Сергей Борисович, Вы похожи на глыбу, уходящую основанием в глубь прошлого (летал на БРО), а верх где-то в космосе (участвовал в программе Буран). Понятно, что внутри Вас много всего, знакомого и не совсем, поэтому позвольте еще походить вокруг и собрать с поверхности, кое что, ненароком замеченное... ВКС, это воздушно космический самолет? Что означали цифры (1К11К25) в его и ракеты Энергия, наименовании? Он походил внешне на Буран, который очень похож на Шаттл?
Добрый день Анатолий Ильич! Вопросы у вас интересные и нормальные. Но укороченно отвечать сложно. Когда я пришёл "блатным" человеком в НПО МОЛНИЯ эти
официальные наименования были юридически узаконены в соответствующих документах. Наш Аналог БУРАНА в закрытых документах при мне назывался изделие
11Ф35. В открытых документах БТС-002 (большой транспортный самолёт). Задумываться почему и как мне было некогда. Не в названиях суть. По моему суть в целевом назначении изделия. БТС-002 был практически настоящий орбитальный корабль БУРАН с не существенными изменениями. Всё это я очень подробно
рассказывал на ветке. Но ветка работает в режиме "курилки". Поэтому всё моментально воспринято и тут же моментально забыто. Я не обижаюсь. Пишу
для себя.
Дело в том, что кроме чисто научных и технических решений существуют критерии: боевой эффективности, экономической эффективности, политической эффективности, научной состоятельности проекта ЭНЕРГИЯ-БУРАН. Например такой момент - самое дорогое изделие в этой МНОГОЦЕЛЕВОЙ СИСТЕМЕ - ракета ЭНЕРГИЯ. В первую очередь уникальный штатный двигатель ракеты. Отвлекусь. Приехал я в Химки. Познакомился с главным конструктором уникального двига-
теля. Услышал историю создания этого двигателя. Посмотрел на красавец ЖРД готовый к огневым испытаниям на уникальном стенде в районе города Подольск.
Первая мысль - как же так- после выхода на орбиту вся ракета ЭНЕРГИЯ сгорит в плотных слоях атмосферы падая в океан. Это будет повторяться сто раз. Комплекс рассчитан на сто пусков. Не много не по себе стало от услышанного и увиденного...
Теперь о сути дела. В высших партийных, научных, военных и правительственных кругах было много противников проекта ЭНЕРГИЯ-БУРАН. Почему у американцев двигатель вместе c ШАТЛЛОМ сто раз целеньким возвращается на Землю (правда частично в океан) , а у нас отделяется и сгорает. Не слишком ли это дорого. Да и
по поводу боевой эффективности нашего проекта было много не согласных. Конечно нам внизу об этих разногласиях особо не рассказывали. Отголоски до нас
всё же долетали. Остальное домысливали между собой.
В этой ситуации ракетчики Министерства общего машиностроения выстроили такую линию обороны.
На каждом пуске теряем рубль, а выигрываем миллиард рублей (не придирайтесь к числам - суть разногласии в оценках я пояснил).
По поводу участников проекта. Учавствовала в создании проекта ЭНЕРГИЯ-БУРАН вся страна. Но если уточнить состав, то это заказчики, разработчики , изготовители, испытатели-лётчики, испытатели-инженеры, испытатели-техники. Люди конкретного дела.
Есть ещё одна, пожалуй самая большая по численности группа - НАБЛЮДАТЕЛИ. Люди ни за что не отвечающие, но за всем наблюдающие и задающие
как правило пустые вопросы. Их мы не любили. Они мешали нам работать. На каждый полёт, на каждый разбор сотни наблюдателей. Как в цирке. Только мы
гладиаторы, а они высокопоставленные римские сенаторы. По инженерному толковых и вдумчивых (например как Пилотяга, Баштык и другие наши знатоки)
не наблюдал.
Всем спасибо за вопросы. Всем здоровья и удачи.