Новости авиации Казахстана

«Эйр Астана» стремится укрепить позиции главного транзитного хаба в Центральной Азии. «Наша цель — увеличить объёмы стыковочного трафика из региона на дальнемагистральные международные направления», — поясняет глава компании.

Тем временем он не раскрывает точные цифры прогнозируемого роста транзита, отметив лишь: «При росте флота до 84 самолётов полагаться исключительно на казахстанский рынок — неэффективно. Нам необходим международный транзит».
По словам Фостера, «Эйр Астана» видит спрос на самые разные маршруты. «У нас есть трафик из Кореи в Кыргызстан, из Европы — в Узбекистан, из Индии — в Кыргызстан и даже на внутренние направления в Казахстане. Мы также ожидаем пассажиропоток из Японии через Казахстан в Грузию и из Германии — в Северный Казахстан», — уточняет он. И тут же добавляет, что компания делает ставку на мультипликативный эффект: по мере роста маршрутной сети увеличиваются и возможности для транзита.
Говоря о планах по запуску рейсов в США, Фостер объясняет, что они напрямую зависят от поставок Boeing 787. «Недавно нам сообщили о новой задержке поставок — теперь ожидаем их во второй половине 2026 года», — констатирует он. Кроме того, пока не решён вопрос с возможностью пролёта через воздушное пространство России — это критически важно для построения маршрута.
 
Реклама
Известный экономист Алмас Чукин уверен, что вьетнамская авиакомпания VietJet, уже выкупившая Qazaq Air, может в ближайшее время приобрести один из казахстанских аэропортов — и, скорее всего, это будет воздушная гавань в Актау.

Посмотрите на простой пример — Дубай. С чего начал Дубай в 90-е годы? Они начали с авиации. Построили огромный аэропорт и создали крупные авиакомпании. Все тогда удивлялись: что за безумная идея — никому не нужный Дубай вдруг создает гигантскую авиалинию? Но в итоге они заняли свое место и в авиаотрасли, и сам Дубай поднялся, потому что туда стало легко долететь отовсюду. Коммуникация порождает все остальное. Тут ответ однозначно положительный. Ну и, конечно, появляется конкуренция, варианты для потребителей и так далее, — объяснил наш собеседник.

— У VietJet будет, скорее всего, вторая роль, потому что национальным перевозчиком остается Air Astana. Это к вопросу о том, что международное авиасообщение до сих пор построено по принципу XIX века — на взаимности. То есть, дезигнация национального перевозчика — это очень важно. Есть, конечно, соглашения об открытом небе, но там, где их нет, действует правило: два рейса вы к нам — два рейса мы к вам. Например, Lufthansa летает к нам — мы просим один слот в Германию. Такой паритет. И эти слоты — самые дефицитные, они достаются национальному перевозчику. Линий может быть много, но национальный — один. В свое время у нас были острые дискуссии с «Аэрофлотом», с Россией: они хотели летать к нам больше, а мы не давали, говорили — только на паритетной основе.

Когда FedEx еще летал в Алматы, пока мы его не потеряли, там все было просто — чистая экономика. Грузовым рейсам, в отличие от пассажирских, не нужны прямые маршруты. Им нужны хабы и эффективные маршруты. Вместо того чтобы брать десятки тонн топлива, лучше взять десятки тонн груза. Например, схема была такая: Европа-Азия — большой Boeing 747 прилетает в Алматы, выгружает все, а несколько меньших Boeing 737 из Вьетнама, Китая, Южной Кореи привозят сюда свою часть. Все собирается и летит дальше в Европу. Ночью происходил обмен — большой Боинг привез 100 тонн, их разделили по 20 тонн и разлетелись пять меньших самолетов. Но для этого нужен полноценный терминал. Просто вывалить груз на поле — невозможно. Самолет в самолет — не перегрузишь. Нужно складское помещение.

— Что касается планов по покупке аэропорта — разговоры об этом ходили еще прошлым летом. Любой авиакомпании нужен базовый аэропорт. Самолеты, пилоты, менеджмент — все должно базироваться где-то централизованно. В Алматы это сделать будет сложно: аэропорт — база Air Astana. Конечно, это не запрещено, но обычно так не делается. Алматинский аэропорт — это TAV Holding, и они, как я понял, не против продажи, даже наоборот — будут рады принять нового игрока. Однако проблема в том, что аэропорт уже перегружен нуждами Air Astana: техническое обслуживание, стоянки, логистика — все занято. И даже не в тесноте дело. По большому счету, Алматы им может быть и неинтересен.

Я слышал, что они смотрят на запад Казахстана. Для них главная задача — не работать внутри страны, а создать промежуточную базу между Ближним Востоком, Европой и Азией. И географически им удобнее долететь до Актау. Там можно сделать хаб — люди пересаживаются и летят дальше. Актау находится ближе к Европе — около 4 часов лета.

Караганда им, скорее всего, вообще не нужна. Я не ставлю на Актау, я в этом уверен, т.к я об этом много раз слышал. Говорили даже про Уральск. Но он больше на север уходит, а им удобнее лететь с юга. Кстати, да — Земля круглая. Я, когда смотрю расстояния, беру глобус и нитку. Прикладываешь — и сразу видно, где реально самое короткое расстояние. А большинство людей смотрят на плоские карты, но они сильно искажают восприятие.
 
С 15 мая по 31 июля в международном аэропорту Актау запланирован капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы, передает NUR.KZ со ссылкой на сайт аэропорта.

На сайте аэропорта Актау сообщили, поскольку ремонтные работы будут проводиться с 07:00 до 21:00 по времени Актау, полеты из/в аэропорт будут осуществляться ежедневно с 21:00 до 07:00.

"Руководство АО "Международный аэропорт от Актау" просит пассажиров с пониманием отнестись к деятельности предприятия, ведь безопасность полетов и пассажиров для нас превыше всего", - говорится в сообщении.
Проведение текущего ремонта покрытий обусловлено обеспечением безопасности полетов, безопасности воздушных судов и пассажиров.
 
В аэропорту Атырау состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию нового многоцелевого самолета L 410, приобретённого для министерства по чрезвычайным ситуациям. В мероприятии приняли участие министр по чрезвычайным ситуациям Чингис Аринов и аким Атырауской области Серик Шапкенов.

В своих выступлениях они подчеркнули важность пополнения авиационного парка для повышения мобильности спасательных подразделений и скорости реагирования на чрезвычайные ситуации. Особенно актуальным это становится для таких приграничных и нефтедобывающих регионов, как Атырауская область, где оперативность действий напрямую влияет на безопасность людей и объектов инфраструктуры.

«Сегодня мы стали свидетелями важного события — L 410 станет частью авиационного парка АО «Казавиаспас» МЧС Казахстана. На базе компании будет создано 20 авиаотрядов, которые покроют всю территорию страны по принципу «север–юг, запад–восток». Это стало возможным благодаря приоритетному вниманию, которое руководство страны уделяет вопросам безопасности и готовности к чрезвычайным ситуациям», — отметил Чингис Аринов.
 
Стали известны новые детали о строящихся аэропортах в Восточно-Казахстанской области, подробнее - на Tengri Travel

В регионе планируют построить два новых аэропорта - в Катон-Карагае и Зайсане. Это поможет развивать туризм и улучшит транспортную доступность.

"Ввод в эксплуатацию обоих аэропортов запланирован на четвертый квартал 2025 года", - сообщили в акимате ВКО.

Главная особенность в том, что проектирование и строительство идут одновременно, параллельно.

"Что позволяет оперативно реагировать на возникающие вопросы и обеспечивать соответствие международным стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО)", - отметили в акимате.

Также сообщается, что планируется привлечь авиакомпании, которые располагают воздушными судами типа Q400, ATR 42/72, СRJ200.

Аэропорт в курортной зоне Катон-Карагай будет построен рядом с селом Белкарагай на территории площадью 266 гектаров. В рамках строительства предусмотрена взлетно-посадочная полоса длиной 2200 метров. По данным пресс-службы Министерства транспорта, пропускная способность аэропорта составит до 150 пассажиров в час.

В конце марта 2025 года сообщалось, что основные строительные работы начались на площадке аэропорта Зайсана. Аэропорт строится на месте бывшего военного аэродрома возле села Сатпай, примерно в 25 километрах от Зайсана. Для его размещения выделен участок площадью около 184 гектаров с учетом расположения, климатических условий и транспортной доступности.

Взлетно-посадочная полоса будет длиной 2200 метров. Аэропорт сможет принимать самолеты, такие как Bombardier Q400 и ATR-72. Кроме того, здесь будут: рулежные дорожки, перрон на 4 самолета, современный аэровокзал до 4 тысяч квадратных метров с пропускной способностью 150 пассажиров в час, командно-диспетчерский пункт с вышкой, аварийно-спасательная служба, метеостанция и радионавигационное оборудование.

После открытия аэропорта планируются рейсы в Китай - в Урумчи, Алтай и Канас.
 
"Министерство транспорта РК и компания Terminals Astana Airport Limited (входит в состав Terminals Holding, ОАЭ) заключили долгосрочное инвестиционное соглашение, направленное на комплексное развитие аэропорта и прилегающей к нему территории. Общая сумма инвестиций составит 1,1 млрд долларов", - говорится в сообщении ведомства.

Отмечается, что в рамках реализации соглашения инвестор построит вторую взлетно-посадочную полосу (ВПП), третий пассажирский терминал, а также cargo терминал, предназначенный для перевалки грузов.

Также инвестором планируется развитие Аэротрополиса - мультифункционального комплекса, включающего индустриально-логистическую зону и бизнес-кластер с гостиницами, торговыми площадями, логистическими терминалами.



Еще сообщается, что в аэропорту за счет средств инвестора планируется модернизация парка спецтехники.

Также, по информации министерства, инвестор внедрит цифровые решения и системы автоматизации, а также проведет поэтапное обучение и повышение квалификации персонала аэропорта.
 
Кызылорда. 16 мая. КазТАГ – 13 мая на заседании Правительства РК принято решение о создании специальной экономической зоны «Коркыт Ата» в Кызылординской области, сообщает пресс-служба акима области.

«На заседании Правительства РК, 13 мая 2025 года принято решение о создании специальной экономической зоны (СЭЗ) «Коркыт Ата» в Кызылординской области. Одной из основных задач, вытекающих из послания главы государства народу Казахстана, является развитие аэрохабов, совершенствование инфраструктуры аэропортов, автомобильных магистралей. В этом направлении будет создана специальная экономическая зона «Коркыт Ата», - говорится в сообщении.

Новая СЭЗ займет территорию в 550 гектаров, прилегающую к пассажирскому терминалу аэропорта Кызылорды. В зону войдут объекты авиауслуг, торговли, логистики, хранения и промышленного производства. В приоритете – строительство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение, инновации.

По утвержденным правилам в рамках СЭЗ будет разрешено 28 видов экономической деятельности.

«Создание СЭЗ «Коркыт Ата» открывает новые возможности для привлечения инвестиций, увеличения производственных мощностей и развития экспортного потенциала Кызылординской области», - отметили в акимате.
 
Самолет Ан-2 совершил вынужденную посадку в Кызылординской области, на помощь экипажу пришли спасатели и вертолет, передает Tengrinews.kz.
Подробности спасательной операции сообщила пресс-служба МЧС Казахстана.
"Накануне в дежурную часть МЧС поступило сообщение: в Кызылординской области самолет Ан-2, направлявшийся в сторону Тан-Кумколя, совершил вынужденную посадку", - говорится в пресс-релизе ведомства.

Поясняется, что на его борту находились три человека. Связь с экипажем отсутствовала, их местонахождение было неизвестно.

"Незамедлительно были задействованы все силы и средства МЧС. К поисковой операции присоединился и вертолет АО “Казавиаспас” МЧС", - отметили в пресс-службе.

Уточняется, что ночью после 8 часов напряженных поисков пропавшие были найдены в степи.

"Экипаж эвакуировали в поселок Теренозек Сырдарьинского района Кызылординской области. К счастью, медицинская помощь им не потребовалась", - добавили в МЧС.
 
09:14, 16 мая
Аэропорт Атырау впервые принял международный рейс в рамках режима "Открытое небо"

С 15 мая турецкая авиакомпания начала осуществлять прямой международный рейс из Стамбула в Атырау. Для пассажиров появилась возможность два раза в неделю воспользоваться услугами турецкого авиаперевозчика, передает
inAtyrau.kz.
Руководитель отдела областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нурбол Жампеисов отметил, что данный рейс стал первым международным рейсом, который был открыт в 2025 году в результате перехода международного аэропорта Атырау в режим "Открытое небо".

- Ожидается, что новая инициатива будет способствовать укреплению туристических и деловых связей между Казахстаном и Турцией, увеличению пассажиропотока до 30-40 тысяч человек. Кроме того, это даст возможность повысить инвестиционную привлекательность Атырауской области, укрепить международный статус аэропорта региона, расширить маршрутную сеть, - заявил Нурбол Жампеисов.
Направление, начатое в рамках Меморандума о сотрудничестве между акиматом Атырауской области и инвесторами, показывает эффективность новой модели управления аэропортом.
Также следует отметить, что с 31 мая запускается авиарейс Атырау-Стамбул-Атырау.
 
В Мангистауской области началось строительство нового аэропорта Кендерли. Воздушную гавань возводят по поручению Президента всего в 15 километрах от курортной зоны, передает «24KZ».

Запустить проект планируют в декабре. Новый аэропорт значительно упростит путь к побережью Каспия. Туристам больше не придётся добираться через Актау.

Авиагавань будет обслуживать как внутренние рейсы в Атырау, Актобе, Уральск, Алматы и Астану, так и международные направления, что существенно усилит туристический потенциал региона.

Это будущая взлётно-посадочная полоса. Её длина – более двух километров, ширина – 35 метров. Сейчас на объекте ведут масштабные земляные работы. После этого начнётся укладка специализированных строительных материалов, способных выдерживать нагрузку от тяжёлых воздушных судов.

Бекнур Карабаев, руководитель участка: – Мы разрабатываем грунт на глубину до двух метров. В земле много крупных камней, их необходимо убрать, чтобы избежать деформации полосы при посадке самолёта. Сейчас уже вырыто 400 метров. Впереди ещё много работы. Будущий аэропорт будет расположен в 50 километрах от Жанаозена и займёт почти 600 гектаров. На строительной площадке развернули вахтовый городок. Работают более 80 человек. Задействована спецтехника. Скоро начнутся работы по прокладке инженерных сетей, затем строительство навигационных объектов и складов для хранения горюче-смазочных материалов.

Мекен Уйсенов, аким с. Кендерли: – Привлекательность региона, но и создаст комфортные условия для приезжих. Уже ведутся переговоры с Азербайджаном, Узбекистаном и Россией об открытии международных рейсов. Общая стоимость проекта – 34 миллиарда тенге. Воздушная гавань станет важным объектом не только для гостей региона, но и для мангистаусцев. Сейчас жителям Каракиянского района приходится добираться домой через Международный аэропорт Актау, который расположен в 160 километрах от Жанаозена. Новый транспортный узел позволит значительно сократить путь.
 
Реклама
Осталось понять, где в Киндерли купаться. Там море как в Ейске - глубина полметра, всё в водорослях.

И ездить из Киндерли некуда, это логистический тупик.

При наличии Актау...
 
Дно почистят, это не проблема. Зато вода там теплая, 24-25 градусов. А около Актау холодное течение, там обычно от 20 до 21, если очень повезёт, то 22.
 
В эксклюзивном интервью для Digital Business вице-президент по информационным технологиям и развитию электронного бизнеса Air Astana Анель Ибрагимова рассказала, над чем конкретно сегодня работают ИТ-специалисты в авиакомпании и какие процессы уже удалось полностью автоматизировать.

– В нашем ИТ-департаменте сейчас работает около 160 человек: есть разработчики (бэкенд и фронтенд), аналитики данных, системные бизнес-аналитики, QA-инженеры, проектные менеджеры и так далее. Эти специалисты задействованы в различных проектах по автоматизации административных и производственных процессов, в работе с нашими онлайн-сервисами (сайт и мобильное приложение), инфраструктурой и кибербезопасностью. Спектр задач у команды постоянно расширяется, потому что с каждым годом ИТ-решения в нашей авиакомпании играют все более важную роль.

Еще 10 лет назад в ИТ-департаменте Air Astana было в 4 раза меньше сотрудников. Однако со временем стали наращивать внутреннюю разработку и, соответственно, штат. Ведь наличие специалистов с большой внутренней экспертизой и четким пониманием тенденций в авиаиндустрии позволяет гораздо быстрее реагировать на новые вызовы, чем если вы отдаете все на аутсорс. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособными, сделали ставку на развитие собственной команды. Могу сказать, такое решение положительно отразилось на эффективности компании.

– Что конкретно удалось улучшить за последние несколько лет, если мы говорим о внутренних процессах, которые глобально повлияли на работу Air Astana?

– Прежде всего стоит отметить автоматизацию процесса бюджетирования, который ранее мог занимать до полугода из-за вовлеченности всех департаментов.

В 2020-м году Air Astana внедрила программу повышения эффективности работы авиакомпании (Airline Performance Excellence Program) для оптимизации различных процессов. Под нее мы разработали систему бюджетирования и планирования (Budgeting and Planning System), куда перенесли информацию из экселек. Теперь я как руководитель вижу все финансовые статьи в одном окне и могу сравнивать цифры с прошлым годом. Также есть возможность посмотреть бизнес-план на ближайшие 5 лет и смоделировать различные сценарии при определенных изменениях. К примеру, при планировании запуска нового направления.

Еще важный момент – повышение эффективности работы пилотов. Они принимают критически важные решения в полете. Поэтому необходимо обеспечить их современными ИТ-решениями, которые предоставляют актуальную информацию за бортом, о маршруте полета и прогнозируемом расходе топлива. Такие инструменты обязательны для эффективной работы любой авиакомпании.

Также большой фокус на автоматизацию производственной области – системы автоматического планирования, расписания пилотов, соблюдение определенных правил и регламентов.
 
Первый борт авиакомпании Vietjet Qazaqstan поступит в Казахстан до конца 2025 года, сообщил министр транспорта Марат Карабаев, отвечая на вопрос корреспондента BES.media.

В течение пяти лет компания должна получить 20 новых самолётов. Первый из них должен был прибыть в 2025 году, но его поставка задерживается – теперь его ждут до конца этого года.

"Поставка бортов задерживается не только в отношении авиакомпании Vietjet Qazaqstan – это в целом по миру. К сожалению, сейчас производители воздушных судов опаздывают с поставками. В связи с этим идёт задержка, в том числе с поставками на внутренний рынок, на казахстанский рынок", – объяснил министр.

Vietjet Qazaqstan ориентирована не только на внутренние, но и на зарубежные рейсы. В первую очередь компания откроет рейс во Вьетнам. Также, отметил министр, у Vietjet есть большой интерес к рейсам в Москву.

"Другие направления компания изучает. Безусловно, это очень большая компания, которая работает не только внутри страны, в целом во Вьетнаме, но и представлена в других странах. Они самостоятельно изучают рынок. На данный момент им трудно сказать точно, потому что компания анализирует ситуацию, исходя из того, какие рынки уже заняты", – рассказал Марат Карабаев.

В Казахстане в этом году авиакомпании откроют 32 новых направления, из которых 15 городов – совершенно новые. Это, по словам министра, также повлияет на планы Vietjet Qazaqstan при планировании рейсов.

"На наш рынок, после введения пятого режима "открытого неба", в этом году заявились пять новых лоукостеров. Это новые лоукостеры из Индии, Южной Кореи, Таиланда, которые будут курсировать именно на международных перевозках", – заключил он.
 
Сегодня из международного аэропорта Шымкента отправились первые рейсы авиакомпании SCAT по направлениям в Будапешт и Мюнхен. Эти рейсы стали первым шагом в реализации масштабной программы по развитию авиационного хаба на базе аэропорта Шымкент. Первых пассажиров ждали приятные сладкие подарки.
В рамках программы уже открыты прямые рейсы в семь городов мира. Теперь пассажиры могут отправиться из Шымкента в:
Мюнхен — один из крупнейших городов Германии, известный своими культурными достопримечательностями и экономическими возможностями;
Будапешт — столицу Венгрии, популярное направление для туризма и бизнеса;
Шанхай — крупнейший мегаполис Китая, являющийся важным экономическим и культурным центром;
Урумчи — административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, ключевой транспортный узел на Западе Китая;
Сиань — древнюю столицу Китая и один из главных туристических центров страны;
Сеул — столицу Южной Кореи, город с динамичной культурой и высокоразвитой экономикой;
Каир — столицу Египта, известную своим богатым историческим наследием и возможностями для туризма.
Новые маршруты позволят жителям и гостям Шымкента значительно сократить время в пути и получить более удобный доступ к ведущим мировым центрам бизнеса и культуры. В авиакомпании SCAT отмечают, что новые рейсы откроют дополнительные перспективы для сотрудничества, привлечения инвестиций и увеличения туристического потока в регион.
Программа развития авиационного хаба в Шымкенте нацелена на расширение географии полетов, привлечение новых авиакомпаний и укрепление позиций города как ключевого транспортного узла в Центральной Азии. Реализация этой инициативы позволит повысить транспортную доступность Шымкента и внесет значительный вклад в экономический рост региона.
 
В Казахстане начнут курсировать аэромобили. В министерстве транспорта озвучили подробности проекта.

Ведомство уже создало рабочую группу с участием заинтересованных госорганов и организаций. Также определен тестовый центр для проведения пробных полетов и детального анализа влияния погодных условий на эксплуатационные характеристики летательных аппаратов в разные времена года (весна, лето, зима, осень).

По итогам изучения будут проработаны вопросы регулирования полетов аэротакси. Кроме того, в стране подготовят необходимый пакет поправок для внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

Пилотные полеты пройдут на территории Алматы и Алматинской области. После этого в стране рассмотрят вопросы запуска аэротакси в других регионах страны.
В ведомстве уточнили LS, что тестирование транспортных средств начнется, когда они будут приобретены. На данный момент ведутся переговоры с возможными поставщиками.
 
Назад