Спасибо за ценное обсуждение! ! Насколько я понимаю, Як-38 в реальных боях не участвовал. Разве операция «Ромб» не была главным образом летным испытанием, не связанным с реальными боевыми действиями? Я просмотрел еще несколько русскоязычных сайтов, но не думаю, что они говорят что-то подобное.Не знаю, когда родился автор поста под ником as23jp, да и не знаю имени, но знаю, что с этим самолётом - ЯК-38 происходило много всяких происшествий и об одном из них я сейчас расскажу,
Когда парой летаешь, особенно на пределе, то чуешь где какой движок,
Разве операция «Ромб» не была главным образом летным испытанием, не связанным с реальными боевыми действиями?
Нет.., не так дело было... Расскажу по порядку, - как было дело... Наш полк (30-й ОДРАП), оснащённый самолётами ТУ-22Р (вариант - разведчиков) базировался на аэродроме Саки ещё до появления там "вертикальщиков".., затем где-то в середине 70-х к нам прибыл этот ОКШАБ, оснащенный самолётами ВВП (вертикального взлёта и посадки, ЯК-38 и ЯК-36) и в гарнизоне постепенно поселился ещё один полк, ну и соответственно, на аэродроме стал базироваться этот ОКШАБ... Мы с ними стали "делить" воздушное пространство.., мы летали обычно во вторник и пятницу, они - в понедельник и четверг... Поэтому частенько на различных совместных общих празднованиях в ДО (доме офицеров) мы часто встречались и праздновали вместе, у нас стали появляться в "братском полку" свои знакомые, некоторые были даже у нас соседями по квартирам... Так и появился у меня сосед (по балкону) майор Кривуля (звание подполковник он получил позже, как раз после той самой операции "Ромб" (тогда я даже этого названия операции не слышал, ибо всё было очень секретно)... Однажды на каком-то сборище в ДО я увидел Кривулю с орденом БКЗ на груди (на аэродроме-то мы встречались в рабочей, лётной одежде и никаких медалей и орденов друг у друга не видели)... А чуть позже однажды мы с ним шли вместе с аэродрома в гарнизон и я спросил его, - "Откуда появился тот Орден"..? И так, в режиме прогулки с аэродрома домой (а это минут 10 - 15 неспешной прогулки) он и рассказал мне историю с получением этого Ордена...А Кривуля прилетел и сразу рассказал всей "деревне?" Серге-ей Борисович!
Как будто трудно коротко подать команду в эфир ведущему, - "Прибери малость, не могу догнать"... Это же не беседа в эфире на отвлечённые темы, а нормальный рабочий радиообмен...Летали парой, на МиГ-21 ПФМ, замкомэска (запланировал себе самоль с более тяговитым движком) и нш аэ (не мог догнать ведущего, чтобы пристроиться).
Да говорил он, и коротко, и длинно. Ведущий, вероятно, был немного не в себе, не давал догнать себя. Вспомнился рассказ очевидца, во время похода, у этого ЗК АЭ при посадке на корабль, после выключения ПД и переводе сопла ПМД в горизонт, самоль покатился. То ли обороты не убрал сразу, толи с тормозами что то было, но остановился самолёт, зацепившись передней стойкой за ограждение палубы (леер). Выключил движок, техники подбежали, попытались откатить самоль, но не получилось, тормоза зажаты. Принесли стремянку, открыли кабину, а тот сидит, зажав тормоз. Еле уговорили отпустить, ибо рука у него крепкая, пальцы аж побелели от усилия... Перспектива была незавидная - булькнуть с борта в море вместе с самолётом.Как будто трудно коротко подать команду в эфир ведущему, - "Прибери малость, не могу догнать"... Это же не беседа в эфире на отвлечённые темы, а нормальный рабочий радиообмен...
Очень странный товарищ... У нас на 4-м курсе (1968-й год, летали на ИЛ-28-х) примерно такого же курсанта списали с ЛР.., - кратковременная потеря сознания сразу после взлёта... Только взлетел, набрал около 100 м и ... "отключился"... И катапультироваться нельзя, (тогда в 1968-м году минимальная высота безопасного катапультирования с ИЛ-28 была 150 м), уж и штурман со стрелком и РП вызывали его.., а он молчит, не отвечает, да ещё чуть-чуть снижается практически на бомбосклад, что находился вперед по курсу, да ещё на борту были пара бомбочек П-50-75... Вобщем, в последний момент очухался, кое-как начал подавать признаки жизни(что-то не связное мычал... Затем с помощью тихих уговоров со стороны РП кое-как его усадили на ВПП... Оказалось, - временная потеря сознания от жарких летних будней, ранних подъёмов парень перенапрягся... Штурман получил инфаркт от такой ситуации, был уже в годах (лет под 40) и тоже больше не летал... Сразу списали с ЛР, но поскольку это был 4-й курс, его отправили служить в штурманы наведения в ПВО... Потом мы однажды почти всем курсом заехали к нему домой (после ДМБ жил он там же в авиагарнизоне Чебеньки (Оренбургская обл.), где мы и летали на 4-м курсе и где он потерял сознание.., На первый взгляд, - всё почти нормально, жена, дети и т.д. и т.п.... Был - чистокровным татарином по фамилии Ризванов... Как сейчас помню его запрос на запуск движков у РП: "Свирская, я 415-й, прошу запусэк"...Принесли стремянку, открыли кабину, а тот сидит, зажав тормоз. Еле уговорили отпустить, ибо рука у него крепкая, пальцы аж побелели от усилия...
Очень странный товарищ...
Вот именно поэтому мы и заехали к нему всей гурьбой, - узнать у него - как дела? Принесли "полный набор всего, чего необходимо в большой мужской компани", ну и и как следует отметили это дело.., ведь он же практически 4 года был нашим товарищем... А моё выражение - "странный товарищ" относилось не к Ризванову, а к предыдущему посту... Затем я поставил точку и начал свой рассказ уже о случившемся с Ризвановым.... Могу сказать, что офицером и командиром он был правильным и общий язык у нас с ним был.
моё выражение - "странный товарищ" относилось не к Ризванову, а к предыдущему посту..
Я вижу, была такая предыстория.Нет.., не так дело было... Расскажу по порядку, - как было дело...
Почему к нему была приложена вращательная сила? И когда эта история?Да говорил он, и коротко, и длинно. Ведущий, вероятно, был немного не в себе, не давал догнать себя. Вспомнился рассказ очевидца, во время похода, у этого ЗК АЭ при посадке на корабль, после выключения ПД и переводе сопла ПМД в горизонт, самоль покатился. То ли обороты не убрал сразу, толи с тормозами что то было, но остановился самолёт, зацепившись передней стойкой за ограждение палубы (леер). Выключил движок, техники подбежали, попытались откатить самоль, но не получилось, тормоза зажаты. Принесли стремянку, открыли кабину, а тот сидит, зажав тормоз. Еле уговорили отпустить, ибо рука у него крепкая, пальцы аж побелели от усилия... Перспектива была незавидная - булькнуть с борта в море вместе с самолётом.
Хотя я и присутствовал на ТАКР "Тбилиси" тогда, 1 ноября, но я не присутствовал при действительно неожиданном решении Симонова - дать Пугачёву разрешение на посадку на палубу ТАКР
”Выписка из вахтенного журнала ТАКР "Тбилиси” за 1 ноября 1989 года. Черное море. 45° 02' с.ш., 33° 1 Г в.д. Погода: ветер 260°, 8 м/с; волнение моря - 1 балл; видимость - 4,6 мили; облачность - 9 баллов. 13 час. 46 мин. Произвел первую в истории ВМФ СССР аэрофинишерную посадку на палубу корабля самолет Су-27К, бортовой № 39, пилотируемый летчиком-испытателем. Героем Советского Союза Пугачевым Виктором Георгиевичем. 15 час. 11 мин. Произвел первую посадку на палубу корабля самолет МиГ-29К, бортовой № 311, пилотируемый летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Аубакировым Токтаром Онгарбаевичем. 16 час. 48 мин. Произвел первый взлет с трамплина самолет МиГ-29К. Летчик - Аубакиров Т.О. 17 час. 17 мин. Совершил посадку на палубу корабля самолет Су-25УТГ, бортовой № 08. Пилоты: летчики-испытатели Вотинцев Игорь Викторович, Крутов Александр Валерьевич. Командир ТАКР ’’Тбилиси” капитан 1 ранга В.Ярыгин. 1 ноября 1989 года”.Виктор Пугачёв – о первой посадке Су-27К на палубу авианесущего крейсера » Авиация России
1 ноября 1989 года впервые на палубу авианесущего крейсера «Тбилиси», будущего «Адмирала Кузнецова», произведена посадка истребителя морского базированияaviation21.ru