Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
«18 сентября 1918 года (106 лет назад) родился командир 1-й авиационной эскадрильи 46-го штурмового авиаполка 14-й сад ВВС Северного флота Герой Советского Союза капитан Сергей Арсентьевич ГУЛЯЕВ.

Родился Сергей в Курской области в деревне Первая Казанка в крестьянской семье. В Рабоче-Крестьянской Красной Армии с 1937 года. Окончил Военно-морское авиационное училище им. И.В.Сталина в Ейске в 1940 году. Далее служил лётчиком-инструктором в ВВС Балтийского флота и в запасном полку ВВС ВМФ в г.Саранске.

В боях Великой Отечественной войны участвовал с января 1943 года в ВВС Северного флота. Летая ведущим больших групп штурмовиков Ил-2, совершил 15 успешных боевых вылетов. Водил группу в сложных метеоусловиях, в которых добивался больших успехов, был мастером бомбоштурмовых ударов по конвоям противника. В выполнении боевых заданий проявлял образцы мужества, смелости, эффективности удара. Под командованием С.Гуляева его эскадрилья потопила 10-ть и повредила 9-ть кораблей и транспортов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года капитану Гуляеву С.А. присвоено звание Героя Советского Союза за лично потопленные 3-и транспорта водоизмещением 17.000 тонн, 1-н сторожевой катер, 1-н малый охотник, 1-у самоходную баржу, за умелое командование эскадрильей, в результате чего противнику нанесен ущерб в его кораблях и транспортах и проявленные при этом отвагу, мужество и геройство.

26 октября 1944 года при атаке вражеского конвоя штурмовик экипажа капитана С.Гуляева получил серьёзные повреждения: в машину попало несколько снарядов, перебило руль направления, снесло бОльшую часть стабилизатора. Приборная доска была полностью разбита, а в кабине штурмана взорвался снаряд, разворотив патронный ящик. Шасси также были повреждены и не выпускались. Более сотни километров над морем, ценой огромных физических усилий Гуляев, удерживал в воздухе Ил-2 и благополучно посадил его на аэродроме, сохранив жизнь экипажу.

После войны Сергей Арсентьевич командовал ВВС Балтийского флота (с 1961 по 1976 гг), возглавлял авиационный факультет в Военно-морской Академии. В 1981 году генерал-полковник Гуляев С.А. уволен в запас.

Бюст прославленного североморского лётчика-штурмовика Героя Советского Союза капитана С.А.Гуляева установлен на Аллее Героев в п.Сафоново Мурманской области.» (с)

Светлая память морскому летчику…
 
- Цилечка! Давайте сегодня вечером посидим за чашечкой чая.
- Не могу, Наум Борисович, я замужем.
-----------------------------
- Шлёма! Мне срочно нужны деньги!
- Шо, случилась какая-то беда?
- А то, шо у человека нет денег - это таки уже не беда?
-----------------------------
- Маман! Я от вас сейчас таки выкинусь в окно!
- Сёма! Только шапку надень!
----------------------------------
- Хаим, ты веришь в любовь с первого взгляда, или мне ещё раз пройтись перед тобой?!
----------------------------
Приехал человек в Одессу, зашёл в парикмахерскую и, когда его побрили,
спрашивает:
- Где у вас касса?
Парикмахер (удивлённо):
- А вас что, таки кассир брил?
 
Я знал, что в Томторе стоит маленький и очень древний вертолёт МИ-2.
Хороший рассказ и легко написан. А вот состояние вертолёта... Не зря он не хотел запускаться.)) Такая закопченная балка говорит об отношении к технике, а не о "древности" машины.
 
Герой Советского Союза капитан Сергей Арсентьевич ГУЛЯЕВ
При нем, тогда Командующим ВВС БФ, была такая практика: сначала
собеседование с Командующим, и только после его утверждения правака
обьявляли кандидатом на должность командира вертолёта. Он так и
оставался праваком и выполнял полёты в составе штатного экипажа, но!
Находилась законная возможность вывозить его с левого сидения и по
сути, когда освобождалась должность командира, этого правака-кандидата
назначали на неё уже практически боеготового.
Однако могли и не назначить, если начинал дурака валять или давал слабину.
...
Такая практика на мой взгляд была смелая, дальновидная и нужная.
Будучи праваком, я одновременно летал на Ми-8Т самостоятельно с левого
сидения днем при м/м и ночью в облаках, что соответствовало уровню
летчика 2 класса. Бывало так: днем сам на маршрут, ночью праваком по этому
же маршруту, общий налёт и практика были приличными.
 
Последнее редактирование:
Нечто подобное было и у нас в методике подготовки праваков в 124-м МРАП (Гвардейское, Крым, ТУ-16), разве что собеседования с Командующим ВВС ЧФ у нас не было...
 
разве что собеседования с Командующим ВВС ЧФ у нас не было...
Вот, а у нас при Сергее Арсентьевиче ГУЛЯЕВе это было в обязательном порядке.
Сам будучи летчиком, причем летчиком воевавшим и разбирающимся в людях,
Командующий видимо хотел лично посмотреть и послушать того, кому он
оказывал немалое доверие, утверждая решение методического совета полка.
Вопросы были несложные, в основном по документам по безопасности полетов и
скорее всего такое собеседование носило ознакомительный характер, посмотреть
на человека и послушать, как он излагает вопрос. Вроде ерунда, но это как посмотреть.
Потом уже, будучи командиром эскадрильи и по должности обязанным заниматься
кадровыми подвижками, я взял себе опыт такого собеседования за основу.
Характеристики и рекомендации - все это хорошо и правильно, но они никогда не
заменят впечатлений от личного общения и от обязательного совместного полета,
в котором человек раскрывается глубже и понятнее. Отсюда степень доверия и
уверенности в правильном выборе.
 
Последнее редактирование:
Я правильно понимаю, что в таких полётах на месте правого лётчика сидел инструктор?
 
Присоединяюсь с уважением и наилучшими пожеланиями здоровья и благополучия!!! Ваши воспоминания бесценны, с такими людьми общались, спасибо!!!
 
Не знаю как в армии, но с инструктором это уже не самостоятельно. Если инструктор на борту, то согласно выполнению какой либо задачи согласно плана подготовки ЛС. Я так думаю. Либо не в статусе инструктора. У нас на Агусте все были командиры. Я инструктор. Но когда не выполнялись задачи подготовки(проверки) просто записывали в задание - второй КВС, а если с задачами, то пилот - инструктор.
 
Не знаю как в армии, но с инструктором это уже не самостоятельно.
Совершенно верно. Полет с инструктором классифицируется как контрольный.
Для самостоятельных полетов правого летчика по программе подготовки с левого сидения ( командира) ,ему назначают другого правого летчика ( летчика -штурмана)
 
Разумеется, я согласен с твоими, Василич, впечатлениями и выводами.., вот только разве Командующий имеет возможность и время среди своих многочисленных дел по должности, - побеседовать, а тем более - слетать с каждым кандидатом в командиры кораблей... Вот у нас в ВВС ЧФ было довольно много полков: Гвардейское, Октябрьское, Весёлое, Саки, Кача, Донузлав.., да в каждом почти по 30 экипажей, даже просто отследить всех "созревших" для командирства праваков - довольно сложно и требует много времени..!? Тем более, что типы самолётов и вертолётов разные: Гвардейское, Октябрьское и Весёлое тогда были (в моё время) - ТУ-16, Донузлав - Бе-12, Кача - вертолёты разных типов, Саки - ТУ-22 (на них вообще праваков не было, да и ни один Командующий ВВС ЧФ на ТУ-22Р никогда не летал, в смысле - не имел даже допуска) и мог ли хоть кто-то из наших Командующих летать на вертолётах, мне что-то тоже не известно. На сколько я знаю, - наши тогдашние Командующие - Мироненко, затем - Воронов, Юрин и т.д. на вертолётах не летали... Помню, когда меня поставили на должность КК ТУ-16К-10, никто из командующих или их ЗАМов со мной и не беседовали лично и тем более, - не летал. А интересно, Василич, - я так понял, что ваш Командующий - Гуляев , на вертолётах летал. А вот на самолётах Балтийских ВВС он мог летать..? Он что, всех праваков на самолётах, которые готовы были стать КК, тоже лично отслеживал и знакомился с каждым..?
 

Контрольные полеты с инструктором, а самостоятельные с праваком (летчиком-штурманом).


Наш Командующий находил время побеседовать с кандидатами, такой у него был стиль.
Летать ему ни с кем не надо было, для этого были и есть инструктора полкового уровня.
Я говорил о себе комэске, когда речь шла о выдвижении летного состава на должности.
Слетать нужно было обязательно при представлении кандидата на методический совет
полка. Собственно, командиров я всех знал досконально, а вот с праваками сложнее, с
ними обычно слетать специально руки не доходили, это звеньевой уровень. Поэтому
для выдвижения в кандидаты такие проверочные полёты планировал специально и
обязательно.
Если были сомнения, то их также необходимо было объективно обосновать методсовету.
Такое тоже случалось, но редко.
 
Не, в 10-ке он не был.
После Днепропетровска с 1983-го был командиром полка МиГ-23 в Саваслейке, потом зам.начальника авиации в 11 ОА ПВО (Хабаровск), а с 1989 по 1995 - начальник авиации 6 ОА ПВО.
После слияния 6-й и 10-й в 1995-м уволился, ибо по всем командным постам верх взяла Архангельская "диаспора" - нач.авиации стал Бозов.
Генерала не получил, ибо после Руста должность стала "полковник".
Общаемся, перезваниваемся - переписываемся, где-то пересекаемся визуально (армейские общие праздники, ну и похороны - куда без них).
 
Не спится. На ветке бывшие офицеры ПВО вспоминают службу и знакомых. Ну и я вспомнил. Перед макетной комиссией по "спарке" Су-15 защищал свою
компоновку кабины инструктора. Познакомился с лётчиком ПВО Игорем Ментюковым. Первого мая 1960 года капитан Ментюков получил приказ таранить
самолёт -нарушитель U-2. Конечно я его спросил про этот случай. Он очень подробно рассказал. Пересказывать можно долго и много. Не буду. Интернет у всех есть.
Добавлю одно - он взлетел без высотно-компенсирующего костюма на серийном самолёте Су-9 без боезапаса и ракет.

Сию на столе передо мной лежит закладка из дискеты. Надпись РОССИЯ авиацентр Липецк. Соколы России. На обороте от руки авторучкой запись
Авиатору от авиатора
с уважением и найлучшими пожеланиями полковник С. Жихарев
октябрь 2008

Приехал ко мне мой друг Николай Тымко (разработчик и редактор РЛЭ ОК "БУРАН)". Николай приехал со своим школьным другом Сергеем Жихаревым. Познакомились. Посидели за столом. Разговорились. Интересно получилось. Узнав, что я летал на планерах, он почему-то очень этим заинтересовался.
Дошло аж до пилотажных планерных "секретов". Со стороны это наверное юморно смотрелось. Особенно когда в деталях рассказывал ему про взлёт с поля
с кочками и высокой травой...Потом слово получил лётчик. Обсуждали преимущества и недостатки стеклянных кабин по сравнению со старыми приборными
досками. Хорошо помню, что ему больше импонировала обычная кабина (как и мне). Рассказывал об отказных ситуациях. С юмором рассказывал каково в строю
ромб летать "жаренным". Я его спросил- выхлоп двигателей ведущего не имеет чёткой границы- как держать запас? В воэдухозаборник струя попадёт и привет... Он говорит - Я момент соприкосновения ощущаю как низкочастотную вибрацию через спинку и сидение. Сразу беру принижение. На момент нашего разговора
Сергей Жихарев летал в Савостлейке. Должность не помню. Лётная квалификация лётчик-исследователь первого класса. Кстати, видимо вибрировать начинают
законцовки килей. Такое получилось знакомство. Переезжать из Москвы, на улицу Маршала Савицкого, в 2009 году мне помогали Коля Тымко и сын Сергея Жихарева выпускник Академии ПВО.