Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
По Су-27.
По началу было не совсем обычно. Впереди ничего нет, это как сесть из машины, где виден капот, на КАМАЗ. Было не понятно где должна проходить линия горизонта на взлете. Методом тыка определили 1/3 по зеркалам. Как действовать РУС, или сразу брать до "пупа" или по мере роста скорости. Опять же квадратно-гнездовым методом вычислили, что плавненько на скорости 200, берем РУС на себя.
А разве лётчики-испытатели по окончании испытаний, после передачи техники в войска,
не должны были четко прописать в инструкции лётному составу, как действовать в ситуациях, о которых вы пишете?
 
Реклама
Продолжаю:
« ЖЕНЬШЕНЕВОД»

Советское время. Восьмидесятые годы прошлого века. Каждый из нас имел острое желание обладать большей зарплатой. Поставить дома телефон - привилегия! Моя тетка, к примеру, стояла в очереди на подключение более двадцати лет.Купить хороший цветной телевизор, машину- это тогда было предметом роскоши,покупка квартиры – несбыточные фантазии.
Стенания моей «бывшей» по - поводу мизерной зарплаты,про то, что другие могут вертеться, а ты!.. Голова пухла, как заработать честным способом. Только рацпредложения из меня выходили, но это не улучшало финансового состояния семьи.
И тут как-то подъехал ко мне в гости мой друг, горняк Сергей из Тетюхе, теперь Дальнегорск. За шахматами разговорились. Он поведал,что в поселке поветрие - народ стал разводить женьшень. Говорил о процессе производства, проблемах роста, выгодах.Но мне эта ботаника была так далека,все-таки не деревенский я житель. Не воспринял эту инфу, как руководство к действию.
Прошел год. Сергей неоднократно бывал у меня в гостях, и всякий раз касался женьшеневой темы.Он с живостью рассказывал, какая у него всхожесть, считал, сколько у него вырастет в граммах корней, и сколько он будет иметь денег в результате через два - три года. Получались какие-то немыслимые на то время цифры, не верилось во все это. Походило на какую-то аферу.
Решил почитать умные книги. Тогда интернета не было.Пошел в библиотеку и взял кучу литературы,вплоть до докторских монографий по производству женьшеня. Начитался до одури, понял - количество стало перерастать в качество. И количество попёрло, после принятия решения меня трудно остановить...
Участок для посадки корня искать не надо, в деревне Варфоломеевка жила моя теща. Она имела свой дом и участок земли в 45 соток. С ее стороны был бы хороший пригляд. Завел им предварительно собаку, овчарку «дворянской» породы, чтоб скрашивала их одинокую с тестем деревенскую жизнь.Одно было плохо - до деревни мне надо было ехать почти триста верст.
Я понимал, что от огорода я не смогу получить ни йоту земли. Тещенька будет стоять насмерть. Но возле дома перед омшаником была небольшая лужайка. Это– была моя цель.
Заручился поддержкой тестя. Тесть был у меня мировой мужик.Хоть и имел всего три класса образования,но такого другого кулибина во всей округе нигде не было. Он максимально механизировал работу на огороде - собрал из бросового материала мотороллер и сделал ему плуг, заменил резиновые колеса на металлические с лопастями,которые прекрасно передвигались попашне. Вода в колодце была глубоко, он сделал механический привод ,чтобы не крутить ворот. Доставка воды осуществлялась на другом изготовленном им трехколесном мотороллере с кузовом. Причем, эта техника ездила на керосине, самом дешевом топливе на селе. Тесть это все сам рассчитывал. Сварки у него не было,поэтому всё клепал и свинчивал.
В то время в деревне почти все услуги делались за бутылку. Дров привезти нужно трактористу дать бутылку, попилить-тоже, пенсии крошечные, платить нечем, поэтому нужны были жидкие деньги. Тёща втихую гнала самогонку. А заготовив несколько поллитровок,рассовывала их по разным потайным местам, то в огороде, то в валенки, то в омшанник, то в опилки в заваленке.И старалась записывать где всё это лежит. Но как всегда забывала , где лежит сама записка. А может уже дед, ее обнаружив,перепрятывал. Факт тот, что один прятал,другой искал, такие у них игры были.Обнаружив и употребив, у деда подымалось настроение, он брал гармонь.
Тестя любили все животные ,которые водились у них : свиньи, куры, собаки, кошки...Даже пчелы, или как он говорил мухи, не жалили его. Когда он садился играть вечером на гармошке собака и кошка выли по-своему,выводя свою мелодию. Талант его был многообразен и кто его знает кем бы он был ,если б имел образование. Такому кулибину было интересно выращивать на своем участке «корень жизни», до всего охоч!
Наконец теща согласилась, думаю, ее сразил аргумент,что она будет пользоваться этим корнем для продления жизни. Счастливый, я получил карт-бланш! Стоял октябрь, мой отпуск только начинался...
Первое что сделал,вскопал эту лужайку, и всю землю, чернозем перебросил на огород. У тещи это действо вызвало благоприятную реакцию, сие во благо семьи! Вечером сделала баньку и выкатила нам с тестем чекушку самогоночки.Ну, теперь главный специалист на нашей стороне, значит дело пойдет!
А дальше началась пахота, то бишь работа. Надо было завести специальную землю, из тайги, которая отвечала бы требованиям посадочного материала. Подъем, солнце еще не встало.Отбой, солнце уже давно село. Если луна есть, работа при этом свете.
На своем жигуленке 2102 объездил все соседние таежные угодья.Вот, когда понял, что такое земледелие,это значит, землю делать надо! А в тайге,где лопатой ни ткну гумусового слоя всего-то полштыка. Пришлось поездить,чтобы насобирать первые пять тонн земли.
Сделал дренаж, гальку с песком. Предварительно отжег ложемент паяльной лампой, чтоб обезвредить основание под землю от болезней и вредителей.
-Коля! Давай вечерять, борщ стынет! -кричит теща.
-Спасибо,сейчас еще немного и приду.
Кое–как, похлебав борщ, ложусь спать. Только лег, уже вставать надо, как будто не спал. Опять в тайгу за гумусом.
Так прошел месяц отпуска. До первого снега успел подготовить землю, и посадил,купленные по рублю, 1000 корней двухлеток.Строительство теневого устройства,проще крыши, оставил на зиму, на субботы с воскресеньями.
Зимой занесло снегом мои бедные маленькие корешки. Переживал, может, пропадут,сколько выживет по весне...
Но оказывается, ему нужен такой сон под снегом.
Наступила весна.Сосульки над теневой крышей налились водой. Блестя на солнце, капли падали на бурый снег, под ним увлажняя мои«сокровища». Я ждал появление первых ростков, как рождение своего первенца.
Русский путешественник Арсеньев В.К. видел, сколь трепетно приморские аборигены относятся к корню жизни. Своего рода священнодействие.Находя куст, они восклицали «Панцуй!».Затем-«Сапие!» или «Лупие!», это обозначало,что он нашел корень с соответствующим количеством листов. Чем больше листьев,тем старше корень, тем он дороже. Затем искатель становился на колени, надо было помолиться Богу, поблагодарить его за подарок. Осмотреть весь соседний участок, так как зачастую, от ствола идет стрелка, указывающая на соседние корневища. Собирали его в период вызревания, когда бутон его красных зерен готов был осыпаться. Затем аккуратно, что бы не повредить ни один волосок корешка, он выкапывал его. Зерна сеял рядом для продолжения жизни.
В природе корень растет в неприхотливых условиях. Бывает, пройдет зверь, надломает растение, женьшень может замереть тогда на год, а может и на несколько лет. Ценные питательные вещества он собирает в себя длительное время. На грядке же создаются максимально тепличные условия. Он развивается быстро и набирает те же качества из приготовленной земли, что и выросший в тайге. Максимальный срок произрастания на грядке -5-7 лет, в тайге– десятки лет. Ученые сравнивали целебные свойства искусственного и естественного корней, они практически неотличимы.
Пришел май. Я уже откровенно заждался результата. Солнце начало припекать крепко. И как помановению волшебника из-под земли начали выгибаться скрученные в спираль побеги.Пересчитал, почти сто процентная всхожесть, большая удача. Я ходил и светился от счастья ,как натертый самовар...Не зря говорят – вырасти сына, посади дерево, построй дом. Сына вырастил, дом построил, а теперь, как говаривал Леонид Ильич, «с чувством глубокага удовлетворения» наслаждаюсь результатами своих посадок.
Время шло, корень рос. И начались проблемы. Мучнистая роса, медведка и прочая, и прочая... Нет не решаемых проблем, думал я. Со всем можно бороться. Мы победили все болезни,за исключением медведки. Вы наверняка видели в картофеле дырки, как пулевые раны - это медведка. Она идет под землей,и для нее нет препятствий. Она может откладывать свое потомство на глубине 3-5 метров, и вы ее ничем не достанете оттуда. У меня начался массовый падеж женьшеня. Представляете. Стоит «парень-красовец», с красным бутоном на голове и вдруг листья начинают опадать! В чем дело? Разрываю землю, а в корне пулевое отверстие- медведка! Причём, она проходит именно в шейке растения, не оставляя шансов выжить. Перерыл по- новой все научные работы по борьбе с медведкой.Ученые не дали мне никакого ключа для борьбы с ней. Поверьте, я испробовал все, что они рекомендовали, но самый эффективный способ борьбы: поймать и раздавить ее. Простите за подробности,но, будучи любителем всего живого, я ненавидел этого зверя всеми фибрами моей души.
Мое состояние иногда поднимал Сергей. Он, каждый раз, направляясь в командировку во Владивосток,заглядывал ко мне на участок.
-Все у тебя отлично! Я вот, от тебя отстал.Считай, на год ты меня обогнал, мне надо было тоже начать с двухлетки. А потом,ты же в этом году можешь сдать весь корень или частично в коопзверопромхоз.Поправишь свое финансовое положение.
Эта идея мне откровенно понравилась. Как пятница, уменя « море на замок », и погнал на свою плантацию, 270 верст туда, в воскресенье,обратно. Без вопросов мог выполнить «полет вслепую» по маршруту Владивосток- Варфоломеевка- Владивосток. Каждый камешек, выбоина, поворот были до боли родными. Где-то проколол колесо, где-то прощелкал клювом, попал в ямку... Бывало,как штирлиц, кемарил 15 минут в дороге,так как засыпал за рулем. Ни чай, ни кофе,ни громкая музыка и песни не помогали.
Мне нужно было увидеть, ради чего это я преодолеваю все эти мытарства. Поэтому по осени решил сдать весь корень. В ту пору был я коммунистом, но перед тем как выкопать моих ребят, я встал на колени перед ними.Не знал ни одной молитвы, просто попросил прощения. Думаю, они меня поняли. Отмыл каждый корешок, аккуратно уложил и увез на сдачу. Я бы наверно потерпел еще год,но медведка лишила меня больше половины плантации. Получил за свои корешки почти сорок тысяч рублей! В ту пору, неплохие деньги. Самолюбие было удовлетворено.Жена перестала бухтеть. Но, что самое главное, я был счастлив в течение этого времени, когда я стремился к результату!
Николай Кучков
 
Последнее редактирование:
Поговорили и к макету кабины пилотов самолёта Ту-144. Полный мой восторг. Красиво решена задача обзора в крейсерском режиме полёта.
В Ульяновске посидел в кабине Ту-144,мне она понятная,большинство приборов как на Ту-22М2,М3.в кабине Ту 144
 
В Ульяновске посидел в кабине Ту-144,мне она понятная,большинство приборов как на Ту-22М2,М3.в кабине Ту 144
После ТУ-128 кабина МИГ-31--маленькая.Иногда обучающего садил в кабину ТУ-128 на газовку и без проблем ДВОЕ умещались,и даже СВОБОДНО было.На МИГ-31 увы..."свободы не видать".Помню как в Новосибирске на ремзаводе летчик с СУ-15 сел в кабину ТУ-128 и ...."это как квартира".
 
После ТУ-128 кабина МИГ-31--маленькая.Иногда обучающего садил в кабину ТУ-128 на газовку и без проблем ДВОЕ умещались,и даже СВОБОДНО было.На МИГ-31 увы..."свободы не видать".Помню как в Новосибирске на ремзаводе летчик с СУ-15 сел в кабину ТУ-128 и ...."это как квартира".
Да кабинеты на МиГах тесноваты в сравнении с СУ и ТУ.
 
Интересный факт, возят пока не научат!
Главное плати.

Впечатление, что человек совсем не в курсе подготовки ЛС в СССР. Где и кто обучаясь в ЛУ на Як-40 и Ан-24, после выпуска работал на Ан-2 на "химии"? Все средние ЛУ выпускали пилотов на Ан-2 и только высшие Актюбинск (Як-40) и Кировоград (Ан-24) на тяжёлую технику. Да, был ещё отряд в Бугурусланском ЛУ человек 30 -35, которые выпускались на Як - 40. О каком блате на Ил -86 речь? Блат начинался с ЛУ.
 
Последнее редактирование:
Реклама
И еще где то 88-90гг на Ан-28.
Да, у нас были пилоты после Актюбинского, которые (по собственному желанию!) распределились к нам в отряд на Ан-2 вторыми пилотами. И да, работали на "химии". Но как только появились места на Ан-24 их сразу забрали. Мой второй дослужился до зам.директора Департамента авиации. А ком. звена, который меня вводил командиром на Ан-2, тогда был ген. директором. Так, что - знакомые все лица...)))
 
Добрый вечер, уважаемые советочники!
Времени, к сожалению, не много сейчас для форума, но мы (я и Люция) были бы рады встретиться с нашими участниками ветки в Калининграде или Зеленоградске в четверг или пятницу, как будет удобно.


В ЛС предлагаем обсудить варианты нашей встречи.
С уважением, Андрей 65000 и Светланочка 🙂🙂
 
А разве лётчики-испытатели по окончании испытаний, после передачи техники в войска,
не должны были четко прописать в инструкции лётному составу, как действовать в ситуациях, о которых вы пишете?
Когда начинали переучивание, у нас было одно РЛЭ, Бог весть откуда взятое. Хранилось у командира в сейфе и читалась нам при подготовке к полетам. В руках её ни разу не держал. Самолетов было мало, торжественно заступили на боевое дежурство на Су-27 и плавненько махнули в обратную сторону на МиГ-23м. В одну смену умудрялись летать на двух типах боевых, пока большое начальство не обратило на это внимание. Обозвало испытателями хреновыми и запретило. Но! Летаешь себе по плановой на Су, никого не трогаешь, а в усилении на МиГе. Подняли дежурку и не грех было взвиться в небо на МиГе из усиления. Такое запретить никто не догадался.
И толку-то, что пришли нормальные РЛЭ. Где брать истинную скорость не сказали, что делать если горят табло "Запуск" в полете, почему в высоких широтах у курсо-вертикали "крыша" ехала, если на взлете с МГ до М то лопатки могли цапануть корпус двигателя, почему на МГ отказывал кондиционер, частенько отказ кондера в воздухе приводил к разгерметизации кабины, стояло 4 гидронасоса и при отказе какого-либо движка, надо было отключать или включать (не помню уже) разгрузку гидронасосов ( так до конца и не разобрались на каком движке отключать, пока 2 не сняли и не убрали нах... эти переключатели), при обледенении двигателя и выпуске шасси лед летел в движок ( наши допетрили отключать их вручную перед выпуском шасси), а где-то бросили пару самолетов, на петле при потере скорости до "0" РУС надо постоянно брать на себя, из-за этого тоже бросили самолет, привычка всё в нейтраль и замер. Никто об этом не говорил, пока не разобрались в работе СДУ. На продольную раскачку испытания не проводились, говорят, что не смогли вогнать в её. Советские летчики смогли вогнать и умудрились вывести. Ежель вспомню еще чего, не описанного в РЛЭ на то время, отпишусь
 
LONG в сообщении 38.574 сказал "...в числе онных упоминавшаяся ранее Сергеем Борисовичем с отметкой благодарности автора..."

Вы приобрели действительно хорошую книгу. Лидия Кузьмина очень хорошо пишет свои книги. На НПО МОЛНИЯ я числился в бригаде отдела лётных испытаний, которой руководил Ованес Артёмович Микоян ( сын конструктора МиГов ). Он взял у меня почитать книгу "Генеральный конструктор Павел Сухой". О Артёме Микояне ранее вышла книга в серии "Жизнь замечательных людей" очень известного автора. Ованес прочитав сказал - Знали бы, что Кузьмина так хорошо пишет, попросили бы её ".

Работаю пока в ОКБ СУ. Прилетаю с интересного показа в Москву. Докладываю о мероприятии Е.А. Иванову. Затем захожу в кабинет заместителя главного
конструктора - начальника отдела перспективных проектов Олега Сергеевича Самойловича. В кабинете несколько наших "перспективщиков" и неизвестная мне
женщина. Олег говорит - Рассказывай... Я не решаюсь при чужих... Олег- Можешь говорить всё. Расказываю. В море стоит "пароход" и морская авиация по нему
работает. Отработала пара Ту-16. Первый бомбёр попал. Второй промазал. Корабль покачивается на волнах. Маленький пожар. Подходит пара Ту-22. Первый
заходит. Попал. Второй заходит попал. Огня на палубе чуть больше. Дыма вобще нет. Народ шепчется - Ёлки-палки потопить не могут. В это время в Острове
стоял первый и пока единственный ИАП МА на вооружении которого Су-17 или Су-7Б (не помню). Первая пара СУ отработала. Грохот. Огонь. Дым. Вторая пара
Су отработала и цель затонула. Звено крутит вираж на малой высоте и запрос по громкой связи - Дайте вторую цель - Эта цель кончилась!!!

Неизвестная подходит ко мне, протягивает руку - Хочу с вами познакомиться-Я Лидия Кузьмина. Не скромно добавлю. Возможно ей показалось, что я могу
быть восходящей звездой рассказа. Начала собирать на меня досье. Бывала у нас дома... Но звезда не состоялась. Звезда перешла на орбиту ОК Буран.
Завихрения перестройки приземлили ОК Буран и Бурана Борисовича.

В списке, тех кого благодарит автор, фамилия.... Савицкий.... фамилия Смирнов....
Улица Маршала Савицкого дом №12 - установлена мемориальная доска о Маршале Савицком. Улица Маршала Савицкого дом №?2- живёт пенсионер Смирнов.

Всем веточникам здоровья, счастья, удачи !
 
Последнее редактирование:
В это время в Острове
стоял первый и пока единственный ИАП МА на вооружении которого Су-17 или Су-7Б (не помню).
В Острове стоял 846 ОГМШАП, преемник и со знаменем
1 гвардейский минно-торпедный авиационный Клайпедский Краснознаменный полк ВВС ВМФ
(ссылка активна)
Полк выполнял налёты на Берлин в 1941г.
В Острове: Су-17м, в 1975г. начинал службу после училища л-т Апакидзе Т.А.
Первая пара СУ отработала. Грохот. Огонь. Дым. Вторая пара
Су отработала и цель затонула. Звено крутит вираж на малой высоте и запрос по громкой связи - Дайте вторую цель - Эта цель кончилась!!!
В 1980г. проводились учения Варшавского Договора, наш 846 ОГМШАП перелетел на АС Темплин (Гросс-Долльн). Соответственно начались тренировки на морском полигоне. По обыкновению нам ставили ОМАБ-ы, куда и пуляли НУРС-ами.
Случилось, что после нас тренировались немцы, которые ГДР-цы. Народ они основательный, поэтому пока наши молотили по пятну на воде, то немцы подтащили в район, буксирчиком на тросу неспешным ходом, надутую мишень, если склероз не врёт размером 9х9м, не суть. Буксир почапал домой, в воздухе оставался наш замыкающий, тогда ещё старлей. На КП поднялись немцы.
Наш РП цокнул языком, мол какая у вас цель добротная, немцы растянули гордые улыбки от КП и до Берлина, а наш РП возьми и брякни: "У меня в воздухе борт с одним НУРС-ом, так он её щаз утопит!"
Немцы захихикали, ну-ну, одной С-5-ой меленькую такую цель?! В Общем - давай! Дали они добро, мишень-то их, материальная ценность, их стая на подлёте, огонь из ноздрей, а у нас одинокий рейнджер.
- Такой-то наблюдаешь?
- Наблюдаю!
- Она твоя!
Заход, пуск... Мишень сдулась!
Немцы молодцы, оценили, аплодировали стоя! 😇
 
Последнее редактирование:
Реклама
С Днем Рождения Галина Эдуардовна!
Здоровья, удачи по жизни, творческих
успехов и чтобы времени у Вас хватало
и на работу, и на отдых, и нас радовать
своими рассказами и фотографиями!
 
Назад