Важное, особенно в наше время, напоминание о героях Великой Отечественной войны.Страница истории ВВС КСФ
«14 января 1943 года (82 года назад) экипажи капитанов В.Киселева (ведущий) и А.Баштыркова (ведомый) из состава 24-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Северного флота на торпедоносцах "Хемпден" вылетели парой с аэродрома Ваенга-1 для атаки, обнаруженного разведкой, немецкого транспортного конвоя в районе порта Вардё.
При торпедной атаке самолет капитана Баштыркова получил значительные повреждения от зенитного огня с вражеских кораблей и с берега, но экипаж не свернул с боевого курса и потопил цель – крупный фашистский транспорт водоизмещением 7000 тонн.
Экипаж в составе капитана Баштыркова А.А., штурмана сержанта Гаврилова В.Н., воздушного стрелка-радиста старшины Кузьмина М.В. и воздушного стрелка краснофлотца Шпунтова Н.А. героически погиб, упав в море.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года А.Баштыркову и В.Гаврилову посмертно присвоено Звание Героев Советского Союза. Их имена навечно зачислены в списки одной из воинских частей ВВС СФ, а бюсты установлены на Аллее Героев в п.Сафоново Мурманской области в числе 53-х бюстов авиаторов-североморцев Героев Советского Союза.
Считается, что подвиг Андрея Баштыркова лег в основу сценария фильма «Торпедоносцы» киностудии Ленфильм (1983г), а сам лётчик послужил прообразом одного из главных героев кинокартины - старшего лейтенанта Александра Белоброва.»(с)
Но его формализм и не готовность (или неумение?) авторов выйти за рамки многократно повторенного ранее текста существенно снижает его эффективность в сражениях с умельцами выливать "ушаты исторической правды" (с) на эти же события.
В приведённой информации для меня лично ещё со времён чтения книг И.И. Пономарёва загадкой остаётся конкретно в этом многократно повторённом в разных источниках тексте (с незначительными вариациями) умолчание о награждении или о причинах обхода наградами стрелка-радиста и стрелка экипажа. Могу выдвигать разные предположения - от неаккуратности летописцев всех времён до формализма тогдашних политотдельцев - но сегодня пора бы уже исправить какую-то конкретную из этих причин.
Но есть и более серьёзные пробелы в борьбе с упомянутыми умельцами работы с исторической правдой.
В частности, наиболее медийно раскрученный из них с простой русской фамилией пионера-героя за последние несколько лет минимум дважды засветился в "освещении" работы североморских торпедоносцев в годы Великой Отечественной войны на почившем в бозе (?) ютьюбе, в т.ч. и комментируя эпизоды фильма "Торпедоносцы".
И так освещал, даже и помахивая какими-то документами, что не читавшим советские источники по этой теме и не жившим на Северах может остаться непонятными основания для получения лётчиками торпедоносной авиации лётных пайков.
Но при том, что упомянутый умелец уже давно не сходит с выбранного им боевого курса, непонятной остаётся медийная пассивность его вроде бы как бы существующих официальных оппонентов под официальными крыльями государства.
Имеется в виду необходимость ширококо привлечения аудитории за счёт выхода этими оппонентами за рамки многократно уже повторённых текстов и разбор "доводов" умельца не в академических монографиях, а на современных медийных площадках.
Одиночкам бороться с мастерами ушатов исторической правды на их родных площадках трудно.
Помню, как был забанен за реплику в ответ на упрёк умельца стране, что та не разработала в 1941-1945 г.г. нового торпедоносца на смену Ил-4. Каюсь, что в той реплике наряду со ссылками на трудное экономическое положение, сотрудничество с союзниками и большее значение на тот момент сухопутных фронтов добавил и цитату "В однобортном уже никто не воюет", снабдив её знаком вопроса. Но каюсь, смотрел много фильмов и читал много книг.