Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Реклама
Страницы истории ВВС СФ.

«25 ноября 1943 года (81 год назад) 16-ть штурмовиков Ил-2 из состава 46-го шап ВВС Северного флота совместно с пикирующими бомбардировщиками Пе-2 в сопровождении истребителей прикрытия выполнили 2-а боевых вылета для нанесения ударов по немецким аэродромам Хебугтен и Луостари. Для лётчика 2-ой авиаэскадрильи 46-го шап ВВС СФ младшего лейтенанта Валентина Михайловича СКОПИНЦЕВА это был всего лишь 3-й боевой вылет, а для его воздушного стрелка краснофлотца Владимира Ивановича ГУМЁННОГО – только 2-й...

Из-за плохих метеоусловий в первом вылете штурмовикам отработали по запасной цели. После улучшения погоды штурмовиками Ил-2 был выполнен второй вылет для нанесения удара по аэродрому Луостари.
Над целью штурмовики были встречены ожесточенным зенитным огнем и немецкими истребителями. В небо были подняты около 25-ти Мессершмиттов Bf.109. Завязался воздушный бой. В результате бомбо-штурмового удара самолетами Ил-2 на земле было уничтожено не менее 10-ти самолетов противника, подавлен огонь 6-ти зенитных точек, вызвано 26-ть очагов пожара, сбито 5-ть вражеских истребителей. Несмотря на небольшой опыт, экипаж мл. л-та В.М. Скопинцева уничтожил 2-а немецких самолета на земле и одну зенитную точку противника, а стрелок кф. В.И. Гумённый сбил один Мессершмитт Bf.109.

Но и Ил-2 Валентина Скопинцева был подбит, у самолета было повреждено стрелково-пушечное и ракетное вооружение, система выпуска-уборки шасси. Стрелок Владимир Гумённый был ранен. При возвращении поврежденный двигатель заглох, Валентину пришлось сажать самолет на вынужденную посадку «на брюхо» на лед замерзшего озера Кривое в районе аэродрома Ваенга-2. Вытащив раненого стрелка-радиста из кабины, Скопинцев более 3-х километров нёс его на плечах к своим. Их самолёт через некоторое время ушел под лёд и затонул на дне озера. После лечения в госпитале экипаж пролетал вместе до самой Победы.

Самолет Скопинцева был найден в 2011 году на глубине около 20 метров на дне озера Кривое около поселка Сафоново-1 в Мурманской области. В 2012 году Ил-2 был поднят со дна и отправлен на реставрацию в Новосибирск. 16 июня 2017 года восстановленный до состояния летной годности Ил-2 экипажа Скопинцева совершил первый полет. Управлял штурмовиком генеральный директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им.Чаплыгина летчик-испытатель Владимир Евгеньевич БАРСУК.»
 
В 2012 году Ил-2 был поднят со дна и отправлен на реставрацию в Новосибирск.
 
ВВВ,
Владимир Васильевич, как-то давненько мы обсуждали моего однокашника по училищу Виктора Середу (были с ним в одном взводе), который служил ст. техником Як-38 на ТАКР «Минск». О нем даже упоминает в своей книге Нонна Орешина «В режиме вертикального взлёта»:

«… Техник самолёта – старший лейтенант Середа, склонившись над нашими кабинами, снимает чеки с катапультных кресел и, перебросив шнурки, вешает себе на шею – так надёжнее… Ещё минута и полётная палуба опустеет, матросы из боевой части обеспечения наденут плотные белые наушники, становясь чем-то похожими на инопланетян.
Плавно опускаем фонари, герметизируя кабины. Мгновенное ощущение перепада давления, и внешний мир отсекается, перестаёт существовать в своей обыденной, многоликой форме. Остаётся лишь своеобычный мир кабин – мой и подполковника Чурилова, значимее этого сейчас нет, и не может быть, ничего.
Техник оттаскивает от самолёта стремянки, убирает из-под колёс колодки. С внешним миром нас соединяет теперь лишь ниточка диалога лётчика с руководителем полётов, стартовый командный пункт которого прилепился, как ласточкино гнездо, к надстройке корабля, и посвечивает стёклами больших окон.
…»

Это я к чему.
Пришла печальная новость - не стало Виктора Николаевича Середы.
Насколько я помню ещё по курсантским годам он был весельчаком и балагуром, никогда не унывающим человеком.
Светлая и добрая ему память…🙏🙏🙏🙏
 
Последнее редактирование:
Насколько я помню ещё по курсантским годам он был весельчаком и балагуром, никогда не унывающим человеком.
Светлая и добрая ему память…
Именно за эти качества и хранится в памяти..
Жаль, что именно печальные новости всё чаще настигают нас.. Жаль.
 
По мотивам сообщения уважаемого kuv56сафоновец # №40.662
Май 1958 года. Поезд Мурманск-Линахамари прибывает на остановку Луостари - Новое. Выпускники Соловецкой ШМАС распределённые в 121-ю ИАД и в РЕМ поезд
выходят из вагона.
С первых же дней пребывания нам объяснили - Местность "начинена" не разорвавшимися боеприпасами и взрывоопасными веществами. Передвигаться только по
наезженным грунтовым дорогам и тропам. При обнаружении взрывоопасных вещей не трогать их и сразу сообщать командирам. Не лазать по валявшимся обломкам немецкой и американской техники (самолеты, автомобили, пушки и т.п.) Если услышал взрыв сразу бросайся на землю и "вжимайся" в неё пока не пролетят осколки.
Научили правильно останавливать кровотечения и накладывать жгуты из подручных материалов. Проводили тренировки. Но молодость есть молодость (если сам
ещё не побывал в таких ситуациях). В основном ребята-срочники подрывались при попытке разобрать снаряд и извлечь (или даже выплавить) порох. Были случаи
когда находят гранату и начинают рассматривать - далее в руках она взрывалась. За два года 9 похоронных процессий. Рыдания приехавших родителей...После каждого подрыва прибывала команда сапёров. Прочёсывали местность. Обезвреживали или правильно взрывали в яме. Конечно с мерами предосторожности.
Я иду в точно рассчитанном и безопасном удалении от места подрыва. Умом понимаю, до меня осколки не долетят. Раздается взрыв. Броском падаю, вжимаюсь
в землю. Свистят осколки. И всё же было в уме и теле напряжение.
 
Свистят осколки.
Гдето 1959 --61, Армавир, лазали по окопам войны, собирали всё что там было,да, были кто остались без пальцев и пр. У меня без последствий. Мины носили выплавлять тол,отец задницу надрал так, что желание собирать остатки боеприпасов пропало. Да, было, жаль что это теперь повторяется.
 
Реклама
Гдето 1959 --61, Армавир, лазали по окопам войны, собирали всё что там было,да, были кто остались без пальцев и пр. У меня без последствий. Мины носили выплавлять тол,отец задницу надрал так, что желание собирать остатки боеприпасов пропало. Да, было, жаль что это теперь повторяется.
Аналогично но только Советско-Румынская граница.Улица была,да и теперь есть, из частных домов,и нас пацанов 10 одного возраста.граница за участками.Правда это потом она стала непроходимой,а так проволока и полусгнившие столбы,для любознаек само то. .АНТИРЕСНО.Особенно ракеты сигнальные. .."это как же она стреляет не из дула?",или же сигнальный патрон и свист как Соловей-разбойник.Несколько раз как бы ничего,а потом попали мы в засаду и задницы были хорошо отрихтованы.Больше нарушителями не были.
 
Гдето 1959 --61, Армавир, лазали по окопам войны, собирали всё что там было,да, были кто остались без пальцев и пр. У меня без последствий. Мины носили выплавлять тол,отец задницу надрал так, что желание собирать остатки боеприпасов пропало. Да, было, жаль что это теперь повторяется.
У нас была какая то секретная радио точка. Далеко от аэродрома Десять матросов срочной службы. Задиристые ребята. Поближе подойдёшь, кричат - Не подходи!
Cтрелять будем! Летний полярный день. Примерно 5 часов утра. Крепко сплю на верхней двухярусной койке. Во сне услышал сильный взрыв и вроде как койка закачалась. Вскакиваю и бегом к дневальному -Что случилось - Да вроде где-то рядом рвануло... Это радисты нашли снаряд большого калибра и...Двое живы... Один
без одной ноги...шестеро погибших. Двое живых разорвали тельняшки и наложили пострадавшему жгут выше колена. Потом полковой врач скажет - Этим жгутом
они спасли ему жизнь. Ещё два случая. Матрос находит мину...погибает на месте. Другой матрос нашёл гранату...погибает на месте...
Одним везет. Другим нет. От судьбы не уйдёшь.
 
1732550740787.png
 
По мотивам сообщения уважаемого kuv56сафоновец # №40.662
Май 1958 года. Поезд Мурманск-Линахамари прибывает на остановку Луостари - Новое. Выпускники Соловецкой ШМАС
Наши лётчики не хуже Вас были, меня Мама как счаз помню ,заставила в дом пионеров отнести все от немцев с Ровного, парашютную сумку железяк , плакал , пока МГ половинку сдавал ))
 
Последнее редактирование:
Наши лётчики не хуже Вас были, меня Мама как счаз помню ,заставила в дом пионеров отнести все от немцев,парашютную сумку,плакал,пока МГ половинку сдавал ))
А что там, музей был? В 1981 вёл там авиаконструкторский кружок (так его директор СЮТ назвал почему то). Поначалу пацанов набежало, человек 10, после перерыва (улетали на Умбу) осталось человека 2-3. Хотел аэросани сделать с пацанами...
Вопрос от кого - от простых обывателей... 🤦‍♂️
Зачем обывателю военная тайна?
 
Реклама
Баштык,
Да , Не в авиагородке , а "В низу" был на втором этаже и бессменная хранительница ,заведующая ,лет десять назад видео видел от неё,постараюсь найти,ФИО к своему сожалению,так сразу и не припомню,
Но про Александра Ковалёва ,я узнал всю правду у нее и ветерана из команды их катера она пригласила ,чтобы мы лично услышали суровую правду войны...
ПыСы А вы кружок вели в здании бывшей 9 школы, основатель ветки Без с братом из из её окна стульями ...)))
 
Последнее редактирование:
Назад