Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Реклама
Страницы истории ВВС СФ.

«25 ноября 1943 года (81 год назад) 16-ть штурмовиков Ил-2 из состава 46-го шап ВВС Северного флота совместно с пикирующими бомбардировщиками Пе-2 в сопровождении истребителей прикрытия выполнили 2-а боевых вылета для нанесения ударов по немецким аэродромам Хебугтен и Луостари. Для лётчика 2-ой авиаэскадрильи 46-го шап ВВС СФ младшего лейтенанта Валентина Михайловича СКОПИНЦЕВА это был всего лишь 3-й боевой вылет, а для его воздушного стрелка краснофлотца Владимира Ивановича ГУМЁННОГО – только 2-й...

Из-за плохих метеоусловий в первом вылете штурмовикам отработали по запасной цели. После улучшения погоды штурмовиками Ил-2 был выполнен второй вылет для нанесения удара по аэродрому Луостари.
Над целью штурмовики были встречены ожесточенным зенитным огнем и немецкими истребителями. В небо были подняты около 25-ти Мессершмиттов Bf.109. Завязался воздушный бой. В результате бомбо-штурмового удара самолетами Ил-2 на земле было уничтожено не менее 10-ти самолетов противника, подавлен огонь 6-ти зенитных точек, вызвано 26-ть очагов пожара, сбито 5-ть вражеских истребителей. Несмотря на небольшой опыт, экипаж мл. л-та В.М. Скопинцева уничтожил 2-а немецких самолета на земле и одну зенитную точку противника, а стрелок кф. В.И. Гумённый сбил один Мессершмитт Bf.109.

Но и Ил-2 Валентина Скопинцева был подбит, у самолета было повреждено стрелково-пушечное и ракетное вооружение, система выпуска-уборки шасси. Стрелок Владимир Гумённый был ранен. При возвращении поврежденный двигатель заглох, Валентину пришлось сажать самолет на вынужденную посадку «на брюхо» на лед замерзшего озера Кривое в районе аэродрома Ваенга-2. Вытащив раненого стрелка-радиста из кабины, Скопинцев более 3-х километров нёс его на плечах к своим. Их самолёт через некоторое время ушел под лёд и затонул на дне озера. После лечения в госпитале экипаж пролетал вместе до самой Победы.

Самолет Скопинцева был найден в 2011 году на глубине около 20 метров на дне озера Кривое около поселка Сафоново-1 в Мурманской области. В 2012 году Ил-2 был поднят со дна и отправлен на реставрацию в Новосибирск. 16 июня 2017 года восстановленный до состояния летной годности Ил-2 экипажа Скопинцева совершил первый полет. Управлял штурмовиком генеральный директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им.Чаплыгина летчик-испытатель Владимир Евгеньевич БАРСУК.»
 
В 2012 году Ил-2 был поднят со дна и отправлен на реставрацию в Новосибирск.
 
ВВВ,
Владимир Васильевич, как-то давненько мы обсуждали моего однокашника по училищу Виктора Середу (были с ним в одном взводе), который служил ст. техником Як-38 на ТАКР «Минск». О нем даже упоминает в своё книге Нонна Орешина «В режиме вертикального взлёта»:

«… Техник самолёта – старший лейтенант Середа, склонившись над нашими кабинами, снимает чеки с катапультных кресел и, перебросив шнурки, вешает себе на шею – так надёжнее… Ещё минута и полётная палуба опустеет, матросы из боевой части обеспечения наденут плотные белые наушники, становясь чем-то похожими на инопланетян.
Плавно опускаем фонари, герметизируя кабины. Мгновенное ощущение перепада давления, и внешний мир отсекается, перестаёт существовать в своей обыденной, многоликой форме. Остаётся лишь своеобычный мир кабин – мой и подполковника Чурилова, значимее этого сейчас нет, и не может быть, ничего.
Техник оттаскивает от самолёта стремянки, убирает из-под колёс колодки. С внешним миром нас соединяет теперь лишь ниточка диалога лётчика с руководителем полётов, стартовый командный пункт которого прилепился, как ласточкино гнездо, к надстройке корабля, и посвечивает стёклами больших окон.
…»

Это я к чему.
Пришла печальная новость - не стало Виктора Николаевича Середы.
Насколько я помню ещё по курсантским годам он был весельчаком и балагуром, никогда не унывающим человеком.
Светлая и добрая ему память…🙏🙏🙏🙏
 
Насколько я помню ещё по курсантским годам он был весельчаком и балагуром, никогда не унывающим человеком.
Светлая и добрая ему память…
Именно за эти качества и хранится в памяти..
Жаль, что именно печальные новости всё чаще настигают нас.. Жаль.
 
По мотивам сообщения уважаемого kuv56сафоновец # №40.662
Май 1958 года. Поезд Мурманск-Линахамари прибывает на остановку Луостари - Новое. Выпускники Соловецкой ШМАС распределённые в 121-ю ИАД и в РЕМ поезд
выходят из вагона.
С первых же дней пребывания нам объяснили - Местность "начинена" не разорвавшимися боеприпасами и взрывоопасными веществами. Передвигаться только по
наезженным грунтовым дорогам и тропам. При обнаружении взрывоопасных вещей не трогать их и сразу сообщать командирам. Не лазать по валявшимся обломкам немецкой и американской техники (самолеты, автомобили, пушки и т.п.) Если услышал взрыв сразу бросайся на землю и "вжимайся" в неё пока не пролетят осколки.
Научили правильно останавливать кровотечения и накладывать жгуты из подручных материалов. Проводили тренировки. Но молодость есть молодость (если сам
ещё не побывал в таких ситуациях). В основном ребята-срочники подрывались при попытке разобрать снаряд и извлечь (или даже выплавить) порох. Были случаи
когда находят гранату и начинают рассматривать - далее в руках она взрывалась. За два года 9 похоронных процессий. Рыдания приехавших родителей...После каждого подрыва прибывала команда сапёров. Прочёсывали местность. Обезвреживали или правильно взрывали в яме. Конечно с мерами предосторожности.
Я иду в точно рассчитанном и безопасном удалении от места подрыва. Умом понимаю, до меня осколки не долетят. Раздается взрыв. Броском падаю, вжимаюсь
в землю. Свистят осколки. И всё же было в уме и теле напряжение.
 
Реклама
Свистят осколки.
Гдето 1959 --61, Армавир, лазали по окопам войны, собирали всё что там было,да, были кто остались без пальцев и пр. У меня без последствий. Мины носили выплавлять тол,отец задницу надрал так, что желание собирать остатки боеприпасов пропало. Да, было, жаль что это теперь повторяется.
 
Назад