Страницы истории ВВС СФ.
«29 декабря 1974 года (ровно 50 лет назад) на аэродроме Североморск-3 произошла катастрофа самолета Ту-16 из состава 987-го морского ракетоносного авиационного полка ВВС Северного флота, командир корабля - командир отряда капитан Николай Денисович КОРЕПАНОВ.
Ночью в сложных метеоусловиях экипаж выполнял перелёт с аэродрома Остров на аэродром Североморск-3. На удалении 210 км от АС Североморск-3, получив данные от РП об условиях посадки, экипаж приступил к снижению. В 15 ч 38 мин при выполнении 4-го разворота на удалении 18 км от аэродрома самолет столкнулся с сопкой, разрушился и сгорел.
Экипаж в составе:
командир корабля капитан Н.Д.Корепанов,
помощник командира корабля старший лейтенант А.Г.Кузнецов,
штурман корабля лейтенант Г. М. Федоров
второй штурман лейтенант С. В. Замахин,
воздушный стрелок-радист прапорщик А. Р. Казначеев,
КОУ прапорщик П. Е. Мелькин,
ст. техник корабля лейтенант т/с В. Б. Губанов (летел вместе с экипажем пассажиром) погиб.
Причиной катастрофы явилось снижение экипажа ниже заданной высоты полета на 420м из-за ошибки командира корабля в установке барометрического давления на высотомере ВД-20. Вместо 726,7 мм рт.ст. было установлено 756,7 мм рт.ст
По воспоминаниям командира экипажа вертолета Ми-8 830-го окплвп ВВС СФ Виктора Баранова:
«Я вылетел из ДС (дежурные силы) сразу же после падения, по тревоге. По указанию РП с Североморска-3 вышел в район падения и нашёл место относительно быстро, даже сквозь облака видно было зарево пожара. Сквозь заряды мы произвели посадку на сопке, где лежали останки самолёта. Кругом всё горело. Обследовав самолёт, точнее, что от него осталось, мы убедились, что все 7 членов экипажа погибли. С рассвета (с началом сумерек) приступили к эвакуации экипажа и другим работам, связанным с поиском средств объективного контроля. Туда пришли ГТСки с личным составом для работ. Командующий приказал, хоть граблями, но найдите все «черные ящики» и приборы.
Как позже выяснилось по приборам и «чёрным ящикам», на высотомере командира давление стояло на 30 мм отличное от аэродромного. А на остальных приборах у других членов экипажа установлено давление - от давления аэродрома взлёта до стандартного 760 мм рт.ст. для полёта по трассе. Облачность была 8 баллов, нижняя кромка 200 м, видимость 2–3 км, снег зарядами.
Самолёт упал плашмя на сопку. Видимо, в самый последний момент лётчики заметили, что идут ниже сопки и рванули штурвал на себя, но было поздно. Машина просела и ударилась плашмя. Погибли все. По «чёрному ящику» тангаж в момент столкновения был почти +45°.
Потом выяснилось, что экипаж к посадке не был готов, т.к. весь разговор шел о предстоящем праздновании Нового года (в техотсек загрузили и везли ёлки на Новый год) и свадьбе (правый лётчик должен был жениться на дочери командира корабля). Кстати, у правого на приборе стояло давление аэродрома вылёта…»