Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Преданья старины глубокой. К вопросу о якобы явном и безоговорочном преимуществе одного типа истребителя над другим. В своё время много сказок было
в открытой печати о том, как мы рвём в клочья воздушных супостатов. В том числе и о том, что Су-27 всегда бьёт Миг-29. Давайте говорить не общими словами, а
языком инженерного анализа. Смотрите таблицу.
ЦИФРОВАЯ ТАБЛИЦА
Пояснение. Су - коэффициент подъёмной силы. Сх - коэффициент сопротивления. Каэро - качество аэродинамическое. Каэр= Су/Cx . V=Vпр в км/час
Вместо графиков поляры самолётов представлены цифровой таблицей .
Цифры действительны в диапазоне приборных скоростей от 50 км/час до скорости 1440 км/час. У самолётов Су-27, МиГ-29 и F-15 одинаковая стартовая
тяговооружённость, одинаковая максимально допустимая перегрузка Ny= 9, одинаковые радиусы виражей.
Сy 1,5 1,25 1.00 0,75 0,5 0,25 0,125 0,0625 0,03225 0,01625 0,00806
Cу-27 Каэро 5,97 6,98 8,35 10,18 12,28 11,91 7,79 4,22 2,094 1,12 0,56
F-15 Каэро 5,39 6,32 7,59 9,33 14,44 11,504 8,57 4,206 2,09 0,99 0,56
МиГ-29 Каэро 8,42 10,99 11,50 13,90 13,55 13,29 8,045 4,26 2,23 1,12 0,565

Интересная получается картина. Явного и безоговорочного превосходства нет ни у одного игрока ни в СССР ни в США. Не самолёты, а близнецы братья. И так
было до меня, при мне и после меня. Правда справедливости ради надо добавить - Мы всегда начинали новые идеи после американцев.
Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:
Реклама
И так.., между прочим.. сегодня 6 августа 2025-го года - знаменательная дата - 80 лет со дня первой в мире атомной бомбардировки американцами японского города Хиросимы..! Несмотря на то, что американцы позиционируют бомбардировку Хиросимы не как трагедию и преступление, а как военную необходимость (якобы).., тогда в один момент было убито около 200 тысяч японцев, в подавляющем большинстве мирных граждан и весь мир воспринимает этот жестокий акт американцев именно, как трагедию и преступление...
 
Последнее редактирование:
Трагические страницы ВВС КСФ….
«6 августа 1976 года (49 лет назад) на аэродроме Североморск-1 произошла катастрофа самолета Ту-142 из состава 76-го оплап дд ВВС Северного флота. Командир экипажа – кандидат на должность командира корабля военный летчик без класса ст.лейтенант В.М. ХАЗАГЕРОВ, инструктор - командир авиационной эскадрильи, военный летчик 1-го класса, майор В.Н. МОРОЗОВ.

Днём в простых метеоусловиях экипаж выполнял контрольно-вывозные полеты в районе аэродрома по программе подготовки командира корабля. Во втором полете после приземления самолета на скорости 280 км/ч винты 2-ой силовой установки с упора не снялись, что привело к возникновению дополнительного разворачивающего момента на пробеге вправо и, пробежав 740 метров по ВПП, самолет резко развернулся вправо и сошёл с полосы. Владимир Хазагеров в создавшейся обстановке действовал неграмотно, чем усложнил аварийную ситуацию. Инструктор майор Морозов поздно вмешался в управление самолетом и не смог предупредить уклонение.

Самолет, пробежав по грунту 450 метров, свалился в озеро в 91 метре от границы ВПП, разрушился и частично затонул на глубине 12 метров.

Руководитель полетами, разрешив посадку, за посадкой и пробегом не наблюдал, а при возникновении аварийной ситуации помощи экипажу не оказал.

Причина – неграмотные действия на посадке и позднее вмешательство инструктора в управление.

Шесть членов экипажа:
кандидат в командиры корабля – старший лейтенант В. М. Хазагеров,
кандидат в командиры корабля – капитан М.А. Басимов,
штурман корабля - капитан В.П. Попов,
штурман-оператор СПИУ - лейтенант И.И. Пидручный,
бортинженер - капитан П.В. Хавкунов,
бортрадист - прапорщик Ю.В. Сиротин погибли.

Инструктор командир АЭ майор В.Н. Морозов, 2-й штурман корабля ст. лейтенант А.М. Куничкин (находились в передней кабине), прапорщик Александр Константинов и капитан Борис Тишко (находились в корме) остались живы.»
 
Артём Иванович Микоян - 5 августа 120 лет со дня рождения.
В небе Майкопа произведения "искусства" Микояна, "рулят" курсанты (1970-71г)...
Как вам удавалось в то время делать снимки в полете? Или запрет начался позже, на новой технике?
 
Как вам удавалось в то время делать снимки в полете? Или запрет начался позже, на новой технике?
Курсантам можно что-то запретить? У нас запрещали, но я нашёл лазейку: редколлегия АЭ. Раз в месяц выпускал фотомонтаж жизни АЭ. Под этот шумок были и "внештатные" фотографы...)))
Снимки в воздухе никогда не выставляли на обозрение. Считалось грубым нарушением безопасности. Поначалу обрывали ремешки на часах, которые падали под кресло. Для техников гемор. Я их пересадил на правую руку, так и ношу до сих.
 
Последнее редактирование:
Тренажёры для серийных машин мы не держали.
Кто их разрабатывал и изготавливал не помню

Тренажёры - это номенклатура эксплуатантов, понятно, что в ОКБ
их не держат. Мне просто интересно: фирмы, где их проектировали
и производили, никак не могли не взаимодействовать с ОКБ или на
худой конец с авиазаводом.
А ещё доработки, модификации самолётов - и в итоге тренажёрам
тоже необходима модернизация, в согласовании с ОКБ наверное.
 
Последнее редактирование:

Как вам удавалось в то время делать снимки в полете? Или запрет начался позже, на новой технике?​

В принципе запрет был на взятие в кабину посторонних предметов. Тяги рулевые были почти открытые и даже оборванная пуговица могла испортить "настроение". Когда фотографировали на земле, почти не "гоняли", можно было сослаться на оформление каких либо стендов, наглядной агитации. Ну а в воздухе... (lopast56 сказал "Курсантам можно что-то запретить?"). Ситуация была - " Все всё знали, но никто ничего не говорил". Предпосылок не было. Ну, а фотографу, придерживаться принципа - не наглеть и не афишировать свои достижения. Собственно фото в воздухе носили "сезонный" характер, когда осваивали полёты в составе пар. Снимали только из спарок. На фото выше "классическая" ситуация. Боевых не хватало при полётах парами, поэтому ведущий(инструктор) летал на УТИ МиГ-15, за пассажира мог лететь кто-то из курсантов, вот ему и доверяли съёмку. На фото видно что съёмка из кабины УТИ - характерный подвесной бак, два аэродинамических гребня и стреловидность крыла. У меня был "шпионский" фотоаппарат "Киев-Вега". Фото до 13х9 см весьма не плохо получались, узнаваемы. Вот он частенько сдавался в "аренду".

а это сфоткал себя самого, любимого, в полёте..
 
Последнее редактирование:
В принципе запрет был на взятие в кабину посторонних предметов. Тяги рулевые были почти открытые и даже оборванная пуговица могла испортить "настроение". Когда фотографировали на земле, почти не "гоняли", можно было сослаться на оформление каких либо стендов, наглядной агитации. Ну а в воздухе... (lopast56 сказал "Курсантам можно что-то запретить?"). Ситуация была - " Все всё знали, но никто ничего не говорил". Предпосылок не было. Ну, а фотографу, придерживаться принципа - не наглеть и не афишировать свои достижения. Собственно фото в воздухе носили "сезонный" характер, когда осваивали полёты в составе пар. Снимали только из спарок. На фото выше "классическая" ситуация. Боевых не хватало при полётах парами, поэтому ведущий(инструктор) летал на УТИ МиГ-15, за пассажира мог лететь кто-то из курсантов, вот ему и доверяли съёмку. На фото видно что съёмка из кабины УТИ - характерный подвесной бак, два аэродинамических гребня и стреловидность крыла. У меня был "шпионский" фотоаппарат "Киев-Вега". Фото до 13х9 см весьма не плохо получались, узнаваемы. Вот он частенько сдавался в "аренду".

а это сфоткал себя самого любимого в полёте..
Молодость, желание что либо снять, отчет для друзей, потом в какой нибудь в коптерке проявить, напечатать и показывать своим, эх молодость, хорошо что память осталась на этих фото
 
потом в какой нибудь в коптерке проявить, напечатать
Вспоминается анекдотичный случай..
В период запретов на использование фототехники в полетах, в Кузнецке, идет специально обученный в особом отделе и видит картинку - на окнах казармы глянцуются наклеенные на стекло фотографии. И смотрят они как раз на дорожку мимо казармы!
Особист от наглости аж дар речи потерял!..
Но, обошлось..
 
Последнее редактирование:
Реклама
в особом отделе и
Курсантом даже не знал о их присутствии а вот позже пришлось повстречаться -как у вас в коллективе, в окружении? Плавно уходил от сотрудничества. С нашего выпуска несколько человек, будучи офицерами, пошли в эту систему. Как пример, один летчик -оператор Як-28п честно сказал, надоело, и ушел в эту систему, выучил языки, фарси, был востребован и после Афгана. Ему хотелось движения вперед и он этого добился. У всех своя служба и жизнь.
 
Особист от наглости аж дар речи потерял!..
У нас при переучивании на МиГ-31 особисты "разгулялись" что заставили в лётной книжке тип самолёта писать "Изд01". И что Изд01 может быть самолёт Ан-2, соответственно и расчёт пенсии на до звуке им по фигу. Но хорошо приехал большой начальник из "чекистов", выходец из авиации и всё поставил на место.
Не смотря на ограничения при съёмках в то время, всё равно занимались этим. И это уже в зрелом возрасте и должностях. Но куда пацанство денешь? У меня сохранилась кинозапись в полёте, правда качество не очень, при проявке плёнка слиплась, а фото получились приемлемые. Фото порядка 82-го года.
 
а фото получились приемлемые.
В подобных снимках накручивал на объектив фильтры (был целый комплект) которые выделяли облака, от ласковых до грозовых..
Кино снимал на камеру тоже.. Кое-что заинтересовало корреспондента (кто-то заложил),он нашел меня и просмотрели запасы.
Что-то даже взял в дело
 
Тренажёры - это номенклатура эксплуатантов, понятно, что в ОКБ
их не держат. Мне просто интересно: фирмы, где их проектировали
и производили, никак не могли не взаимодействовать с ОКБ или на
худой конец с авиазаводом.
А ещё доработки, модификации самолётов - и в итоге тренажёрам
тоже необходима модернизация, в согласовании с ОКБ наверное.
Генеральный конструктор П.О. Сухой создал в ОКБ отдел эксплуатации самолётов №50. Все вопросы и замечания от строевых полков решались этим отделом.
Предполагаю, что создатели и изготовители серийных тренажёров согласовывали ТТЗ на тренажёр с отделом №50. Кстати, по корабельной тематике отдел №50
сразу выделил ведущего инженера эксплуатационника Хейфеца . Первый раз, в Невское - Проектно - Конструкторское- Бюро, я поехал вместе с ним. Так было в
моё время.
 
Последнее редактирование:
У нас при переучивании на МиГ-31 особисты "разгулялись" что заставили в лётной книжке тип самолёта писать "Изд01". И что Изд01 может быть самолёт Ан-2, соответственно и расчёт пенсии на до звуке им по фигу. Но хорошо приехал большой начальник из "чекистов", выходец из авиации и всё поставил на место.
Не смотря на ограничения при съёмках в то время, всё равно занимались этим. И это уже в зрелом возрасте и должностях. Но куда пацанство денешь? У меня сохранилась кинозапись в полёте, правда качество не очень, при проявке плёнка слиплась, а фото получились приемлемые. Фото порядка 82-го года.
Сильно, память должна быть. Есть что показать внукам👍😜
 
Назад