а вот официальный пресс-релиз:
ОАО "Аэропорт Толмачево": подведение итогов 2009 года
ОАО "Аэропорт Толмачево", 4 февраля 2010 года
4 февраля в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-Сибирь» состоялась пресс-конференция генерального директора ОАО «Аэропорт Толмачево» Александра Бородина. Руководитель предприятия озвучил производственные и финансовые итоги деятельности аэропорта Новосибирск (Толмачёво) в 2009 г.
Генеральный директор ОАО "Аэропорт Толмачево" отметил, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию и кризис в отрасли в 2008-2009 гг., плановые производственные показатели по оперативным данным по итогам 2009 г.: по пассажиропотоку - перевыполнены на 2,8%, по количеству самолетовылетов - на 2%, по объему реализации топлива - на 7,2%, производственная программа по техническому обслуживанию воздушных судов перевыполнена на 5,9%.
Количество самолёто-вылетов (с/в): план -11 784, факт - 12 019, % - 102
Объем пассажиров (тыс. чел.): план - 1 754,6, факт - 1 804,3, % - 102,8
Объем реализации топлива (тонн): план - 69 616, факт - 74 659, % - 107,2
Техническое обслуживание (н/час): план - 86 412, факт - 91 515, % - 105,9
Годовые показатели относительно 2008 г. выполнены со снижением: по пассажиропотоку - на 14,5%, по количеству самолетовылетов - на 13,3%. Снижение обусловлено общей тенденцией к уменьшению количества самолетовылетов авиакомпаний: «Сибирь», «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Трансаэро», отменами регулярных рейсов этими и другими авиакомпаниями.
Кроме того, значительную роль сыграло банкротство авиакомпаний альянса Air Union (совокупный объем перевезенных авиакомпаниями «Самара», «Красэйр», «Сибавиатранс» и «Дальавиа» - в общем объеме пассажирских перевозок аэропорта Толмачёво - составлял около 10 %): после ликвидации альянса в сентябре-ноябре 2008 г. были прекращены полеты в Алматы, Красноярск, Норильск, Самара и др.
За 4 квартал 2009 г. обслужено 3185 самолетовылетов. Наибольший удельный вес самолето-вылетов в общем объеме составляют рейсы авиакомпаний: «Сибирь», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», «Аэрофлот», «Трансаэро». Увеличение количества самолето-вылетов в 4 квартале 2009 г. - по сравнению с 4 кварталом 2008 г. - составляет 3,7%. Причины: расширение сети полетов авиакомпаний «Уральские авиалинии» и «ЮТэйр» (ввод рейсов на Москву), выполнение чартерных рейсов авиакомпаний «Оренбургские авиалинии» и «Северный ветер» на Банкок, Денпансар, Гоа, Пхукет, авиакомпании «Полет» - на воздушных судах «Ил-96», по маршруту Франкфурт-Шанхай.
Отмечается устойчивая динамика показателей на международных рейсах, что объясняется реализуемой политикой Общества по демонополизации новосибирского авиарынка. Кроме ранее работавшей длительное время на международных направлениях авиакомпании «Сибирь», в 2009 г. чартерную программу из Новосибирска успешно осваивали авиакомпании «Трансаэро», OrenAir, Pegasus Airlines, Nord Wind и ряд других авиакомпаний. Кроме того, некоторые туроператоры, ранее работавшие в соседних регионах, теперь концентрируют развитие своих программ в Новосибирске, в силу более комфортных условий, предлагаемых в аэропорту.
Открыты новые маршруты на международных направлениях - Денпасар, Ош, Усть-Каменогорск, на внутренних направлениях – Абакан, Кызыл, Ноябрьск, Салехард, Улан-Удэ, увеличилась частота полетов в Москву, дополнительно открылись рейсы, выполняемые авиакомпаниями «Уральские Авиалинии», «ЮТэйр». С 3 квартала 2009 г. вновь организованы рейсы в Шарм-Эль-Шейх, в Хургаду, в Салоники – авиакомпания «Оренбургские авиалинии», в Алматы, в Бургас, в Варну – авиакомпания «Сибирь», в Астану – авиакомпания «Эйр Астана», в Анталию – авиакомпания «Pegasus Airlines».
Анализируя 2009 г., можно заметить, что в первые три месяца наблюдался спад объемов пассажиропотока до 30 % - по сравнению с предыдущим годом. Динамика отклонения от факта предыдущего года позволяет говорить о том, что с марта 2009 г. началось постепенное восстановление объемов пассажиропотока и приближение к уровню 2008 г. По итогам ноября 2009 г. фактический пассажиропоток сравнялся с объемом пассажиропотока в ноябре 2008 г. По итогам декабря, увеличение фактического объема пассажиропотока составило 11,7 % - по сравнению с декабрем 2008 г. В целом, по году обслужено 1 804 297 пассажиров (планировалось 1 754 600), что на 3 % больше плана и на 14,4 % меньше факта 2008 г.
Александр Бородин сообщил журналистам, что за 2009 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» дополнительно получено доходов в размере 141,8 млн. руб. (+5,1 % к плану). По предварительным итогам работы, за 2009 г. ожидается получение прибыли до налогообложения в размере 40,7 млн. руб., что выше планового уровня на 39,8 млн. руб. (достигнуто за счет получения дополнительных доходов по перевыполнению плана производственных показателей, а так же режима экономии расходов предприятия).
При подготовке бюджета на второе полугодие 2009 г. (финансовый результат которого предварительно выражался убытком в 115 млн. руб.), были учтены введенные с августа новые ставки аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, пересмотрены все статьи расходов и «перевод» Общества в режим строгой экономии (в том числе, с учетом сокращенного режима рабочего времени в апреле-мае и октябре-декабре 2009 г.).
В 2009 г. ОАО «Аэропорт Толмачево» столкнулся с присущими всем участникам экономического пространства проблемами - ростом стоимости денежных средств и ужесточением требований банков по обеспечению кредитов. Рост стоимости денежных средств частично компенсировался субсидированием части процентной ставки и льготой по налогу на имущество по программе господдержки инвестиционных проектов ОАО «Аэропорт Толмачево» (в период за 2005-2009 гг. получено более 72 млн. руб.). Кроме того, для максимального снижения влияния роста процентных ставок, ОАО «Аэропорт Толмачево» проводит обязательные открытые конкурсы на право оказания услуг по предоставлению кредитов. В результате проведенных тендеров удалось снизить эффективную ставку по большинству кредитов, предлагаемых банками.
В середине 2009 г. полученная ОАО кредитная масса составляла 1 140 млн. руб., однако - за счет принятия правильных управленческих решений и увеличения выручки от оказанных услуг - ее размер к концу года уменьшился до 1 021 млн. руб. Средняя ставка по кредитам на начало года составляла 20% годовых, на середину - 16%, на конец 2009 г. - 14% . Александр Бородин объясняет это снижением ставки рефинансирования Центрального банка РФ и хорошо налаженными партнерскими взаимоотношениями ОАО "Аэропорт Толмачево" с банками-партнерами. Замещение полученного в Сбербанке на сумму 100 млн. руб. кредита со ставкой 16,5% до 13,5%, и замещение полученного в НФ Банк ЗЕНИТ в размере 60 млн. руб. кредита со ставкой 18,3% до 14%, достигнуто в результате конкуренции банков при проведении конкурсов.
Во второй половине 2009 г. руководством ОАО проведены дополнительные мероприятия по оптимизации и совершенствованию организационной структуры аэропорта. В штатное расписание дирекции, исполнительного аппарата дирекции и аппарата генерального директора ОАО «Аэропорт Толмачево» входили 32 единицы, после внесения изменений в организационную структуру количество сократилось до 20 единиц, со значительной ежемесячной экономией фонда оплаты труда.
Среднесписочная численность работников за 2009 г. увеличилась на 18,8 % и составила 1395 сотрудника. Увеличение численности обусловлено восстановлением в организационной структуре Общества ранее выделившихся структурных подразделений и снижением текучести кадров. Средняя заработная плата по году в целом возросла на 5,69% и составила 21 000 руб.
В рамках реализации программы модернизации наземного оборудования и парка перронной техники, к вводу в эксплуатацию ВПП-2, ОАО «Аэропорт Толмачево» пополнил парк спецтехники четырьмя многофункциональными снегоуборочными машинами типа VAMMAS SB 4500. Ширина захвата снежного покрова при выполнении снегоуборочных работах составляет 9 метров. В 2009 г. закуплен мощный блок эвакуационного оборудования: приспособления для подъема самолета за фюзеляж и крыло, тяговое устройство для буксировки аварийного борта.
В июне 2009 г. сдан в эксплуатацию блок расширения аэровокзала международных воздушных авиалиний (МВЛ). Увеличились помещения зала ожидания и зоны таможенного контроля на 3053 кв.м. В блоке расширения установлено высокопроизводительное и более современное по технологическим показателям оборудование, что позволило усовершенствовать технологию обслуживания авиапассажиров, увеличить пропускную способность аэровокзала до 750 пасс./час и повысить уровень обеспечения авиационной безопасности.
В рамках программы улучшения качества обслуживания международных пассажиров, в нестерильной зоне МВЛ на 440 кв.м. увеличена площадь зала ожидания и дополнительно установлено 150 посадочных мест.
В 2009 г. завершена комплексная реконструкция аэровокзала внутренних линий. Для обслуживания vip-пассажиров внутренних и международных рейсов, в аэровокзале внутренних воздушных линий открыт единый vip-зал, с регистрацией пассажиров, багажа, прохождением таможенного, пограничного и других видов контроля.
Продолжается активная работа по развитию и расширению маршрутной сети аэропорта Новосибирск (Толмачёво) с привлечением новых иностранных и российских авиакомпаний. В октябре–декабре 2009 г. проведены официальные встречи с представителями европейских и азиатских авиакомпаний, с обсуждением вопросов наземного обслуживания в Толмачёво воздушных судов.
В настоящее время имеется ряд положительных предпосылок, которые свидетельствует о том, что объем пассажиропотока через аэропорт Новосибирск (Толмачёво) будет постепенно восстанавливаться:
- начиная с ноября, наметился рост перевозок пассажиров по отношению к ноябрю 2008 г. В декабре 2009 г. данная тенденция еще более усилилась (рост на 12 %);
- несмотря на ранее наблюдавшийся спад объемов на московском направлении, некоторые авиакомпании открыли рейсы в 2009 г. Например, с середины февраля авиакомпания «Уральские авиалинии» впервые начала ежедневные полеты по направлению Новосибирск-Москва. Чуть позднее к ним присоединилась авиакомпания «ЮТэйр», также открыв ежедневный рейс в аэропорт «Внуково»;
- сокращение парка воздушных судов базового перевозчика будет частично компенсироваться за счет реализации планов по приобретению дополнительной современной техники иностранного производства;
- ожидается, что часть рейсов, которые ранее выполнялись на сезонной основе и не были открыты в 2009 г., будут возобновлены в 2010 г. В частности, авиакомпания «Полет» планирует возобновление выполнявшегося летом 2008 г. рейса Воронеж–Екатеринбург–Новосибирск, и др.;
- направления, полеты по которым были прекращены из-за распада авиакомпаний альянса «AirUnion», возобновляются за счет прихода на данные направления других авиакомпаний. Достаточно сказать о начале полетов авиакомпании «Уральские авиалинии» в Хабаровск, и начале полетов в Алматы и Норильск авиакомпанией «Сибирь».
Несмотря на недостаточно благоприятную экономическую ситуацию в 2009 г., некоторые авиакомпании открыли рейсы по совершенно новым направлениям. В частности, весной 2009 г. авиакомпанией ОАО «Новосибирское авиапредприятие» были открыты отсутствующие долгое время в расписании рейсы в Абакан и Кызыл. С июня был открыт новый рейс Астана–Новосибирск–Астана авиакомпанией Air Astana. В летний период значительно увеличилось предложение на таком направлении, как Анталия (часть рейсов выполняется турецким авиаперевозчиком Pegasus Airlines). В 2009 г. из аэропорта Новосибирск (Толмачёво) начали осуществлять регулярные полеты новые авиакомпании Air Astana, "Уральские авиалинии" и "Полёт".
Авиаперевозчики только на московском направлении ежедневно выполняют по 10-12 регулярных рейсов, регулярно осуществляются международные рейсы азиатского направления в Астану, Пекин, Урумчи, Бишкек, Ош и Ташкент. С подобной же интенсивностью осуществляются авиаперевозки из аэропорта в Сургут, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Санкт-Петербург, Краснодар, Владивосток, Мирный, Улан-Удэ, Нижневартовск, Екатеринбург и другие города России.
Генеральный директор ОАО "Аэропорт Толмачево" Александр Бородин также проинформировал представителей федеральных и региональных СМИ о завершении в установленные сроки - в декабре 2009 г. - строительства ВПП-2. После сертификации, к началу летней навигации-2010, ввод в эксплуатацию полосы, сертифицированной по 2 категории ИКАО, позволит сделать аэропорт практически всепогодным. Таким образом, позитивно направленная тенденция в экономике и в авиационной отрасли, а также усилия руководства ОАО «Аэропорт Толмачево», способствуют снижению последствий кризиса и расширению маршрутной сети из Новосибирска.