Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Спасибо за ценное обсуждение! ! Насколько я понимаю, Як-38 в реальных боях не участвовал. Разве операция «Ромб» не была главным образом летным испытанием, не связанным с реальными боевыми действиями? Я просмотрел еще несколько русскоязычных сайтов, но не думаю, что они говорят что-то подобное.
 
Последнее редактирование модератором:
Когда парой летаешь, особенно на пределе, то чуешь где какой движок,
Вспомнилось, как на разборе полётов, зам по б/п говорил: "...спокойнее надо и короче в эфир. Это что за фраза (да я уже руд согнул!)?" Летали парой, на МиГ-21 ПФМ, замкомэска (запланировал себе самоль с более тяговитым движком) и нш аэ (не мог догнать ведущего, чтобы пристроиться).
 
Последнее редактирование:
А Кривуля прилетел и сразу рассказал всей "деревне?" Серге-ей Борисович!
Нет.., не так дело было... Расскажу по порядку, - как было дело... Наш полк (30-й ОДРАП), оснащённый самолётами ТУ-22Р (вариант - разведчиков) базировался на аэродроме Саки ещё до появления там "вертикальщиков".., затем где-то в середине 70-х к нам прибыл этот ОКШАБ, оснащенный самолётами ВВП (вертикального взлёта и посадки, ЯК-38 и ЯК-36) и в гарнизоне постепенно поселился ещё один полк, ну и соответственно, на аэродроме стал базироваться этот ОКШАБ... Мы с ними стали "делить" воздушное пространство.., мы летали обычно во вторник и пятницу, они - в понедельник и четверг... Поэтому частенько на различных совместных общих празднованиях в ДО (доме офицеров) мы часто встречались и праздновали вместе, у нас стали появляться в "братском полку" свои знакомые, некоторые были даже у нас соседями по квартирам... Так и появился у меня сосед (по балкону) майор Кривуля (звание подполковник он получил позже, как раз после той самой операции "Ромб" (тогда я даже этого названия операции не слышал, ибо всё было очень секретно)... Однажды на каком-то сборище в ДО я увидел Кривулю с орденом БКЗ на груди (на аэродроме-то мы встречались в рабочей, лётной одежде и никаких медалей и орденов друг у друга не видели)... А чуть позже однажды мы с ним шли вместе с аэродрома в гарнизон и я спросил его, - "Откуда появился тот Орден"..? И так, в режиме прогулки с аэродрома домой (а это минут 10 - 15 неспешной прогулки) он и рассказал мне историю с получением этого Ордена...
 
Последнее редактирование:
Как будто трудно коротко подать команду в эфир ведущему, - "Прибери малость, не могу догнать"... Это же не беседа в эфире на отвлечённые темы, а нормальный рабочий радиообмен...
 
Да говорил он, и коротко, и длинно. Ведущий, вероятно, был немного не в себе, не давал догнать себя. Вспомнился рассказ очевидца, во время похода, у этого ЗК АЭ при посадке на корабль, после выключения ПД и переводе сопла ПМД в горизонт, самоль покатился. То ли обороты не убрал сразу, толи с тормозами что то было, но остановился самолёт, зацепившись передней стойкой за ограждение палубы (леер). Выключил движок, техники подбежали, попытались откатить самоль, но не получилось, тормоза зажаты. Принесли стремянку, открыли кабину, а тот сидит, зажав тормоз. Еле уговорили отпустить, ибо рука у него крепкая, пальцы аж побелели от усилия... Перспектива была незавидная - булькнуть с борта в море вместе с самолётом.
 
Последнее редактирование:
Действительно не скучно, особенно когда с некоторыми летчиками, воевавшими в Афгане, оказался в одном месте, в одном полку, а на некоторых (со следами боёв) "грачах" довелось полетать.
 
Очень странный товарищ... У нас на 4-м курсе (1968-й год, летали на ИЛ-28-х) примерно такого же курсанта списали с ЛР.., - кратковременная потеря сознания сразу после взлёта... Только взлетел, набрал около 100 м и ... "отключился"... И катапультироваться нельзя, (тогда в 1968-м году минимальная высота безопасного катапультирования с ИЛ-28 была 150 м), уж и штурман со стрелком и РП вызывали его.., а он молчит, не отвечает, да ещё чуть-чуть снижается практически на бомбосклад, что находился вперед по курсу, да ещё на борту были пара бомбочек П-50-75... Вобщем, в последний момент очухался, кое-как начал подавать признаки жизни(что-то не связное мычал... Затем с помощью тихих уговоров со стороны РП кое-как его усадили на ВПП... Оказалось, - временная потеря сознания от жарких летних будней, ранних подъёмов парень перенапрягся... Штурман получил инфаркт от такой ситуации, был уже в годах (лет под 40) и тоже больше не летал... Сразу списали с ЛР, но поскольку это был 4-й курс, его отправили служить в штурманы наведения в ПВО... Потом мы однажды почти всем курсом заехали к нему домой (после ДМБ жил он там же в авиагарнизоне Чебеньки (Оренбургская обл.), где мы и летали на 4-м курсе и где он потерял сознание.., На первый взгляд, - всё почти нормально, жена, дети и т.д. и т.п.... Был - чистокровным татарином по фамилии Ризванов... Как сейчас помню его запрос на запуск движков у РП: "Свирская, я 415-й, прошу запусэк"...
 
Последнее редактирование:
Очень странный товарищ...

В бытность мою курсантом в Чебеньках в 85-м он был комендантом гарнизона, а в 86-м НШ нашей 3 аэ. Могу сказать, что офицером и командиром он был правильным и общий язык у нас с ним был.
 
Последнее редактирование модератором:
Вот именно поэтому мы и заехали к нему всей гурьбой, - узнать у него - как дела? Принесли "полный набор всего, чего необходимо в большой мужской компани", ну и и как следует отметили это дело.., ведь он же практически 4 года был нашим товарищем... А моё выражение - "странный товарищ" относилось не к Ризванову, а к предыдущему посту... Затем я поставил точку и начал свой рассказ уже о случившемся с Ризвановым...
 

. В полёте ведущим (вероятно) думал: а вдруг ведомый слишком быстро догонит и столкнётся? На краю палубы "Киева" (А вдруг техники не в ту сторону подтолкнут?) Вспомнилось, как (к нему обращаясь) во время полётов полковник Алифанов (летчик-инспектор, узнав, что я уже почти полгода прихожу на полеты, но так ни разу не сделал ни одного вывозного, после ознакомительного полета на МиГ-21): " - Слава, ну ... твою мать, ведь ты же лётчик, почему не даёте человеку летать? Он ведь перегорит, плюнет и уйдёт на свои Ту-16." Слава: - А я что могу сделать? У него по приказу инструктором закреплён командир эскадрильи... Алифанов: - а где Павел Иванович ? - на Вышке, руководитель полётов... - Так, назначьте ему инструктором Королëва, он в училище курсантов учил, научит и медведя летать." Так и произошло, Королев за короткий срок меня научил управлять истребителем. А на Славу я не в обиде, как и на командира АЭ (царствие небесное). Ну не дано им было, рисковать, в т.ч. своей жизнью и карьерой... Такие, осторожные, с установкой "а оно мне надо?" встречаются везде. Ничего в этом странного нет, все люди разные.
 
Почему к нему была приложена вращательная сила? И когда эта история?
 
 
”Выписка из вахтенного журнала ТАКР "Тбилиси” за 1 ноября 1989 года. Черное море. 45° 02' с.ш., 33° 1 Г в.д. Погода: ветер 260°, 8 м/с; волнение моря - 1 балл; видимость - 4,6 мили; облачность - 9 баллов. 13 час. 46 мин. Произвел первую в истории ВМФ СССР аэрофинишерную посадку на палубу корабля самолет Су-27К, бортовой № 39, пилотируемый летчиком-испытателем. Героем Советского Союза Пугачевым Виктором Георгиевичем. 15 час. 11 мин. Произвел первую посадку на палубу корабля самолет МиГ-29К, бортовой № 311, пилотируемый летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Аубакировым Токтаром Онгарбаевичем. 16 час. 48 мин. Произвел первый взлет с трамплина самолет МиГ-29К. Летчик - Аубакиров Т.О. 17 час. 17 мин. Совершил посадку на палубу корабля самолет Су-25УТГ, бортовой № 08. Пилоты: летчики-испытатели Вотинцев Игорь Викторович, Крутов Александр Валерьевич. Командир ТАКР ’’Тбилиси” капитан 1 ранга В.Ярыгин. 1 ноября 1989 года”.
 
О том, что Виктор Пугачёв несколько раз заходил и касался палубы ТАКРа, стоящего на рейде Севастополя, я знал, но все эти проходы с касанием мы (сотрудники ЛИСа, работавшие от ЛИИ в Саках) посадками на ТАКР не считали, ибо не было зацепления за трос АФ (аэрофинишёра) и нормальных торможения и остановки самолёта на палубе... И все мы продолжали спокойно работать на НИТКЕ... А вот утром 1 ноября, когда мне и ещё нескольким нашим сотрудникам ЛИСа, в том числе и Начальнику ЛИСа Новосёлову В.К., поступила команда - срочно загружаться в наш МИ-8ЛЛ, пилотируемый нашим лётчиком-испытателем Сашей Крутовым, я понял, что "наступил час Х".., т.е. что будет именно посадка на ТАКР с торможением АФ, полной остановкой, заправкой прямо там, на палубе и взлёт с палубы с возвращением на АС Саки... Я знал также, что и КБ Микояна усиленно готовится к посадке на палубу, т.к. Аубакиров выполнил всю подобную подготовительную программу для посадки на палубу ещё на НИТКЕ (там были и многочисленные касания с проходами и посадки с зацеплениями на НИТКЕ Аубакирова на МИГ-29К)... Ведь именно я вёл регистрацию всех посадок и с касаниями и с зацеплениями всех самолётов и КБ Микояна и КБ Сухого, а также и нашего СУ-25 УТГ. Даже однажды был случай на комплексе НИТКА, когда при заходе на посадку с зацеплением самолёта МИГ-29К, произошла ошибка (то ли из-за не качественной радиосвязи, то ли из-за не внимательности оператора АФ) - оператор АФ поставил так называемую "уставку" (это условное обозначение заданного на АФ усилия для торможения конкретного заходящего в данный момент самолёта, которое задаётся диаметром диффузора в тормозном цилиндре АФ для выхода тормозной жидкости) для торможения СУ-27К вместо реально заходящего МИГ-29К (заходил Аубакиров)... В результате тормозной момент оказался настолько сильный, что у Аубакирова на теле отпечатались все привязные ремни и вся проводка медицинских регистраторов на теле.., но слава богу, никаких серьёзных повреждений, угрожающих здоровью и профессиональной деятельности не произошло... Но сам Аубакиров рассказал, что испытал после зацепления очень сильный рывок от АФ... Стали разбираться и выяснили, что это не нештатная (неправильная) работа АФ (такое тоже иногда случалось), а - ошибка оператора АФ в определении этой самой "Уставки"... Обычно её командой по ГГС выдаёт РП для команды АФ и дальше звучит команда для персонала АФ - "Самолёт на посадке! Всем в укрытие"... Эта команда подаётся для персонала, обслуживающего АФ, на случай возможного разрыва приёмного троса при посадке в зале ТМ (тормозных машин)..! По этой команде весь персонал АФ заходит в специальное бронированное укрытие, что бы не пострадать при разрыве троса от кусков, разлетающегося троса, которые уничтожают в этом случае всё на своём пути. Должен сказать, что находиться в зале ТМ в момент посадки самолёта на АФ - довольно жутко и даже страшно: стоит сильнейший стук и гром от самого удара самолёта о палубу и затем рёв и грохот от вращающихся под действием огромных шкивов и несущегося с большой скоростью и грохотом троса.., всё это сопровождается искрами, грохотом и рёвом всех частей АФ...
 
Всем привет!
Смотрю по НТВ передачу "Главная дорога" (грешен, нравится с утра).
В который раз убеждаюсь, "... Какие страшные трагедии устраивает
с людьми реализм!" (Ф. Достоевский "Братья Карамазовы" ).
Ничего с нами не делается, как были в большинстве своём говнюками
200 лет назад, так ими и остались. Только с айфонами и на крузерах.
Достаточно сегодня сесть в машину, проехать по городу и убедиться в этом.
Да, пессимист, но с юмором.
...
"Человека, который не любит общество людей, называют интровертом.
Но если разобраться, не все люди заслуживают того, чтобы их любили.
Некоторых сторониться нужно непременно.
Для их же и вашего счастья" .
(согласен)
 
Последнее редактирование: