Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Проба.В самом северном городе России.
Вот сразу видно: в приличном аэропорту на стоянке стоит приличный легкомоторный лайнер с очень приличным пилотом, который, в своё время от "души порезвился" на тяжёлых сверхзвуковых серьёзных кораблях..!
 
Красота... Небо сияет, воздух звенит!
Аж завидки берут!
Да, красота - это страшная сила..! Вот только никак не пойму, почему это так "немного" туристов любуются этой красотой..? Вполне могли бы уже строем ходить..!? Наверное, они "там за туманами, вечными пьяными"...
 
Москва. 31.03.77 года. Нашему шеф пилоту исполнилось 50 лет.
Держу в руках красивый, пригласительный билет - "Уважаемый Сергей Борисович Приглашаю Вас на товарищецкий ужин, который состоится 2 апреля 1977 года
в ресторане здания СЭВ в 16 час. 30 мин. Подпись В. Ильюшин
Ужин начался. Вступительное слово ведущего вечер Владимира Константиновича Коккинаки - вечер проведём в полной демократии , но при взаимной вежливости
вежливости. Приветственное слово генерального конструктора Е.А. Иванова. Иванов и Коккинаки на сцене. В зале два ряда перпендикулярно сцене. Левый ряд летный состав. Правый ряд конструктора. Рядом со мной почему-то посадили дочку нашего генерального. Весело. Музыка, танцы, закуски, знакомства. Неожиданно к нашему столу подходит высокий, стройный, симпатичный лётчик - "Сергей Борисович хочу с вами познакомиться. Вы ведь меня не знаете. Я Алесандр Комаров. Ваш
новый лётчик-испытатель. Я мечтаю попасть на корабельную тематику." Спрашиваю его - Сколько Вам лет? Он - 33 года. Вечер закончился. На обложке пригласитель-
ного билета рядом с автографом С.А.Микояна стоит автограф А.С. Комаров.
Ильюшин включил Комарова в группу будущих палубников. Александр Сергеевич Комаров пришёл к нам после окончания ШЛИ в 1971 году. 12.06.1972 года ему пришлось покинуть опытный Су-15 в режиме пикирования на Vприб=1000 км/час. Прелом обеих ног и перелом руки. Восстановился. Вернулся в строй. В 1981 году
в районе Белого Омута выполняет испытательный полёт на большой высоте на втором лётном экземпляре истребителя Т10С - 2 или Т10С-12 на скорости М=2.3.
Самолёт разрушается в диком вращении с забросами в продольном и боковом канале. Всё ОКБ на следующий день, в районе падения, шеренгой прочёсывает местность. Ищем обломки. Лётчика находит Володя Соловьев ( потом я с ним работал на Буране). Летчик плотно притянутый сидит в кресле около загородного
шоссе в 15 км от посёлка Тума недалеко от Касимова.. Голова у него продавлена каким то предметом. Кто то из местных мародёров успел снять с него ботинки. Кресло вышло из кабины проломив или пробив пол.Причину найти не удалось. Пришлось увеличивать прочность всего самолёта.
Лётчик-испытатель первого класса Александр Сергеевич Комаров трагически погиб сорок три года назад 23 декабря 1981 года. Жил в городе Жуковский.
Похоронен на Быхововском Кладбище. Награды - Орден Трудового Красного Знамени, медали.

23.12. 1981 год. Полёты по программе БУРАН. В воздухе самолёт Ил-18. Летающая лаборатория Института Электроавтоматика. На этой лаборатории проверяются
и отрабатываются алгоритмы системы ручного ,полуавтоматического и автоматического управления ОК БУРАН. Правое рабочее место оборудовано органеми управления и приборной доской БУРАНА. На левом кресле сидит Игорь Волк. На правом кресле пилотирует Римас Станкявичус. За креслом Станкявичучса сидит аэродинамик НПО МОЛНИЯ Виталий Карлин. Виталий рассказывает - "Вдруг видим, впереди нас падает черное кресло. Не вращается. положение сидя..."

Август месяц 1992 года. Москва. Бывший аэродром Ходынка. Сухие проводят какую то акцию. Раздают проспекты самолётов рекламные. Перехожу через ограждения и к бывшим своим коллегам. Вспомнили Комарова. Причину всё же выяснили. На числе M=2,3 самопроизвольный выпуск левого предкрылка.
Вот цена конструкторской ошибки. Точнее на мой взгляд это цена неопределённости знания проблемы...В процессе проектирования ошибки неизбежны.
Я в этом вопросе фаталист. Люди разрабатывающие предкрылки вскоре навсегда покинули СССР. Сначала в США, потом дальше.

Хотел написать это сообщение 23 декабря но память того... Временной сдвиг по фазе.
 
Последнее редактирование:
Даааа... Нет сегодня романтизму жизни в казарме, подъем, вечерних проверок, самоволок...
 
Сергей Борисович, не могу удержаться от вопросов. 1. Команда на выпуск могла пройти из-за изменения условий обтекания на сверхзвуке в районе датчика по углу атаки? 2. Правый и левый предкрылки могут выпускаться не синхронно друг с другом?
 
Где то 1972,Ставрополь, увольнение до утра, мчусь встречать Новый год,природа требует, частный сектор на улице стоят казаки ,местные жители с ружьями говорят, курсант, выстрели в честь Нового Года , выстрелил раз десять, из их ружья, налили стопку, дали закусить и благословили. Традиция у них была, пострелять в небо на новый год. К праздничному столу успел, чего нам всем желаю. С Наступающим Новым Годом.
 
Василич.., - не прибедняйся, никаких признаков рахита у тебя и сейчас нет.
Жаль, но есть.
Особенно а бане в профиль, а ещё к вину пристрасен.
Куда деваться? Только в самоутешение, но опять же
сколько не кричи "Халва! Халва!" во рту слаще не станет
 
1. Команды на выпуск не было. 2. Не могут.
За давностью лет детали забыл. При увеличении угла атаки подсасывющая сила на носке профиля оказалась выше расчетной и фиксаторы левого предкрылка раскрылись. Примерно так. Почему начала разрушаться носовая часть фюзеляжа не разгадали. Какой предмет проломил голову лётчика тоже не ясно.
 
И,безусловно,фото размещено на приличном форуме.
 
"Машины первые всегда чуть нервные". Двадцатого мая 1977 года в 6 часов утра Герой Советского Союза Заслуженный лётчик-испытатель В.С. Ильюшин выполнил первый полёт на первом опытном самолёте Т10-1. Цитирую лётчика- "Почти сразу же после взлёта я понял, что на таком самолёте я не летал ни разу. Он не был похож ни на один известный мне самолёт это было просто чудо... И это чудо свершилось! Все даже с земли увидели что он обладал невиданной ранее маневренностью я на глазах у всех легко уходил от сопровождающего меня самолёта и оказывался у него в хвосте а под конец полёта "загнул" вираж вокруг КДП." По результатам полёта
записано одно замечание- существенная аэродинамическая тряска в течении всего полёта. После следующих полётов выяснилоь, что после увеличения угла атаки больше 10-12 градусов начиналась сильная тряска . Слова шеф пилота -"Это всё равно что ехать на большой скорости по булыжной мостовой на телеге без рессор"
В течении года выполнили 34 полёта. Из них 27 полётов Ильюшин. Семь полётов выполнил Герой Советского Союза Заслуженный лётчик испытатель Евгений Степанович Соловьев (первый поднял в воздух самолёт Су-7б). На испытания выходит самолёт Т10-2. Ведущий лётчик Соловьёв. Основная цель испытаний на Т10-2 : определение характеристик устойчивости и управляемости и разгонных характеристик в диапазоне больших приборных скоростей, определение
аэродинамических нагрузок на агрегаты планера, отработка СДУ (сист. дистанционного управления рулями) с диференциально отклоняемым стабилизатором.
Шестого мая 1978 года первый полёт. На высоте от 1300 до 1750 метров выполнили первый полёт. Далее ещё шесть полётов. Отмечена сильная тряска. Сроки
поджимают. Седьмого июля 1978 года тринадцатый по счёту полёт. Полетное задание - высота 1000 метров. Приборная скорость 1000 км/час. Выполнить так называемый "импульс" с резким выходом на перегрузку Ny=3. Ручку на себя и мгновенно вернуть в начальное положение. Далее на счёт раз перегрузка плюс 6.
На счёт два перегрузка перегрузка минус 4. На счёт три перегрузка плюс 10 и резко на минус 4. Самолёт летит, но лётчика уже нет. Наше тело не выносит таких перегрузок...Самолёт попал в режим раскачки в продольном канале. Всё началось и закончилось в течении несколько десятых долей секунды. Я в этот день был
на больничном. Ребята звонят - "Самолёт целый, лежит на земле. В кабине отдельно лежит защитный шлем. Женя погиб"...Очередные тяжёлые похороны.
У ведущего инженера по лётным испытаниям на нервной почве пропало зрение. Но надо продолжать испытания. Помню мой тёзка Пилотяга удивлялся рискованным полётным заданиям у сухих...
 
Вечная память испытателям, которые ценой своих жизней сделали возможным появление таких самолетов в войсках... И опять вопрос: как после такой катастрофы самолет мог остаться целым? Словом "целый" обозначили, что он не взорвался и не развалился на мелкие части?
 
Последнее редактирование:
Вспомнил, как я тоже удивлялся. Не только взлетам с трамплина и посадкам с зацепом за трос. После посадок без зацепа, МиГ-29 после отрыва сразу же выполнял разворот с большим креном, проходя над нашей стоянкой. При желании можно было рассмотреть самого летчика в кабине, кроме ботинок, разумеется. В сравнении с нашими взлетами (когда разворот выполнялся после уборки шасси и механизации) впечатляло, конечно. В то время (конец 80-х) топлива ещё хватало на полеты, почему-то приходила мысль, что такие урезанные круги испытатели делали не для экономии топлива, а для демонстрации возможностей своего самолета. Не помню, чтобы "сухие" делали так...