15 марта 2019 года международный аэропорт «Ужгород» возобновляет регулярные пассажирские перевозки после 3-летнего простоя. Пока летать будет одна авиакомпания - «Мотор Сич» - по маршруту Ужгород-Львов-Киев и только по пятницам. Стоимость билета в одну сторону будет варьироваться от 699 до 3500 гривен.
Возобновление работы аэропорта стало возможным после того, как в конце прошлого года «Украэрорух» получил сертификат европейского агентства авиационной безопасности (EASA), подтверждающий, что его деятельность соответствует нормам ЕС. Сертификация необходима в связи с тем, что МА «Ужгород» расположен на границе со Словакией, поэтому взлет и посадка самолетов происходит через территорию соседнего государства.
О перспективах уникального аэропорта, ходе модернизации и потенциальных рейсах в интервью DATA.UA рассказал директор Департамента инфраструктуры Закарпатской областной государственной администрации Эдуард Маляр.
Расскажите о процессе запуска Международного аэропорта «Ужгород».
С 2016 года по настоящее время полеты у нас были только визуальные, то есть взлет и посадка могли проводиться только в светлое время суток. А сейчас будут уже инструментальные, то есть с помощью приборов. В связи с тем, что наш аэропорт принимает и отправляет самолеты через территорию другого государства, украинский провайдер «Украэрорух» должен был получить разрешение от Словакии, которая входит в Шенгенскую зону. У нас было десятилетнее соглашение – оно закончилось. Словакия вступила в Шенген, что обязывает ее соблюдать нормы Европейского агентства по безопасности полетов (EASA). Поэтому эта организация должна была сертифицировать нашего провайдера – «Украэрорух». И в декабре Украина получила разрешение, чтобы принимать и обслуживать борта, пролетающие над территорией Словакии. Украинский провайдер прошел аудит соответствия нормам безопасности полетов и впервые получил соответствующий сертификат.
Почему из «Ужгорода» рейсы будет осуществлять лишь одна авиакомпания?
Пока будет летать только авиакомпания «Мотор-Сич». Переговоры велись не только с ними, предлагали всем авиакомпаниям, которые летают на территории Украины. Но сначала предложили запорожскому предприятию, поскольку в аэропорту был действующий договор с этой компанией.
Почему не заинтересовались другие авиакомпании?
Другие авиакомпании не заинтересовались, потому что кто-то должен наработать пассажиропоток. Чтобы это сделать – придется какое-то время работать в убыток. И было принято решение продолжить пока рейс Киев-Львов в Ужгород. Немножечко наработать пассажиропоток. И второй вариант – с Ужгорода можно улететь во Львов, откуда долететь в Одессу и Запорожье. А из Киева можно будет долететь в Запорожье. То есть взять билет Ужгород-Запорожье с пересадкой в Киеве.
С 15 марта это только первый этап. Уже рассматривается вопрос, чтобы добавить еще один рейс в Киев - в воскресенье или понедельник. Вылет планируется в 7 утра, как когда-то был рейс, чтобы люди к 9.00 могли прибыть в Киев. Возвращение в Ужгород в 21.00.
Запуск рейса Киев-Ужгород-Кошице рассматривается в ближайшей перспективе?
Сегодня аэропорт на мировой карте указан как международный. Поэтому мы будем рассматривать любые варианты: и в Кошице, и в Будапешт, и в Турцию. Но авиакомпании, которые приходили к нам, а это и WizzAir, и турецкие авиалинии, - не могли решиться, пока не было сертификата EASA.
Есть ли перспективы роста количества чартерных рейсов?
В прошлом году у нас было около 200 таких рейсов. Но надо учитывать, что последние два с половиной года у нас выполнялись визуальные полеты, то есть только в светлое время суток. Сейчас ожидаем, что эта цифра будет расти. Однозначно, есть заинтересованность в чартерных перевозках.
Мы общались с турецкими авиалиниями - это Atlasglobal и Pegasus. Они летают из Львова. Но у нас есть статистика, что из Закарпатья в Турции в прошлом году отдохнуло 30 тысяч человек. Это за период с мая по сентябрь. Получается около 200 человек в день. То есть, если сохранится спрос хотя бы на этом уровне, то рассматриваем возможность введения одного рейса ежедневно в летний период. Еще нет решения, кто из этих компаний будет летать. Ведь это планируется за год. Сейчас мы уже свое время потеряли. Возможно, в следующем году.
Что удалось модернизировать уже? Планы продления ВПП, длина которой сейчас составляет 2038 м, остаются в силе?
За два с половиной года вложили 27 млн грн из местного бюджета, поскольку наш аэропорт является коммунальной областной собственностью. Построили 7 км ограждения по периметру, реконструировали взлетно-посадочную полосу – расширили до стандарта в 40 м. Вопрос продления полосы рассматривается, но это на перспективу.
Есть ли планы развиваться как грузовой хаб?
Чтобы развивать аэропорт, надо решить вопрос о его продлении до 3,5 км, а для этого надо еще договориться со Словакией, чтобы достроить еще 1,2 км ВПП. Если словацкая сторона будет согласна, то мы можем построить свои терминалы, а они свои. И если самолету необходимо разгрузиться на территории ЕС, он садится на территории Словакии, там разгружается, а дальше фуры развозят товары по территории Словакии. Если надо в Украине - подъехал к нашему терминалу, растаможился и фурами развезли. Но это на перспективу. Сейчас речь идет о возрождении именно пассажирского потока.
Однако приграничный «Ужгород» может стать временным решением. Министерство инфраструктуры делает ставку на будущий аэропорт в еще одном районном центре Закарпатской области – в Мукачево.
«Для нас сверхважно иметь временный аэропорт на несколько лет, пока мы не построим новый аэропорт в Закарпатском регионе. Мы исследовали весь регион, и аэропорт Мукачево был выбран как наиболее удачный для этого региона», - заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в ноябре 2018 года.
По словам министра, региональные аэропорты также рассматриваются лоукост-авиакомпаниями в качестве перспективных направлений для новых маршрутов.