посадочной скоростью, всё-таки помогали сохранить самолёту возможность полёта... Конечно, для самолёта ТУ-22 это (центровка) не было ещё самой большой проблемой... Самая большие проблемы его были - недостаточная продольная устойчивость и управляемость, особенно в начале эксплуатации, очень высокие взлётно-посадочные скорости, система покидания экипажа вниз и один лётчик, который далеко не всегда справлялся с большим объёмом внимания и многочисленными сложностями в технике пилотирования... Даже то, что высоко расположенные двигатели большой тяги, постоянно усложняли ТП (при увеличении тяги самолёт получал момент на пикирование), при уменьшении тяги - появлялся момент на кабрирование, что очень усложняло обычный полёт в строю...
 
Несколько слов о Кипре, который я знал...
 
Последнее редактирование:
Чё та баушка никак не доедет на Волгу, у кого побывала ?
Да и про меня забыла, с памятью у неё что то
Угу, в славном граде Петрограде та же дивная история. Все глазоньки проглядел, все нервочки истрепал, все ноженьки поистёр от метаний!!! Никак не едет бабушка.
Договариваюсь с бомжами о хлебном месте на панели...
 
Последнее редактирование:
Чё та бабушка никак не доедет на Волгу, у кого побывала ?
Не знаю, не знаю... Нас на Урале бабушка посетила ещё вчера...
 
Отрава.
Гадость, какая ни на есть.
Молодые были, неприхотливые и компанейские в кругу своих.
Пили разведённый и потом запивали.
А куда было деваться?
 
лампочка "На взрыв"
Лейтенантом лечу на протволодочную задачу в поисковом варианте, в бомбоотсек два ящика буёв, 36 РГБ-НМ,ну и по мелочи- ОМАБы, поплавки. Прогонка техники перед предполётными указаниями, весь такой воодушевлённый сижу в предвкушении- подлодку выделили, щас мы её,каааак....Всё проверил, чего бы ещё? Да вот- Аварийный сброс! Проверюка я и его, ну, чтоб совсем всё проверилось. Клац....что там за металлическо- асфальтовый гул снизу???)) По радио- 123, выключайся, поймал уже лодку. Выхожу, бляяя, под вертолётом металлолома насыпано..., что то откатилось, что то стропами поддерживаемое стоит с наклоном...., на глазах у всего аэродрома, позор суворовец Трофимов лейтенант, если бы не бетон, провалился бы под землю ))) Сты-ыдно....
36 цветных телевизоров высыпал и несколько чёрно-белых))
Даже не сильно и пороли, так, без прелюдий, вяло как то, самое ужасное- Лишить дозы спирта до совершеннолетия )) Заменили борт и полетели.
Руками позжее поработать пришлось- все 36 штук вручную выбросил в море за несколько полётов...., а чё там- расходники))
 
летая на Ан-2, заехал на АЗС
Был у нас такой, Жора. Попал на вертолёты, позжее перевёлся на самоли в Кневичи. Когда прилетал, работал АЗСой)) К его Ан-2 очередь из местных машин стояла)) Просил оставить бенза, чтоб назад долететь))
 
Аэр. Сокол, Сахалин, звено Ил-14, АН -2, Уважаемые люди были, 1979-84,
 
добавляли чуток своего же авиационного керосина
И у нас был такой момент, политруки постарались.
Я тож, как то попробовал...жуть. Но наши техники быстро научились сепарировать ))
А когда приехал один из полит вождей, а они любили разные подарки, в том числе и жидкие, комиссары попросили канистру спирта для своего начальства. Дали, но кто то плеснул в неё керосину...)) Всем, так всем.
Что началось...., в итоге налили чистогана,а партийцы гадить перестали. Не плюй в колодец....
 
При мне, при полётах на МИГ-17 в разных полках, было два случая катапультирования
техников самолёта в ангаре, с плохими последствиями, в Каче и в Мамонове.