События вокруг мексиканской авиакомпании «Интерджет» вызывают особый интерес в России среди всех так или иначе причастных к сфере гражданской авиации. На сегодня это единственный «западный» коммерческий оператор российских гражданских самолётов Superjet 100.
В 2013 году прорыв российских самолётов на западный рынок стал огромным успехом нашего авиапрома, всей нашей страны – «страна-бензоколонка» не может разрабатывать и строить современные пассажирские самолёты. Для успешной эксплуатации SSJ100, в Мексике была развернута инфраструктура – Центр по обслуживанию и ремонту в Толуке и Мехико, Учебный центр в Толуке, пункты линейного обслуживания по всей Мексике. Наши самолёты летали не только в мексиканские города, но и в США, Колумбию, Коста-Рику. Пилоты высоко оценили их лётные качества, а пассажиры – комфорт. Этот успех вызвал большой резонанс как в специальных авиационных, так и в общеполитических СМИ. Обратной стороной этого резонанса стала информационная война, немедленно развязанная против «Суперджета».
Судьба самолёта в Мексиканском небе не была безоблачной – были и проблемы, иногда серьёзные, но в целом они решались.
Концепция «Интерджета» предполагала предоставление пассажирам полного набора услуг по цене лоукостера. Например, в цену билета входило питание, межкресельные интервалы 34” в эконом классе соответствовали бизнес-классу других компаний и т.д. Это способствовало большой популярности авиакомпании в Мексике. Действительно, такая концепция позволяет завоевать рынок, но требует безукоризненно точного управления. Увы, ошибок избежать не удалось.
Сейчас «Интерджет», как и многие другие авиакомпании мира, оказалась на грани банкротства. У перевозчика появились просроченные долги, прекратились поставки запчастей и топлива, самолёты встали, сотрудники, не получающие зарплату уже 4 месяца, начали забастовку. Налоговые органы предъявили свои претензии. По сообщениям СМИ кризис вступает в острую фазу.
Мажоритарный инвестор «Интерджет», Алехандро дель Валле отказался продать авиакомпанию группе инвесторов, которые пообещали покрыть все трудовые обязательства помимо долгов перед казначейством Мексики. В течение последних месяцев дель Валле вёл переговоры с инвесторами, однако мажоритарный акционер отказался продавать компанию.
«Намерение инвесторов состояло в том, чтобы выплатить все долги, выплатить задолженность рабочим и возобновить работу авиакомпании», - сообщает мексиканская газета «ElFinanciero» [1]. И сразу после этого последовало сообщение о намерении Алехандро дель Валле подать заявление о коммерческом банкротстве авиакомпании «Интерджет» [2] [3].
По этому поводу наряду со злорадством одних можно слышать и другое мнение, зачастую из уст «государственных мужей»: - А нам-то что до этого банкротства?
Злорадство «партнёров» понятно, невозможно понять безразличие… Уход как с европейского, так и с латиноамериканского рынков гражданской авиатехники является огромной ошибкой.
Сейчас ценой многих усилий в Латинской Америке (и в Европе) создана инфраструктура для эксплуатации наших самолётов. Есть прекрасно оборудованный сертифицированный центр по ремонту, есть многочисленный обученный персонал, который поверил в российскую технику. Есть пассажиры, которым понравилось летать на российских самолётах. Есть бизнес-партнёры, готовые работать.
Уход с рынка разрушит всё это, всё, что было сделано за последние 10 лет. Хуже того, он сделает невозможным наше возвращение на эти рынки на многие-многие годы. Не надо себя обманывать, что после того, как мы бросим на произвол судьбы операторов одного самолёта, к нам выстроится очередь за другим, что кто-то захочет переучиваться на «русский самолёт»,что кто-то захочет строить на нём свой бизнес. Для восстановления снова потребуются многие годы усилий и огромные затраты.
Перед ОАК была поставлена задача наращивать долю гражданской авиатехники. Трудно понять, как уход с зарубежных рынков помогает в решении этой задачи.
Но у текущей ситуации есть и ещё одна сторона. «Интерджет» покупал свои самолёты, а не брал их в лизинг. Для финансирования сделки привлекались кредиты крупнейших банков. В частности, на покупку SSJ100 был получен синдицированный кредит у группы банков во главе с крупнейшим французским банком Natixis. В эту группу помимо французских и итальянских банков входит также и российский ВЭБ. Непогашенная часть этого кредита вместе с набежавшими процентами составляет 380 млн долларов. По условиям банкротства кредиторами первой очереди являются сотрудники компании и налоговые органы, претензии которых мексиканскому перевозчику превышают 200 млн долларов.
На текущий момент очевидно, что активов «Интерджета» абсолютно недостаточно для погашения всех долгов в случае банкротства. Более того, значительная часть этих активов сохраняет свою ценность только в рамках функционирующей компании и теряет стоимость в случае её ликвидации. Шансы на возврат долга остаются только в случае сохранения компании.
Также очевидно, что руководство «Интерджета» не имеет чёткого плана по спасению предприятия, вместо этого оно раздаёт невыполнимые обещания и выступает с громкими заявлениями, которые опровергаются уже на следующий день.
В сложившейся ситуации следует ожидать вмешательства крупных кредиторов в процесс управления компанией с целью спасения своих активов.
В целом, все участники кризиса объективно заинтересованы в сохранении «Интерджета» – и кредиторы, и профсоюзы, и Правительство Мексики. Именно эта общность интересов создаёт хорошие предпосылки для успеха. Но для этого надо немедленно начинать действовать.
Даже в СССР при всей жёсткой зарегулированности не боялись искать различные возможности выхода на мировой рынок гражданской авиатехники, так как прекрасно понимали важность присутствия на нём. Так, например, для продвижения Як-40 была создана авиакомпания AerTirrena с итальянским сертификатом. Советской стороне там принадлежали скромные 30%, но компания летала на Як-40 по всей Италии и соседним европейским странам.
Сейчас крайне важно сохранить наше авиационное присутствие на внешних рынках. Тем более, что это не требует значительных усилий и затрат. Целый ряд авиакомпаний в регионе сейчас внимательно следит за развитием ситуации и оценивает для себя возможность работы с нашими самолётами.
Ещё в 2019 году глава ВЭБ Игорь Шувалов так оценивал ситуацию: «Мы сейчас будем смотреть, как сделать так, чтобы мягко выйти из этой ситуации, не хоронить перевозчика, «Интерджет». Другие государства Центральной Америки также проявляют интерес к SSJ100. Самолёты надо будет доукомплектовать, провести ремонтные работы. И мы будем вести переговоры с партнёрами для того, чтобы эти самолёты максимально остались в регионе"[4].
В «Интерджете» есть люди, умеющие летать на наших самолётах и обслуживать их. Сейчас известный российский эксперт в области экономики авиации и ярый поклонник «Суперджета» – О.А. Евдокимов вовлёк в проект новых инвесторов, готовых работать с мексиканской компанией и не только сохранить, но и значительно нарастить число наших самолётов, но им безусловно нужна поддержка всех заинтересованных сторон.
Есть множество финансовых, коммерческих, политических резонов оказать такую поддержку, очень хочется увидеть хоть какие-то действия…
События вокруг мексиканской авиакомпании «Интерджет» вызывают особый интерес в России среди всех так или иначе причастных к сфере гражданской авиации. На