Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
ПИЛОТЯГЕ.
Сергей Борисович, очень рад, что ты гостишь у сына Бориса. Обоим Вам желаю здоровья. и
Борису отличных посадок на всех аэродромах Мира, при мирном небе. Имею к Вам вопрос.
Дело в том, что у нас уже 2 месяца ужасная Погода. То морозы до 19 градусов, то дождь
со снегом и всё время туман. Хожу гулять, а самолёты летают. Недавно спросил у В.Н.Абрамова
- как они летают? Он ответил, что ещё лет 25 назад, он в Риге садился на "Боинге" и "Арбузе"
на автопилоте, в автоматическом режиме. Не успел спросить , а есть РД в автомате? Или,
как всегда, впереди машина с надписью "Феллоу ту ми". Часто ли Борис Сергеевич садился при помощи автоматики.??? И на всех ли аэродромах, теперь, есть эта система?
 
Реклама
Для Анатолия Ильича. Тройка цитат из книги Б.А. Орлова "Записки лётчика - испытателя ". "Контрольный полёт. Где--то в первой половине февраля 1972 г. меня
вызвал начальник ОЛИ К.К. Васильченко и сказал, что нужно лететь в Сирию. Там на Миг-21 стали разваливаться диски первой ступени компрессора двигателя
произошло уже три таких случая, причём погиб один лётчик и сирийцы просили разобраться в этом деле...Я естественно по арабски ни в зуб ногой , но в полёте
мы друг-друга как-то понимали и даже могли договориться . Начался наш полёт с того, что мой Абдель сразу после взлёта, не успев убрать шасси, плавно потянул
на полупетлю. Самолёт не очень охотно шёл вверх ,заметно теряя скорость. На высоте около 1000м мы наконец легли на спину; стрелка приборной скорости упол-
завшая влево до 150 км/ч потихонько пошла вправо. Но самолёт спокойно летел ,не трясся ,не выворачивался, лётчик уверенно контролировал машину. Набрав
нужную скорость он перевернул машину в обычное положение и мы пошли в пилотажную зону. Что бы лётчик ни делал: виражи на скорости 230-240 км/ч, зависания
до нулевой скорости, энергичный манёвр типа "хай джи ролл" (бочка с высокой перегрузкой) - всё время ощущалась его мгновенная реакция на поведение самолёта
движения рулями были точными и энергичными,
координированными, особенно была заметна энергичная и чёткая работа ног , почти не применяемая в практике
наших обычных строевых лётчиков...В испытательных полётах мы делали тоже самое, но мы- то были-испытателями, лётчиками особой квалификации и со специальной подготовкой, а тут обычный военный лётчик..."

Таким манёвром сирийцы сбрасывали с хвоста Миражи.

Упомянутый выше К.К. Васильченко с середины 1985 года был назначен начальником ЛИИ МАП.

Кстати, удлинение крыла - размах крыла в квадрате поделённый на площадь крыла . Греческую букву лямда искать не буду. Лямда МиГ-21=2.22 , Лямда БТС=2.15,
Лямда Мираж=1.93. Крылья малого удлинения. Взлетный вес в наших полетах бывал под 90 тонн.
 
Не успел спросить , а есть РД в автомате?
Приветствую своего однополчанина и старшего товарища по ТУ-22 Геннадия Васильевича..! Первый вопрос я понял так: Гена спрашивает, - есть руление по РД (рулёжной дорожке) в автомате..? На этот счёт могу только сказать, что уже как не мало присутствующий в кабине А-330 и А-320, что такого не видел ни разу и думаю, что этого в обычных полётах ГВФ нет. Но машина - рейдер (с надписью - "следуйте за мной") появляется крайне редко, видимо, только тогда, когда пилоты не знают кроки и схему аэродрома, на который прилетели, и только по просьбе КК...
Недавно спросил у В.Н.Абрамова
- как они летают? Он ответил, что ещё лет 25 назад,
Да, у нынешних Эйрбасов и Боингов эта функция есть и они реально могут выполнить посадку в автомате... Но только далеко не все пилоты решаются настолько полностью довериться автоматике. Борис говорит, что лично он так не садился... И добавлю, что система автоматической посадки есть далеко не на всех аэродромах...
 
каким-то образом она отличает ИПЛ от нашей. Теперь сомнения берут.
И правильно. Нет у них своих,что захватила,то и атакует.
И ракетой она не летит к месту парашютирования,ибо не имеет двигателя для полётов по небу,тока под водой винт крутит. Приводнилась и на заданной штурманом глубине начинает циркуляцию,при захвате цели врубает вторую скорость и догоняет.
Есть такаая абривира АПР,типа Орёл,Ястреб,ракетами назвали из- за большой скорости атаки ,выше 100 км/ч. Но по воздуху она не летала. Ещё мы пользовали УМГТ, с водомётным двигателем,там скорость тоже за 100 км/ч.
Нам даже о местах и маршрутах своих лодок не говорили,сие тайна. Знаю случаи,когда Ил-38 "цепляли" наши РПК СН при выходе на боевое дежурство. Их прикрывали разные наземные паромходы. Шли они через пролив Лаперуза и далее через Курильские проливы в Тихий океан. А суть в том,что по договоренности с Японией проход Лаперузы только в надводном положении. Вот и хитрили. После обнаружения РПК СН возвращали на базу и готовили новый выход. А экипаж почему то драли)) На каждом флоте свои хитрости, северяне тоже мудрили с проходом рубежа Нордкап- Медвежий. Выход лодки ,это своего рода СВО))
ДмитрБорисыч поболее знает об этих хитростях.
 
Выход лодки ,это своего рода СВО))
ДмитрБорисыч поболее знает об этих хитростях.
Всё правильно. Но рассказывать не берусь, ибо скрытность - основное тактическое свойство лодки :) .
 
В дополнение - в Галифаксе удалось посетить канадскую дизельную лодку, типа "Оберон", кажется рассказывал уже. На мой вопрос, были ли они у нас на Севере, получил утвердительный ответ. А на вопрос о контактах слегка уклонился командир, но сказал, что были контакты, мало.
Тогда я ему - а ваши говорят, что мы ревущие коровы и они нас прямо почти пасут во время плавания.
Он своих обругал, болтуны мол. И добавил, что советские лодки очень малошумные, скрытные и единственный противник в Мировом океане.
Подарил я ему фото одной нашей лодки на Северном полюсе, он взял с благовением, стали они её рассматривать с причитаниями, восхищёнными. Очень был доволен.
 
А что за история невероятная с нашими подлодками, отправленными к Кубе во времена карибского кризиса?
Как рассказывают участники тех событий, вся схема этого похода была заточена под атомные лодки, а отправили туда дизельные, которые вынуждены были всплыть для подзарядки своих батарей на виду у американских кораблей.
Причем, чуть ли не на самом верху до последнего были уверены, что лодки атомные и сильно гневались, что командиры лодок задачи свои не выполнили...
...
Неужели так могло быть - или тут что-то не то?
 
Есть такаая абривира АПР,типа Орёл,Ястреб,ракетами назвали из- за большой скорости атаки ,выше 100 км/ч.
Уточняю - ракеты, потому что в этих АПР (авиационная противолодочная ракета)
в качестве двигателя используется ракетный двигатель твёрдого топлива (РДТТ) и,
как следствие высокая скорость движения.
Первой авиационной АПР (мы ее изучали в училище)
была АПР-1 («Кондор») с РДТТ (применялась с Ил-38 и Ту-142)
АПР-2, изд. 301 или «Ястреб».
АПР-3, «Орёл».
УМГТ, изд. 297 - универсальная малогабаритная торпеда.
Первые Ми-14пл, которые мы принимали на КВЗ
могли применять только торпеды АТ-1м и ВТТ-1.
В начале 80-х вертолеты были доработаны под УМГТ-1 и АПР-2.
 
Последнее редактирование:
Вот если бы лодок в море-океане было одномоментно единиц 500-1000, то да, вероятность их обнаружения была бы выше.
В 80-х годах на ЧФ произошел уникальный случай. Начинаются учения по поиску пл, по тревоге взлетает дежурный Ми-14пл 872 оплвп, выходит в район
поиска и на первом же зависании обнаруживает лодку. Вот такая теория вероятности.
 
Реклама
В 80-х годах на ЧФ произошел уникальный случай. Начинаются учения по поиску пл, по тревоге взлетает дежурный Ми-14пл 872 оплвп, выходит в район
поиска и на первом же зависании обнаруживает лодку. Вот такая теория вероятности.
Бывает. Да и район поиска возможно был маловат.

Поиск лодок даже в надводном положении - дело почти случая.
Году в 1985 в полигоне Баренцева моря должны были встретиться две лодки 17 дпл проекта 627А для учения. Одна из них - К-3 "Ленинский комсомол" к слову.
На ней был в качестве флагманского штурмана.
Море горбатое, полярная ночь, ходили почти сутки, так и не встретились. И связь на УКВ так и не смогли установить.
Потом в базе наложили свои пути, в одном месте разошлись в 5 кбт. Не столкнулись, повезло.
Учение не состоялось, но случай поучительный.
 
Ракета-торпеда с нашего самоля по воздуху летит в район предполагаемого нахождения ПЛ, там на парашюте ныряет и уже как торпеда, спиралью уходит на глубину.

 
Карибский кризис с некоторых пор в моём представлении стал связываться с Гремихой.
1962 год.
Хрущёв принимает решение об ответе американцам на их ракеты в Турции.
20 июня - создана группа Советских Войск на Кубе, ГСВК. О целях Хрущёв сообщил руководству ГСВК на совещании 7 июля. В состав от ВМФ включены надводные корабли, атомные и дизельные подводные лодки, вспомогательные суда и береговые структуры.
2-17 июля - в СССР был Рауль Кастро, согласованы вопросы размещения ГСВК.
11 июля - на Северный полюс вышла К-3 с целью проверки научных и технических решений работы ядерной ГЭУ и полярной подводной навигации для будущих арктических ракетоносцев с межконтинентальными баллистическими ракетами. Проработка их велась под руководством Королёва и Макеева с конца 1950-х годов. В качестве базы арктических ракетоносцев предусматривалась и Гремиха.
15 июля - звонок первому секретарю Мурманского обкома КПСС о приезде Хрущёва 17 числа на поезде. Официальная цель - ознакомление с Мурманской и Архангельской областями и Северным флотом. Главной же целью являлась проверка группировки СФ к действиям в Атлантике, развёртывании сил ГСВК и ознакомление в будущей базой арктических ракетоносцев. С этой целью принято решение после выхода из подо льда К-3 завести её не в Западную Лицу, а в Гремиху.
16 июля - на Кубу пошли первые суда с силами ГСВК.
17 июля - Хрущёв прибыл на Кольскую землю. Подводная лодка К-3 прошла под полюсом и всплыла в полынье в приполюсном районе.
Возможность плавания и выработки навигационных данных стрельбы с полюса доказана!
18 июля - Хрущёв прибыл в Мурманск.
19 июля - Хрущёв прибыл в Североморск.
20-21 - Хрущёв на крейсере "Адмирал Ушаков" в море, наблюдает за действиями сил Северного флота.
Подводная лодка К-3 прибыла в Гремиху.
22 июля - Хрущёв прибыл в Гремиху. Встреча с экипажем К-3, награждения. Ознакомление с Гремихой. Утверждение её в качестве базы будущих арктических атомных ракетоносцев.
22 июля - Хрущев вечером прибыл в Архангельск и убыл в Москву.

А тем временем продолжалась доставка сил ГСВК, напряжённость возрастала, до Карибского кризиса оставалось совсем немного времени.

Хорошая статья об этой поездке Н.С. Хрущёва вот здесь:

Наиболее объективная и правильная статья о лодках в той истории на мой взгляд вот здесь:
Книга М.П. Комарова "Подводники в Карибском кризисе" - 1 часть (введение и хроника)

А один из образчиков, не соответствующих реальности и даже не байка, вот здесь, например:

К сожалению, последних в разы больше первых. Увы, такова нынешняя реальность.
 
Последнее редактирование:
Не успел спросить , а есть РД в автомате?
Определяется по "худшему" минимуму самолёта, экипажа и аэропорта:

Категория I (CAT. I) — допускается точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения (DH) не ниже 60 м (200 футов) над ВПП, а также при метеорологической дальности видимости не менее 800м (2400 футов) или дальности видимости на ВПП (RVR) в зоне приземления не менее 550 м. Самолет, оборудованный в соответствии с I категорией, должен обеспечивать полуавтоматическое снижение до высоты 60 м (200 футов).

Категория II (CAT. II) — допускается точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения (DH) менее 60 м (200 футов) над ВПП, но не ниже 30 м (100 футов) и при дальности видимости на ВПП (RVR) не менее 350 м (1200 футов). Самолет, оборудованный в соответствии со II категорией, должен обеспечивать автоматическое снижение до высоты предпосадочного выравнивания.

Категория IIIA (CAT. IIIA) — допускается точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения (DH) менее 30 м (100 футов) над ВПП или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП (RVR) не менее 200 м (700 футов). Самолет, оборудованный в соответствии с категорией IIIA, должен обеспечивать автоматическое снижение и предпосадочное выравнивание.

Категория IIIB (CAT. IIIB) — допускается точный заход на посадку и посадка по приборам с высотой принятия решения (DH) менее 15 м (50 футов) над ВПП или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП (RVR) менее 200 м (700 футов), но не менее 50 м (150 футов). Самолет, оборудованный в соответствии с категорией IIIB, должен обеспечивать автоматическое снижение, предпосадочное выравнивание и посадку.

Категория III С (CAT. IIIC) — допускается посадка при любых условиях видимости без ограничений (вплоть до «ноль на ноль», т.е. полного отсутствия видимости по горизонтали и вертикали). Самолет, оборудованный в соответствии с категорией IIIC, должен обеспечивать автоматическое снижение, выравнивание, посадку и пробег по ВПП, используя автопилот самолета и приборы, установленные вдоль поверхности ВПП.

Шереметьево вроде IIIA. IIIB вроде существует вне РФ, IIIC пока нет.
 
Однополчанин, коллега по инженерному отделу 830 полка, разместил в ОК видео,
на котором идут полеты трёх полков
на моем родном АС - Североморск-2
Видео снято в апреле 1993 года.
 
Последнее редактирование:
Для Анатолия Ильича. Тройка цитат из книги Б.А. Орлова "Записки лётчика - испытателя ". "Контрольный полёт. Где--то в первой половине февраля 1972 г. меня
вызвал начальник ОЛИ К.К. Васильченко и сказал, что нужно лететь в Сирию. Там на Миг-21 стали разваливаться диски первой ступени компрессора двигателя
произошло уже три таких случая, причём погиб один лётчик и сирийцы просили разобраться в этом деле...
Таким манёвром сирийцы сбрасывали с хвоста Миражи....
Кстати по поводу сирийцев и МиГ-21. Интересно, что сирийские инструкторы в 80-х годах вывозили вновь прибывших в Ливию советских военных советников на МиГ-21 на штопор. Наши летчики в те годы в Союзе на штопор в строевых частях ВВС не летали.
 


Светлана Жигимонт (Белоруссия)
«Живой щит для ВСУ». холст, масло 100/80 см 2022.

Рассказывает художница:

О детях Донбасса: «… словно разучились улыбаться».

Увидела один случай запомнила:
«…взрослый дарит подарки, балагурит, улыбается, задаёт вопросы, мама рядом подбадривает, любой ребёнок в такой ситуации улыбнётся… Девочка в бирюзовом плащике как-то особенно запала в душу».
 
В дополнение - в Галифаксе удалось посетить канадскую дизельную лодку, типа "Оберон", кажется рассказывал уже. На мой вопрос, были ли они у нас на Севере, получил утвердительный ответ. А на вопрос о контактах слегка уклонился командир, но сказал, что были контакты, мало.
Тогда я ему - а ваши говорят, что мы ревущие коровы и они нас прямо почти пасут во время плавания.
Он своих обругал, болтуны мол. И добавил, что советские лодки очень малошумные, скрытные и единственный противник в Мировом океане.
Подарил я ему фото одной нашей лодки на Северном полюсе, он взял с благовением, стали они её рассматривать с причитаниями, восхищёнными. Очень был доволен.
А "Обероны" обрезиненные были?
 
Реклама
А что за история невероятная с нашими подлодками, отправленными к Кубе во времена карибского кризиса?
Как рассказывают участники тех событий, вся схема этого похода была заточена под атомные лодки, а отправили туда дизельные, которые вынуждены были всплыть для подзарядки своих батарей на виду у американских кораблей.
Причем, чуть ли не на самом верху до последнего были уверены, что лодки атомные и сильно гневались, что командиры лодок задачи свои не выполнили...
...
Неужели так могло быть - или тут что-то не то?
Выход ракетных был отменен. А многоцелевые 4 штуки многократно описано в литературе.
Атомные того времени были ненадежны. В июле 1961г. была тяжелая радиационная авария с К-19.
Дальние автономки на рег. основе / Средиземка / начались в 1966г., в Индийский океан в 1970г.
Про неведение руководства о дизельных-атомных.
Была создана 20 Оперативная Эскадра ПЛ.В составе 69 бригада ДПЛ пр. 641 и 18 ДиПЛ / ракетная /пр. 629.
Командир Эскадры к-адм. И.А.Евсеев / быв. комбриг 69 БПЛ / был снят с должностей и отправлен в
Совгавань начопером военно-морской базы. И через два года уволен в запас. А еще через год умер.
То-есть выставлен крайним. Ну а начальство во все времена блюли лицо.
Видимо такие "диалоги с начальством" появились много позже событий. По принципу пойди проверь.
 
Назад