Наверное, тоже стоит расписать уже для себя.
Да, интересный год. Рекорд по количеству полётов - 29 (28 уже совершено и один - 31 декабря), но маршруты не блистали разнообразием, линий всего 8.
Принципиально новых типов нет, есть новые модификации, на которых ранее не летал: Boeing 737-700 и Airbus A320-Neo. При этом казалось, что весь год, как будто, летал почти что только на суперджетах, но когда пересчитал, оказалось, что на них только 8 сегментов (7 - c D2 и один с FV), а лидер - A319 (9 полётов, все - FV).
Новых аэропортов - два: Сочи и Хибины. Последний связан с трудоустройством на Кольскую АЭС и переездом в Полярные Зори.
Авиакомпаний всего 5, первенство делят Северсталь и Россия (по 10 сегментов, включая один будущий у Северстали), третье место у Смартавиа (7) и по одному сегменту у Аэрофлота и Победы.
Аэропорт года: Пулково, из 29 перелётов - 23 сегмента включают его. Впервые летел через Пулково транзитом, не выходя в город, ибо это были ночные стыковки.
Впервые летел по соглашению М2 (конкретно - М2-Пулково; кто не в курсе - это "виртуальные интерлайны", администрируемые аэропортами совместно с ТКП, когда рейсы с пересадкой выполняются разными авиакомпаниями, разными билетами, но по специальным сквозным тарифам; в моём случае это Апатиты - Питер на Северстали и Питер - Архангельск на Смартавиа, а также обратно) и несколько удивил девушек на регистрации в Апатитах, когда они увидели, что у меня выходит на печать два посадочных, из которых один - совсем на другую авиакомпанию. Про сквозной багаж по этому соглашению знаю (не всегда работает, но иногда есть), а, вот, про возможность сквозной регистрации узнал впервые.
Из наблюдений года:
1. Северсталь поит пассажиров соками. Даже в этом году, когда все сократили питание и напитки до минимума, на коротких рейсах в экономе соков не встречал уже года три-четыре.
2. Смартавиа движется, я считаю, в правильном направлении. Я бы это назвал "мягкий" лоукост. Да, ценой скандалов с пассажирами по поводу размеров ручной клади и прочих несоответствий пассажиров правилам (был свидетелем истерики девушки в Пулково, которую не приняли с собакой на борт, но она её заблаговременно не оформила, а просто пришла с ней на регистрацию; а по ручной клади - чуть ли не на каждом рейсе). Но зато на полках свободнее. Я свои вещи нормально подгоняю под требования - и проблем не испытываю.
3. Победа, если честно, тоже радует. Воспользовался "приоритетной посадкой" во Внуково: за какую-то очень небольшую сумму сидел барином в автобусе за ленточкой от остальных и на борт заходил первым.
4. Опоздуны. В Пулково - это жесть, прям стихийное бедствие. В каждый, без исключения, перелёт, пока сижу, ожидаю посадки, постоянно кто-то опаздывает на соседние рейсы. Их объявляют-объявляют, а они не идут. И только всё закроют, проходит минута-две-три и прибегают опоздуны. Начинают скандалить, что выход меняли/их не объявляли/на досмотре застряли да и вообще - "Вон мой самолёт стоит, ещё не улетел - что, сложно пустить, что ли?"... А два опоздавших дядечки в июне обошли ленточку, как-то открыли дверь и вышли на перрон, где полезли не в свой автобус. Но их вернули назад, в терминал и пригрозили, что если будут скандалить - сдадут в полицию как нарушителей. И во всех этих случаях я - на стороне аэропорта и авиакомпании. Приезжайте в аэропорт заранее!!!
5. Транспортная логистика в Мурманской области. Это пипец полный. Согласовки ноль. Писал уже, вроде: поехал на свадьбу к другу в Москву из Полярных Зорь. Логистика была такой: Отпроситься в пятницу с работы на 15 минут раньше - поездом из Полярных Зорь в Апатиты - пешком 10 минут от вокзала до остановки одного автобуса - пересадка с автобуса на маршрутку в аэропорт Апатит - перелёт в Питер - такси из Пулково на Московский вокзал - Красная стрела из Питера в Москву. И обратно - с первой порции шашлыков второго дня на такси во Внуково - оттуда перелёт в Мурманск - такси до Колы - поезд из Колы в Полярные Зори... Ужас, короче...
6. И из последнего, ноябрьского: если до конца регистрации ещё полчаса, а Вы на такси подъезжаете к Пулково - это ещё ровным счётом ничего не значит... У меня таксиста не пустили через шлагбаум... Сначала не поняли, почему, из одной дорожки перестроился в соседнюю - там тоже не пускает... Оказалось, что номер помят и не считывается... В итоге, прямо у шлагбаума выгружаю багаж и бегом метров триста, или сколько там, от шлагбаумов в терминал... Успел еле-еле...