Анатолий Припузов, директор по корпоративным вопросам ФГУП "Аэропорт Иркутск":
-- Естественно, отрицательно значимым событием прошлого года не только для Иркутского аэропорта, но и для всей отрасли в целом стал общий спад пассажирских и грузовых перевозок. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), международные перевозки грузов снизились в 2008 году на 4%, пассажирский трафик увеличился на 1,6%. Международный коэффициент загруженности равнялся 75,9% по сравнению с 77,3% в
2007 году, что авиакомпании связывают не только с сокращением перевозок грузов и людей, но и с расширением парка самолетов. В минувшем декабре воздушный пассажиропоток уменьшился на 4,6%. Загруженность авиалиний по грузу и пассажирам составила 73,8%.
Хотелось бы отметить еще одно важное событие прошлого года -- это так называемый керосиновый кризис. Взлет цен на топливо в минувшем году чуть не "приземлил" авиаотрасль. К лету 2008-го его стоимость выросла примерно на 70% по сравнению с началом года. Как вы
помните, апофеозом керосинового кризиса стала августовская история с альянсом AirUnion, когда входящие в него авиакомпании не смогли взлететь из-за невозможности расплатиться за топливо. Уже прекратили летать в Иркутск "Дальавиа", "Интеравиа". Но в конце лета цены на
нефть стали падать и, естественно, керосин тоже подешевел, по разным оценкам, до 30%. Думаю, спад цен на авиатопливо -- это важное событие в отрасли. И теперь уже, так скажем, позитивное.
Что касается конкретно нас, то в октябре прошлого года мы завершили реконструкцию взлетно-посадочной полосы и светосигнального оборудования. Теперь воздушные ворота Восточной Сибири открыты для самых современных авиалайнеров, что в свою очередь откроет
новые горизонты сотрудничества аэропорта с авиакомпаниями мира.
12 декабря аэропорт Иркутска встретил миллионного в 2008 году пассажира -- это для нас важное событие прошлого года. Нам удалось добиться увеличения пассажиропотока по отношению к прошлому году. Так, с 1995 по 2006 годы годовой пассажиропоток аэропорта не доходил до миллионной отметки. В 2007-ом миллионного пассажира в Иркутске
встречали 26 декабря, в 2008-ом -- на две недели раньше.
Безусловно, важным событием 2009 года станет открытие реконструированного аэровокзала внутренних воздушных линий. В результате реконструкции не просто изменится внешний облик аэровокзала, расширятся его функциональные возможности. Площадь помещения увеличится почти в два раза и составит 13 тысяч квадратных метров. Пропускная способность аэровокзала увеличится от 400 до 800 человек в час. Уже приобретено новое досмотровое оборудование, оборудование для обработки багажа и регистрации пассажиров. В
аэропорту заменен парк автобусов для доставки пассажиров от аэровокзала к самолету и обратно. На первом этаже аэровокзала ВВЛ проектом предусмотрена зона досмотра для пассажиров, вылетающих в города Приангарья. Для тех, кто отправляется за пределы Иркутской области, зона досмотра находится на втором этаже.
Комфортней в отремонтированном аэровокзале станет и людям с ограниченными возможностями. Для них построят пандусы, ожидать вылета такие пассажиры будут в специальном помещении. Кроме того, эропорт приобретет оборудование для транспортировки пассажиров с ограниченными возможностями на регистрацию и к воздушному судну.
Юрий Курдюков, коммерческий директор ФГУП "Аэропорт Иркутск":
-- ФГУП "Аэропорт Иркутск" провел с 26 декабря по 2 февраля аукцион на право заключения договоров аренды коммерческих площадей в аэровокзале внутренних воздушных линий. Напомним, что аукцион проводился для создания в аэровокзале современной инфраструктуры с развитой сферой услуг для пассажиров: пунктами общественного питания, торговой сетью, банкоматами, платежными терминалами и т. п. Торги прошли по 41 лоту, 21 лот не разыгран. На аукцион поступило 225 заявок от 65 компаний. За ходом торгов следила аукционная комиссия, куда вошли сотрудники ФГУП "Аэропорт Иркутск".
Благодаря проведенному аукциону планируется значительно увеличить доходы от неавиационной деятельности предприятия. В ближайшее время с победителями аукциона будут заключены договоры аренды. На данный момент идут согласования дизайн-проектов и обсуждение технических условий.
В Иркутском аэропорту аукцион был проведен впервые. Безусловно, эта идея не нова. Многие аэропорты не только России, но и мира практикуют подобные формы. Этот опыт мы постарались применить и у себя. Хочу отметить, что торги прошли на высоком уровне. И это не только мое мнение, но и мнение сторонних наблюдателей.