БАЙКАЛ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ТУРИСТОВ
Реконструкция Иркутского аэропорта откладывается
Иркутские власти второй год не могут выбрать партнера для управления и развития устаревшего аэропорта. Срыв сроков грозит невыполнением целевых показателей по пассажиропотоку, а также тем, что Иркутск может упустить шанс привлечь массовые потоки интуристов на Байкал.
На проблемы вокруг аэропорта Иркутска - одного из последних крупных государственных аэропортов - указали в местном отделении Общероссийского народного фронта (ОНФ). Устаревший аэропорт не справляется с возрастающим пассажиропотоком, а инвестор для его модернизации и строительства нового авиаузла за два года, прошедших с передачи аэропорт из федеральной в региональную собственность, так и не был найден. Активисты направили свои вопросы губернатору региона Сергею Левченко.
Президент Владимир Путин подписал указ о передаче международного аэропорта Иркутск из федеральной в региональную собственность в декабре 2014 года. Сама передача активов состоялась в апреле 2015 года после заключения соглашения между Минтрансом, Росавиацией и властями Иркутской области. По условиям соглашения 100% акций АО "Международный аэропорт Иркутск" передавались с условием нахождения инвестора, который возьмется за управление аэропортом, его модернизацию и строительство нового за пределами Иркутска. На подготовку проектов на условиях государственно-частного партнерства, конкурсного отбора и выбор победителя отводилось 16 месяцев.
Согласно указу, на модернизацию находящегося в черте города действующего аэропорта должно быть затрачено не менее 1,1 млрд руб., а на строительство нового - от 20 млрд руб. Также в документе прописаны целевые показатели по пассажиропотоку Иркутского авиационного узла: к 2020 году за счет роста числа туристов на Байкале он должен составить не менее 3 млн человек за год. В 2016 году, по оперативной информации, общее число перевезенных пассажиров в аэропорту составило около 1,7 млн человек.
Однако конкурс по выбору инвестора до сих пор не был проведен, и правительство региона пропустило все согласованные с федеральными властями сроки, обратили внимание в ОНФ.
Активисты организации призвали к выбору инвестора на конкурсной основе, как то указано в соглашении о передаче аэропорта в региональную собственность. По мнению ОНФ, обсуждение местными властями возможности модернизации и управления аэропортом на внеконкурсной основе могут ограничить конкуренцию и привести к финансовым потерям для Иркутской области.
"В некоторых регионах России уже имеются подобные прецеденты, когда права передавались конкретной организации. Все попытки руководителей субъектов Федерации договориться с одним из инвесторов в обход конкурсных процедур заканчивались лишь затягиванием процесса и итоговым возвратом к конкурсу вкупе с имиджевыми и экономическими потерями для регионов", - заявил активист ОНФ Илья Яковенко.
Интерес к аэропорту Иркутск высказывали четыре компании: "Аэроинвест" Арсена Канокова, "Базэл" Олега Дерипаски, "Новапорт" Романа Троценко и "Ренова" Виктора Вексельберга.
При этом в руководстве Иркутской области уже около полугода говорят о том, что они изучают возможность сотрудничества лишь с одним из претендентов - авиационным холдингом "Новапорт".
Весной прошлого года губернатор Левченко заявлял, что область выступает за совместное управление аэропортом при участии компании Троценко. В июне, как сообщала "Газета.Ru", группа компаний "Новапорт" достигла с властями Иркутской области предварительного соглашения о параметрах владения аэропортом. Однако через некоторое время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла предостережение властям Иркутской области за возможное ограничение конкуренции.
В конце 2016 года Левченко сообщил уже о создании с "Новапортом" совместной управляющей компании для управления аэропортом.
"Мы создали управляющую компанию с "Новапортом". Это хороший способ не продавать аэропорт, акции аэропорта останутся в областной собственности, управляющая компания будет заниматься строительством нового терминала и реконструкцией действующего аэропорта", - говорил он на пресс-конференции.
Также он не исключил и передачи УК части акций аэропорта из областной собственности. Что касается источника средств для модернизации аэропорта и строительства нового, то, как приводит слова Левченко ТАСС, "вопрос поиска инвестиций на строительство и реконструкцию будет, конечно, рассматриваться отдельно".
Получить комментарий Минтранса и ФАС по вопросу создания до проведения конкурса управляющей компании оперативно не удалось. Тем не менее летом прошлого года ФАС уже выносила предостережение вице-губернатору Иркутской области Руслану Болотову из-за возможной передачи аэропорта в управление группе "Новапорт" без проведения конкурса. Правовую оценку происходящему теперь даст и Генеральная прокуратура - сейчас она изучает соответствующие документы.
Экс-председатель совета директоров АО "Международный аэропорт Иркутск" и депутат заксобрания Иркутской области 1996-2013 годов Юрий Фалейчик считает, что потерянные два года, за которые так и не был проведен конкурс по поиску инвестора, "трудно восполнимы".
"Как любой живой объект и организм, аэропорт тоже требует регулярного ухода и модернизации, обновления, и то, что он находится без движения, то, что мы его получили и не привлекли инвестора, конечно, сказывается", - говорит он, объясняя, что сейчас воздушная гавань Иркутска к возрастающему пассажиропотоку не готова.
При этом разрешения ситуации он в настоящий момент не видит.
"Дело в том, что передать такой объект на эксклюзивной основе одному из инвесторов, то есть без проведения конкурса, можно только на федеральном уровне. У субъектов такого права нет", - указывает Фалейчик.
В прошлом году уже звучало предложение заключить договор на четырехсторонней основе, чтобы инвестора можно было выбрать вне тендера, напоминает он. Инициатива натолкнулась на жалобу других потенциальных инвесторов и предупреждение от ФАС, однако обсуждение внеконкурсной передачи аэропорта региональными чиновниками продолжается. "Текущий конфликт зашел в тупик", - заключил он.
Согласно первоначальному плану, строительство новой воздушной гавани должно было начаться еще во второй половине 2016 года, а в эксплуатацию должен быть запущен к лету 2021 года.
Авиаузел интересен инвесторам и с финансовой точки зрения, и как потенциально крупный международный транспортный авиахаб. Выручка аэропорта в 2015 году составила 2 млрд рублей, чистая прибыль - около 370 млн. За 11 месяцев прошлого года пассажиропоток на маршрутах, соединяющих города Китая с Иркутском, вырос более чем в полтора раза, до 154 тыс. человек, что произошло в том числе за счет прихода на маршрут китайских перевозчиков - Tianjin Airlines, Juneyao Аirlines, "Хайнаньских авиалиний".
Источник: сайт «
Газета.Ru»
Автор: Ирина Быстрицкая