МИ-14:
Мне посчастливилось пролететь пол-России на вертолёте МИ-8 и с высоты птичьего полёта увидеть нашу Русь. Увидеть настоящую тайгу, БАМ, Байкал, реки-исполины, города, посетить многие гарнизоны и так называемые помойки и быть участником некоторых весёлых историй. Таких перегонок было несколько. С Сахалина в Новосибирск и обратно. Летали одним вертолётом и в составе трех бортов. Время и география историй не в строгой последовательности, произвольно.
Рано или поздно, но приходит срок и для ремонта авиатехники, капитального ремонта. На Дальнем Востоке есть завод в одном городе Приморского края, но нас почему-то погнали в Новосибирск, на запад. Самое интересное ,что с этого самого запада вертолёты гонят на ремонт на восток, в Приморье. Мы пересекались со встречными экипажами и вместе недоумевали сидя над картами, полётными картами. Наверное нам давали практику в самолёто-(вертолёто)вождениях, ну и налёт, всё таки почти пять тысяч километров, да со скоростью 200 км/ч.
Ещё может возникнуть один непонятный момент, как в составе экипажа МИ-8,где по штату три человека появился я. С этим проще. После ряда залётов в воздушное пространство дружественного Китая (ребятами с запада), руководство МА приняло решение разбавлять экипаж чистым, не в смысле гигиены, а в смысле диплома, штурманом и не ниже 1-го класса. На счёт класса тоже не с бухты-барахты решили. Чтоб после 'визита' к друзьям на век', а такое не исключали, после снижения в классности специалист мог бы получать деньги за 2-ой класс, заботились.
В общем, я соответствовал означенному резюме и влился к транспортникам в их тесный коллектив.
НЕРЧИНСК.
Час назад мы вылетели из Могочи, ничем этот городок не отличается от других внешне, всё заброшено, на первых и пятых этажах никто не живёт, у жилых домов стоянки вертолётов МИ-6. Ничем бы не отличался, если бы не одно но. Ещё год назад здесь стояла бригада ВДВ, кипела жизнь, десантники били морды местным 'женихам' и в гарнизоне не закрывали квартиры. Но случился казус. По распределению в бригаду попал служить лейтенант Грачёв, да сын министра обороны Павла Грачёва. Он переносил тяготы и лишения ровно год, затем его перевели на запад в Улан-Удэ, а вместе с ним и всю бригаду. Говорят, комбриг подсчитал, сколько у него должен прослужить сын министра, чтобы бригада 'пустила корни' в районе Калининграда, откуда сам был родом.
На взлёте немного 'прокатились' по спинам дачников, наш командир любит пошутить, попугать. В МА он пришёл из армейской авиации, прямиком из Афганистана (о котором говорил очень редко), кавалер боевых орденов, ему обычные полёты не доставляли удовлетворения, необходимо действие, а не просто пилотирование. Ну, для этого у него был я. Все перелёты я выполнял с рабочего места правого лётчика, вот он и учил меня пилотированию со всякими вводными, но об этом после. Правак и бортач в салоне готовили еду, играли в карты, наклеивали этикетки на консервные банки, в общем жили своей насышеной жизнью.
Внизу видны огромные конусы с вершиной глубоко под землёй, это урановые рудники. Нерчинск и остался городом каторжан. Деревянные тротуары, зэки с бирками на груди, вертолётный полк и краеведческий музей, мы о нём ещё вспомним.
Садимся, заруливаем, выключились. Мы с командиром идем на КДП, 'салон' остаётся на хозяйстве- ТЗ подошло, местные. Сегодня пятница и значит в лучшем случае улетим в понедельник. Дали заявку, возвращаемся. У вертолёта оживление, народ создал подобие очереди, волнуется и обсуждает чью-то принципиальность. Подходим, точно торговля идёт полным ходом. Надо заметить. Что в салоне у нас, кроме борттехника и правого лётчика летели три бочки с рыбой, бочонок с икрой и ящики с различными консервами на которые и наклеивались этикетки. Этот не хитрый набор давал возможность лететь. Чековые требования на топливо мало кого интересовали, если они не подкреплялись чем-то морским и съедобным. В заявке ведь есть все данные : принадлежность ВС-ВМФ, АРВ- Корсаков, значит морепродукты есть.
Наши потихоньку продают, цена всех устраивает, народ доволен- деликатесов по таким ценам у них нет, их вообще нет деликатесов. И опять что-то о принципиальности. Оказывается в наше отсутствие мимо проезжало начальство и увидев очередь поинтересовалось в чём собственно. Хоть и начальство, а рыбы охота, вот и решили купить по льготной цене и без очереди. Но на нашего правого лётчика чины и регалии производят впечатление никакое, он из края не пуганых лётчиков. Надо отметить, что один факт из его биографии роднит его с киногероем фильма 'Ирония судьбы или с…',только он улетел летом, и из Самары в Минск, хотя ехал брать билеты семье в Южно-Сахалинск. Немного выпил, бывает.
Так что он предложил НШ АП, замполиту АП и командиру АП стать в очередь, а о льготной цене высказался прямо. Они обиделись, уехали пообещав всего доброго. Не красиво получилось, а виной всему канистры, о наличии которых я ещё не упомянул, а одна из них была уже открыта. Есть философский закон о спиральном развитии событий- УАЗик возвращался. Это для подчинённых они начальники, а дома мужья. И когда жена командира увидела, что весь городок идёт с рыбалки с хорошим уловом, естественно спросила что поймал он.
Подъехали. В разговор вступил наш командир и всё наладилось. Льготная цена- хороший номер в гостинице; допуск к бочке и выбор товара- машина к гостинице и т.д. Расстались довольные друг другом. А наши орлы что-то горячо обсуждали с их замполитом. Через полчаса подъехала санитарка, солдатики загрузили бочки и наши с замполитом уехали. Сказали на дело.
Как и было договорено, нас довезли, разместили. А деловых то нет. Вышли в город, а с нами все здороваются, народ поел рыбы и стал добрее. И подсказали где найти остальных членов экипажа. В: краеведческом музее. Мы ожидали всего, но не такого падения нравов. Как глубоко мы заблуждались. Напомню, что город каторжан и ссыльных революционеров, вот этому и посвящалась вся экспозиция музея. В одной из экспозиций показывалось как жили ссыльные революционеры: радио, кровать, комодик, шкафчик, стол , стулья и это всё огорожено ленточкой- не заходить и руками не трогать. Лёгкий сумрак и редкие посетители. Готовы? На столе стоит початая бутылка коньяку, стаканы, открытая банка с крабами и хлеб, а за столом сидят бортач и правак, который ещё и курит используя под пепельницу какую то хозяйственную утварь революционера. Смотрительницы сидят тихо в уголке, едят крабовую консерву и просят не мешать офицерам представлять себя на месте ссыльных.
Они обмывали удачную сделку, а от местного замполита смогли укрыться только здесь, в других питейных заведениях он их находил!
Мы не стали им мешать, тяпница только начиналась.
А ещё в местном полку мы встретили нашего сослуживца, командира звена, он перевёлся ближе к дому. Через полгода он был уже командиром эскадрильи, назначили не смотря на то что из моряков, это я к тому что знай наших, форму он тоже не сменил на зелёную.
Далее была Чита.