Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Преданья старины глубокой. К вопросу о якобы явном и безоговорочном преимуществе одного типа истребителя над другим. В своё время много сказок было
в открытой печати о том, как мы рвём в клочья воздушных супостатов. В том числе и о том, что Су-27 всегда бьёт Миг-29. Давайте говорить не общими словами, а
языком инженерного анализа. Смотрите таблицу.
ЦИФРОВАЯ ТАБЛИЦА
Пояснение. Су - коэффициент подъёмной силы. Сх - коэффициент сопротивления. Каэро - качество аэродинамическое. Каэр= Су/Cx . V=Vпр в км/час
Вместо графиков поляры самолётов представлены цифровой таблицей .
Цифры действительны в диапазоне приборных скоростей от 50 км/час до скорости 1440 км/час. У самолётов Су-27, МиГ-29 и F-15 одинаковая стартовая
тяговооружённость, одинаковая максимально допустимая перегрузка Ny= 9, одинаковые радиусы виражей.
Сy 1,5 1,25 1.00 0,75 0,5 0,25 0,125 0,0625 0,03225 0,01625 0,00806
Cу-27 Каэро 5,97 6,98 8,35 10,18 12,28 11,91 7,79 4,22 2,094 1,12 0,56
F-15 Каэро 5,39 6,32 7,59 9,33 14,44 11,504 8,57 4,206 2,09 0,99 0,56
МиГ-29 Каэро 8,42 10,99 11,50 13,90 13,55 13,29 8,045 4,26 2,23 1,12 0,565

Интересная получается картина. Явного и безоговорочного превосходства нет ни у одного игрока ни в СССР ни в США. Не самолёты, а близнецы братья. И так
было до меня, при мне и после меня. Правда справедливости ради надо добавить - Мы всегда начинали новые идеи после американцев.
Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:
И так.., между прочим.. сегодня 6 августа 2025-го года - знаменательная дата - 80 лет со дня первой в мире атомной бомбардировки американцами японского города Хиросимы..! Несмотря на то, что американцы позиционируют бомбардировку Хиросимы не как трагедию и преступление, а как военную необходимость (якобы).., тогда в один момент было убито около 200 тысяч японцев, в подавляющем большинстве мирных граждан и весь мир воспринимает этот жестокий акт американцев именно, как трагедию и преступление...
 
Последнее редактирование:
Трагические страницы ВВС КСФ….
«6 августа 1976 года (49 лет назад) на аэродроме Североморск-1 произошла катастрофа самолета Ту-142 из состава 76-го оплап дд ВВС Северного флота. Командир экипажа – кандидат на должность командира корабля военный летчик без класса ст.лейтенант В.М. ХАЗАГЕРОВ, инструктор - командир авиационной эскадрильи, военный летчик 1-го класса, майор В.Н. МОРОЗОВ.

Днём в простых метеоусловиях экипаж выполнял контрольно-вывозные полеты в районе аэродрома по программе подготовки командира корабля. Во втором полете после приземления самолета на скорости 280 км/ч винты 2-ой силовой установки с упора не снялись, что привело к возникновению дополнительного разворачивающего момента на пробеге вправо и, пробежав 740 метров по ВПП, самолет резко развернулся вправо и сошёл с полосы. Владимир Хазагеров в создавшейся обстановке действовал неграмотно, чем усложнил аварийную ситуацию. Инструктор майор Морозов поздно вмешался в управление самолетом и не смог предупредить уклонение.

Самолет, пробежав по грунту 450 метров, свалился в озеро в 91 метре от границы ВПП, разрушился и частично затонул на глубине 12 метров.

Руководитель полетами, разрешив посадку, за посадкой и пробегом не наблюдал, а при возникновении аварийной ситуации помощи экипажу не оказал.

Причина – неграмотные действия на посадке и позднее вмешательство инструктора в управление.

Шесть членов экипажа:
кандидат в командиры корабля – старший лейтенант В. М. Хазагеров,
кандидат в командиры корабля – капитан М.А. Басимов,
штурман корабля - капитан В.П. Попов,
штурман-оператор СПИУ - лейтенант И.И. Пидручный,
бортинженер - капитан П.В. Хавкунов,
бортрадист - прапорщик Ю.В. Сиротин погибли.

Инструктор командир АЭ майор В.Н. Морозов, 2-й штурман корабля ст. лейтенант А.М. Куничкин (находились в передней кабине), прапорщик Александр Константинов и капитан Борис Тишко (находились в корме) остались живы.»
 
Как вам удавалось в то время делать снимки в полете? Или запрет начался позже, на новой технике?
 
Курсантам можно что-то запретить? У нас запрещали, но я нашёл лазейку: редколлегия АЭ. Раз в месяц выпускал фотомонтаж жизни АЭ. Под этот шумок были и "внештатные" фотографы...)))
Снимки в воздухе никогда не выставляли на обозрение. Считалось грубым нарушением безопасности. Поначалу обрывали ремешки на часах, которые падали под кресло. Для техников гемор. Я их пересадил на правую руку, так и ношу до сих.
 
Последнее редактирование:

Тренажёры - это номенклатура эксплуатантов, понятно, что в ОКБ
их не держат. Мне просто интересно: фирмы, где их проектировали
и производили, никак не могли не взаимодействовать с ОКБ или на
худой конец с авиазаводом.
А ещё доработки, модификации самолётов - и в итоге тренажёрам
тоже необходима модернизация, в согласовании с ОКБ наверное.
 
Последнее редактирование:
В принципе запрет был на взятие в кабину посторонних предметов. Тяги рулевые были почти открытые и даже оборванная пуговица могла испортить "настроение". Когда фотографировали на земле, почти не "гоняли", можно было сослаться на оформление каких либо стендов, наглядной агитации. Ну а в воздухе... (lopast56 сказал "Курсантам можно что-то запретить?"). Ситуация была - " Все всё знали, но никто ничего не говорил". Предпосылок не было. Ну, а фотографу, придерживаться принципа - не наглеть и не афишировать свои достижения. Собственно фото в воздухе носили "сезонный" характер, когда осваивали полёты в составе пар. Снимали только из спарок. На фото выше "классическая" ситуация. Боевых не хватало при полётах парами, поэтому ведущий(инструктор) летал на УТИ МиГ-15, за пассажира мог лететь кто-то из курсантов, вот ему и доверяли съёмку. На фото видно что съёмка из кабины УТИ - характерный подвесной бак, два аэродинамических гребня и стреловидность крыла. У меня был "шпионский" фотоаппарат "Киев-Вега". Фото до 13х9 см весьма не плохо получались, узнаваемы. Вот он частенько сдавался в "аренду".

а это сфоткал себя самого, любимого, в полёте..
 
Последнее редактирование:
Молодость, желание что либо снять, отчет для друзей, потом в какой нибудь в коптерке проявить, напечатать и показывать своим, эх молодость, хорошо что память осталась на этих фото
 
потом в какой нибудь в коптерке проявить, напечатать
Вспоминается анекдотичный случай..
В период запретов на использование фототехники в полетах, в Кузнецке, идет специально обученный в особом отделе и видит картинку - на окнах казармы глянцуются наклеенные на стекло фотографии. И смотрят они как раз на дорожку мимо казармы!
Особист от наглости аж дар речи потерял!..
Но, обошлось..
 
Последнее редактирование:
в особом отделе и
Курсантом даже не знал о их присутствии а вот позже пришлось повстречаться -как у вас в коллективе, в окружении? Плавно уходил от сотрудничества. С нашего выпуска несколько человек, будучи офицерами, пошли в эту систему. Как пример, один летчик -оператор Як-28п честно сказал, надоело, и ушел в эту систему, выучил языки, фарси, был востребован и после Афгана. Ему хотелось движения вперед и он этого добился. У всех своя служба и жизнь.
 
Особист от наглости аж дар речи потерял!..
У нас при переучивании на МиГ-31 особисты "разгулялись" что заставили в лётной книжке тип самолёта писать "Изд01". И что Изд01 может быть самолёт Ан-2, соответственно и расчёт пенсии на до звуке им по фигу. Но хорошо приехал большой начальник из "чекистов", выходец из авиации и всё поставил на место.
Не смотря на ограничения при съёмках в то время, всё равно занимались этим. И это уже в зрелом возрасте и должностях. Но куда пацанство денешь? У меня сохранилась кинозапись в полёте, правда качество не очень, при проявке плёнка слиплась, а фото получились приемлемые. Фото порядка 82-го года.
 
а фото получились приемлемые.
В подобных снимках накручивал на объектив фильтры (был целый комплект) которые выделяли облака, от ласковых до грозовых..
Кино снимал на камеру тоже.. Кое-что заинтересовало корреспондента (кто-то заложил),он нашел меня и просмотрели запасы.
Что-то даже взял в дело
 
Генеральный конструктор П.О. Сухой создал в ОКБ отдел эксплуатации самолётов №50. Все вопросы и замечания от строевых полков решались этим отделом.
Предполагаю, что создатели и изготовители серийных тренажёров согласовывали ТТЗ на тренажёр с отделом №50. Кстати, по корабельной тематике отдел №50
сразу выделил ведущего инженера эксплуатационника Хейфеца . Первый раз, в Невское - Проектно - Конструкторское- Бюро, я поехал вместе с ним. Так было в
моё время.
 
Последнее редактирование:
Сильно, память должна быть. Есть что показать внукам
 
Валерий Иосифович. Аналогично и в Талагах. Переучивались на "ИЗД 01",и никаких там вам МИГ-31.Только допуск на переучивание по форме №хх ,правда в центре на это ноль внимания,конспекты по самолету,двигателю,ЭО.АО,Р и РНО привез в Талаги. И конечно фотографии. Был допущен для фото в полку один только начальник группы МОК,правда у нас в ТЭЧ допуск получил начальник ТЭЧ.его зам и я.Дело в том что было ГРОЗНОЕ УКАЗАНИЕ нашего ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА --все что связано с УПРАВЛЕНИЕМ САМОЛЕТА и ДВИГАТЕЛЯ при монтаже должно было быть ЗАПЕЧЕТЛЕНО НА ФОТО.Хранили это дело от регламента до следующего регламента в секретке нашей ТЭЧ,несколько раз делал фото установленных РАУ и тендеров тросовой проводки.
А насчет"чекистов" то из нашей ТЭЧ ушел лейтенант -ЭЛЕКТРИК,учился в их школе,а потом мы с ним встретились в Амдерме,он был в полку.И оказал как бы помощь когда упал борт.Дал возможность просмотреть формуляр двигателя-- это было после заводской доработки,и перед вылетом движок еще раз проверили на форсаже,и инженер убедился что эту газовку записали по всем параметрам.Хотя как всегда вся документация после ЧП арестовывалась.
 
Знаменательная дата 6 августа 1986 года.Однодневные учения и печальный результат. Полк остался без 6 катапультных кресел К-36 дм серии 2."Маленький пожарчик" в нашей ТЭЧ,благо хоть самолеты не сгорели,а их было порядка 5 штук на стоянке ТЭЧ.Потом для восстановления по союзу кресла искали.
 
после ЧП арестовывалась.
Да и это было, приходилось все собирать и, честно говоря, делать фото монтаж. В то время каждый иап обслуживался радио техническим батальоном., кроме обсрто, это штатная структура аэродрома, Представьте себе экран с радиусом 300 км, экран 37см, потом 45и и это, тогда были на экране только эхо сигналы, наносились трассы, маршруты и так работали, вот так и наводили такая. работа. Пример, навожу ,упр Су -9 перехват в статосфере, цель Н 19000,перехватчик 500 ниже, оба на форсаже. Ошибка
при наведении на 3км д пуска 5 км. Не зачет, топлива нет на повторную атаку Сидели с летчиками на предварительной, и отрабатывали каждый этап полет
Знали друг друга по голосам, от кого что можно ожидать. Было время!!




работа