Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Д
А кто из лётчиков не "лихачил"? Пусть он " первый бросит в меня камень". Один из минусов т.н. "человеческого фактора"... Какая-то часть катастроф в авиации происходит после слов (мыслей) пилота: ... гляньте, как я могу! Другая часть, после "фигня, а я вот как..." И неважно, чего там больше, потребности в адреналине, или бравады. :unsure: Важнее результат: потери жизней, техники... Или спокойные рассказы в курилке, о былом и уже невозвратном. Недавно знакомый заядлый рыболов сказал: тот не рыбак, кто не проваливался под лёд. :giggle:
Добрый день уважаемый Анатолий Ильич! Спасибо за внимание.
Чуть уточню своё понимание фразы "ходили вы по "лезвию бритвы" - Это полёты на очень сложном и строгом самолёте, доступные только лётчикам высшей квалификации.
 
Реклама
Вроде у вас либо закрутка крыла или ревес элеронов, что-то было с усталостной прочностью. Иногда ходили вы по "лезвию бритвы" и по моему вам это очень нравилось.
Да, тёзка, дело в том, что ТУ-22 доходил до своих назначенных ранее возможностей постепенно, т.е. с дополнительными доработками прямо на заводе в Казани... Конструктивно крыло было довольно тонкое (чтобы достичь сверхзвука) и поэтому концы крыльев на больших скоростях подвергались большой упругой деформации (попросту концы крыльев начинали самопроизвольно изменять угол атаки, что приводило к флаттеру, реверсу элеронов и разрушению крыла)... Так погиб мой кашник Слава Аникушин на Балтике, он превысил ограничения по реверсу элеронов и со снижением и креном на глазах рыбаков так и не смог устранить крен из-за реверса и ушёл в море)... Не помогали даже 180 кг- е противофлаттерные грузы на концах крыльев. А вот когда в Казани крыло ТУ-22 серьёзно доработали (поставили - элерон-закрылки, на которые самолёт автоматически переходил ещё до ограничений по реверсу с управления с помощью элеронов), то это опасное явление прекратилось (концы крыльев перестали подвергаться деформации, т.к. стали работать элерон-закрылки, расположенные в корневой, более жёсткой части крыла) и ограничение по максимальным скоростям по числу М и по приборной скорости значительно отодвинулись (по числу М самолёт стал допускать полёт на М = 1.6, вместо 1.4, по приборной скорости стало - 960, вместо 850)...
 
Недавно знакомый заядлый рыболов сказал: тот не рыбак, кто не проваливался под лёд.
Я хоть и не был заядлым рыбаком, но однажды вместе с отцом весной 1968-го мы провалились под лёт, правда - уже вблизи берега на озере Большой Куяш в Челябинской области... Я-то молодой, почихал, покашлял (нам в ближайшем доме дали по стакану водки и отогрели) и - всё, а вот мой отец куривший 50 лет, после этого получил рак лёгких, отчего через год и умер...
 
Вольный полёт моих ассоциаций по мотивам рассказа "Кавалерийский характер"

Читаю "брумелевский прыжок". Вспоминаю легкоатлетический матч СССР-США 18июля 1961 года. Москва. Большая
арена стадиона "Лужники". Прекрасная погода, много зрителей. Поединок Валерия Брумеля с Джоном Томасом. Не помню сколько попыток было у каждого из них. Но, когда Брумель взял высоту 2 метра 24 сантиметра, все болельщики стоя восторженно приветствовали нашего спортсмена. Память подводит, но меня удивил странный (в моём костромском восприятии) головной убор на американце, кепочка типа бейсболки или панамка с крохотными полями. Как-то легкомысленно. По моему американец ростом был выше нашего прыгуна. Томас взял высоту 2 метра 19 сантиметров.

Читаю строки о том, кем видит и чувствует себя герой рассказа, как тщательно он подбирает каждую ниточку и
кнопочку своего снаряжения. Неужели это наш советский школьник? Не похоже. Надо бы проверить - может он
СТИЛЯГА . Но у стиляги узкие брюки в обтяжку. Клетчатый пиджак. Полуботинки на гигантской, толстой, гутаперчевой подошве. Высоко зачесанный кок волос на голове. Перстень на руке. Брезгливое выражение лица.
Бездуховность и узость мысли. Нет. Герой рассказа более сложная личность. Посмотрите какой размах требований к себе и своему виду. А может быть он... Думайте уважаемые веточники сами.

Мне до многогранных личностей далеко. Кто я?
Я ещё не родился, а Козьма Прутков про меня сказал - Узкий специалист флюсу подобен. Увы это правда.

Мозг мой заработал. Кнопки "СТОП" нет. Думаю дальше. Всплывает в памяти фамилия Петушкова. Вот вам и
лошади...вот вам и характер кавалерийский.

Не понятным образом вышел на странный сайт. Много интересных фактов:
21июля 1613 года - венчание на царство первого русского царя из династии Романовых - Михаила Романова
(в Ипатьевском монастыре около Костромы).
21 июля 1773 года папа Климент XIV запретил орден иезуитов.
21 июля 1969 года американские астронавты Нил Амстронг и Бааз Олдрин совершили первую прогулку по Луне.
21 июля 2024 года наша Светланочка сопровождает Андрея 65000 в прогулках по красивым местам, но не по Луне.

Благодарю НИКОСА за рассказы. Интересно
 
А кто из лётчиков не "лихачил"? Пусть он " первый бросит в меня камень". Один из минусов т.н. "человеческого фактора"... Какая-то часть катастроф в авиации происходит после слов (мыслей) пилота: ... гляньте, как я могу! Другая часть, после "фигня, а я вот как..." И неважно, чего там больше, потребности в адреналине, или бравады. :unsure: Важнее результат: потери жизней, техники... Или спокойные рассказы в курилке, о былом и уже невозвратном. Недавно знакомый заядлый рыболов сказал: тот не рыбак, кто не проваливался под лёд. :giggle:
Анатолий Ильич, не всегда к ЧП приводила "Бравада". Многое заложено для предпосылок в конструкции и материалоизготовлении
самолётов или вертолётов. Ну и сложность пилотирования. Я начал
изучать ТУ-22 Р в сентябре 1966 года. Инструкция была напечатана
вручную на пишущей машинке. Всего 960 листов . Там было для нас
приготовлено 86 "ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ" на ТУ-22. Сергей Борисович
(Пилотяга) прибыл к нам и начал изучать ТУ-22 в сентябре 1974 года,
Инструкция самолёта ТУ-22 была уже отпечатана в типографии , всего
листов 400. В хорошей голубой обложке с грифом СЕКРЕТНО. Там уже
было только, насколько я помню, 66 "ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ". Как нибудь,
с секретаршей соберёмся с силами, подробно расскажу об одном
ЧП у меня на ТУ-22, которое никто предвидеть не мог.
 
Как нибудь,
с секретаршей соберёмся с силами, подробно расскажу об одном
ЧП у меня на ТУ-22, которое никто предвидеть не мог.
Очень интересно про такое почитать... Мне стало очень интересно, Геннадий Васильевич.., "собирайтесь силами с секретаршей" поскорее, а то я уже ожидаю с нетерпением...
 
Для БГВ и Pilotiaga
Мне довелось (и повезло) компоновать кабину лётчика и штурмана для ракетоносца Т-4 (сотка). Носовая часть фюзеляжа была не подвижной. Кабина лётчика - Клиновидный козырёк фонаря сверху круглого фюзеляжа. За кабиной лётчика кабина штурмана. Кресла К-36Д. На посадочной глиссаде выбрал несколько характерных точек.
Зная расположение глаза лётчика и тангаж самолёта построил диаграммы обзора из кабины и нанёс на этих
диаграммах очертания ВПП (для каждой точки). Обзор мягко говоря не очень хороший . Начальник бригады кабин
говорит- Иди покажи генеральному. Я этого не ожидал, но "назвался груздем лезь в короб". Первый раз вхожу в
кабинет Павла Осиповича Сухого. В коридоре, вход в нашу бригаду, напротив входа к генеральному. Длинный ка-
бинет. Справа во всю ширину кабинета меловая доска.Указка. Вверху крючки для развешивания плакатов. Вдоль кабинета и посередине длинный стол. Перпендикулярно стоит стол генерального. Над столом портрет (чей не помню). Справа окна в сад. Мы на втором этаже. Между окнами небольшая картина маслом - Т-431 в полёте на динамический потолок. Говорили, что эту картину написал Владимир Ильюшин после установления абсолютного рекорда высоты 28852 метров. На столе генерального несколько листов чистой бумаги. Несколько карандашей. Вошёл, поздоровался. Павел Осипович делает жест рукой - подходите. Показал ему диаграммы. Спрашивает- Это ваша работа- Да моя- Вам она нравится- Нет. Обзор плохой - Как улучшить- Подрезать носовую часть фюзеляжа на несколько градусов - Диаграммы оставьте у меня. Спасибо.
Разворачиваюсь и быстро ухожу. Так меня научили - после "спасибо" уходить не задавая вопросов. У ПэО своеоб-
разная манера общения. К концу рабочего дня неожиданная вводная - На тебя заказан пропуск. Завтра с утра двигайся в ОКБ ТУ. Может быть тебе покажут как правильно оценивать обзор из кабины лётчика. Учись у туполей.
Забегая вперед -завтра я буду сидеть в макетах кабин самолётов Ту-22 и Ту-144. Идёт август или сентябрь 1965 года. БГВ в это время переходит с Ту-16 на Ту-22. Я в это время из кабины Т-4 в кабину Ту-22. Интересные параллели.
Технический перерыв. Устал. Продолжение следует.
 
Реклама
На посадочной глиссаде выбрал несколько характерных точек.
Зная расположение глаза лётчика и тангаж самолёта построил диаграммы обзора из кабины и нанёс на этих
диаграммах очертания ВПП (для каждой точки). Обзор мягко говоря не очень хороший
:agree: Вероятно, этот визит к Главному стал одним из факторов, улучшивших обзор пилоту на последующих самолетах Сухого. В Су-25 сидишь, как за партой в школе, обзор прекрасный. В Су-27 не был, но со стороны понятно, что обзор из кабины там не хуже...
 
Продолжаю:
Кавалерийский характер
Часть2

Вертолёт,груженный бочками с горючим и переносной буровой установкой, оторвался от земли.В окно видно было как повариха, придерживая косынку, махала на прощание рукой. Может,она хотела оказаться рядом со мной.
Теперьэтого не узнать. В ночь перед переправой через реку она сбежала домой, в «Питер».Страх пересилил романтичное настроение.А может моя джигитовка не произвела нанеё впечатление. Прощай, видения о двух наездниках на белых лошадях. Идальго со стёртым до мяса задом и уменьшающаяся в окне вертолёта повариха никогда больше не увидятся.
Потеря женщины-поварихи ещё икнётся нам, но мы пока об этом не догадывались.
До ближайшего посёлка теперь будет неменее 80 километров, на магазины надеяться не приходилось. Мы везли в вертолёте шесть мешков муки высшего сорта для выпечки хлеба. Закуплено все впрок до конца сезона.
Вертолёт,набрал высоту и полетел, характерновибрируя, ритмично как бы подёргивая«попой».И,кажется, не меняя километровой высоты,мы полетели над просторами Камчатки,просвистывая в нескольких десятках метров над перевалами, после которых,обрывы вызывают неприятные ощущения падения в них.
Минут через 30-40 сели на перевале «У четырёхпадей», там была удобная площадка, где мы и развернули временный лагерь.Установили две шатровые армейские шестиместные палатки. Загрузили в одну из них провиант, другую оставили под жилье.
Основной отряд с вьюками на лошадях должен был подойти дня через три - четыре. А пока обходились консервами, сухомяткой и чаем. Да, к тому же закупили перед отлётом мешок свежего хлеба. Булок 20-30.
Мы не чувствовали большой потери от отсутствия поварихи. Конечно, мне хотелось пофорсить ковбойским видом перед ней, но девушка в последний момент спасовала перед трудностями.
Думы о хлебе насущном беспокоили отцов-командиров.Профессиональные разговоры, в конце концов, сводились к выпечке. Как довод приводили факт, что английские солдаты в период колониальных войн избавлялись от насморка, вдыхая аромат свежевыпеченного хлеба. Так, вот почему русские мужики занюхивают выпитую рюмку хлебом.
Итак,решили печь сами. На одном из удобных склонов вырыли место под железную бочку.Положили её в обустроенный ложемент. Вбочке вырубили половину верхней крышкии внутри выложили сланцем, он более устойчив к нагреванию. Получился под,на который будем ставить формы с тестом.Сверху и с боков бочку обложили таким же камнем.
Перед выпечкой полдня внутри бочки жгли костёр, прогревая под и камни вокруг бочки. Ну, и поскольку камчатский край довольно дождлив, то сделали над всей этой пекарней навес.
Все в предвкушении потирали руки, предвидя вкусную выпечку. Вот, тут – то мы и вспомнили о поварихе. Ведь никто не знал рецепта приготовления теста, сколько,чего надо туда сыпать, чтобы оно встало,и получилась ноздреватая, пышная, с хрустящей, коричневой корочкой булка.
Это сейчас просто заглянуть в Интернет или позвонить по мобильнику, а у нас не было даже рации. Посылать человека на лошади за тридевять земель за рецептом - дико.И мы стали методом «ненаучного втыка» сыпать и выпекать, сыпать и выпекать...
Заступая на ночную вахту по выпечке, время ожидания я заполнял стрельбой по мишеням. Ставил мишени: банки, камни и расстреливал из револьвера. Но то ли порох был подмоченный,то истёк срок хранения патронов,прицельной стрельбы не получалось. А ведь хотел идти с этой пукалкой на медведя. Хорошо, что понял вовремя неспособность револьвера к серьёзной охоте.
-Только девушек очаровывать ковбойским видом,-подумалось. С тех пор не брал наган в маршруты.
Привезённый хлеб уходил довольно быстро, а выпечка никак не получалась. То мы перекладывали соды, то соли, то дрожжей. Но ведь, египтяне и греки тысячи лет назад самостоятельно нашли рецепт его изготовления.
В основном получался закал, то есть сверху красивый хлеб, а когда его вынимаешь из формы, режешь пополам -внутри на дне тесто, а булка пустая. Чтоб не пропадал, мы вычищали тесто и опять запекали его, а все остальное пускали на сухари.
К этому времени у нас скопился уже мешок сухарей. Целый мешок муки истратили на эксперименты с рецептами, но мы его все-таки получили!
Выпало как раз в мою смену. Хлеб подоспел к полуночи. По очереди вынул из форм запашистые с хрустящей корочкой булки.Как они пахли! Так же, как когда в послевоенное время в авиа гарнизоне пятилетним пацаном я получал по талонам хлеб в пекарне. Пока шёл домой не мог удержаться от соблазна - обкусывал хрустящую корочку. Время было такое,что бабушка, нарезая хлеб, никогда невыкидывала крошки, а сметала их на ладонь и съедала.
Запах свежеиспечённого хлеба будил аппетит.Поставил чайник, заварил пол пачки чая на чайник, достал сахар, масло из ручья под снежником. Включил приёмник, настроилна волну «Океан», шла передача «Для тех кто в море…».
Любящие жены, матери слали приветы и свою любовь сыновьям, мужьям, кого застала эта передача в море. Заказывали исполнение любимых песен. И, хотя я не имел отношения к морской профессии, казалось, что пожелания здоровья, любви и счастья были адресованы и мне. Как искренни и проникновенны были слова этих людей…
Кто-то заказал «Голубку», и полились прекрасные слова:
«Где б ты не плавал всюду со мной мой милый.
Я прилечу к тебе голубкой сизокрылой»…
Ночь выдалась звёздная. Небо, как покрывало,черным-черно, как будто разными по толщине гвоздями пробитое, и искрятся они, эти дырочки бесконечностью.
Говорят,что можно без конца смотреть на огонь,воду, да ещё и на звёздное небо, оно восхищает и подавляет своей бескрайней бездной, непонятностью своего происхожденияи разными возможными проявлениями жизни на других планетах.
Много ли нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым!
Всего лишь кусок хрустящего, свежеиспечённого хлеба…

Николай Кучков
2009г.
 
Вероятно, этот визит к Главному стал одним из факторов, улучшивших обзор пилоту на последующих самолетах Сухого. В Су-25 сидишь, как за партой в школе, обзор прекрасный. В Су-27 не был, но со стороны понятно, что обзор из кабины там не хуже...
Добрый день! Про обзор на Т-4 и Су-25 расскажу подробнее. Про Су-27-Первые зскизы Т-10 начали "рисовать" при мне. Увидев синусоидальную переднюю кромку крыла, я (Новичок в бригаде проектирования самолётов) сказал - Для маневренного самолёта нужна прямолинейная передняя кромка с отклоняемым носком. Чуть позже об этом при защите аванпроекта сказали заказчики. Тем не менее, до пояления самолёта Т-10С ,кромка оставалась криволинейной (только М.П. Симонов "пробил" прямую кромку на компановке Т-10С - компановка Симонова). Просто Т-10 - компановка Самойловича. Много до сих пор мнений на эту тему. Я официально темы Т-10 не касался. Занимался проектом Т-4МС. Темы Т-4 и Т-4МС закрывают. Мне предлагают палубную тему на базе са-молёта Т-10. Оценил я потребный для посадки на корабль обзор прямо вперед и вниз. Получается не меньше 15 градусов. Володя Антонов-главный компоновщик базового самолёта Т-10 доводит угол обзора до минус 15-16 градусов. На Т-10С тоже минус 15-16 градусов. Лётчику при посадке очень удобно- к моменту касания линия капота лежит на горизонте.
 
Для всех. Главным компоновщиком Т-10СК стал Миша Погосян. Прекрасно справился с этой задачей. Таким образом сначала появилась компановка корабельного
истребителя Т-10СК. Далее облегчив конструкцию (сняли корабельные нагрузки и добавки) получили сухопутный истребитель Т-10С (Су-27С). Лётные испытания
Т-10СК на суше и на палубе блестяще провёл Константин Марбашев. Кстати, когда я решил расстаться с Михаилом Петровичем, то кандидатом на пост руководителя
темы "К" порекомендовал назначить Марбашева.
 
Реклама
Назад