UTAIR ХОЧЕТ СДЕЛАТЬ КРАСНОЯРСКИЙ АЭРОПОРТ ЕМЕЛЬЯНОВО СВОИМ ХАБОМ
Одна из самых быстрорастущих российских авиакомпаний, UTair, хочет сделать красноярский аэропорт Емельяново форпостом своей экспансии в Азию и на российский Дальний Восток. Перевозчик уже начал переговоры с администрацией Красноярского края, владельцем местного аэропорта, и к 2020 году рассчитывает открыть отсюда полеты по 27 направлениям.
За последние пять лет UTair увеличила пассажиропоток втрое - с 2,35 млн человек в 2006 году до 7,55 млн (включая показатели вертолетного подразделения) в 2011 году. Базовыми аэропортами для перевозчика сейчас являются московский Внуково, а также Тюмень и Сургут. Однако вскоре UTair может сделать ставку на развитие еще одного аэропорта - красноярского Емельяново.
Согласно презентации перевозчика, подготовленной к форуму "Крылья России", маршрутная сеть перевозчика к 2020 году будет состоять из двух хабов (транзитных узлов) - Москвы и Красноярска. Согласно той же презентации, из Красноярска планируется открыть 27 рейсов, в том числе в Сингапур, Шанхай, Гонконг, Пекин, Токио, Владивосток и Хабаровск. Сейчас из Емельяново UTair летает только в Москву, Иркутск и Новосибирск.
Вторым и крупнейшим хабом, как и сегодня, останется московский аэропорт Внуково. Однако большого количества новых европейских направлений из Внуково открыто не будет. Согласно презентации, авиакомпания будет летать только в Таллин, Ганновер, Ригу, Вильнюс, Барселону, Брно и города Украины. С 2013 по 2020 годы, как планируется, парк UTair пополнят 40 среднемагистральных Boeing 737-800/900 и восемь дальнемагистральных Boeing 767-200. В самой авиакомпании не стали комментировать планы по поводу создания хаба в Красноярске.
Как рассказал РБК daily министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков, UTair в конце 2011 года провела с администрацией региона первый раунд переговоров о возможности создания в Емельяново своего восточного хаба, "однако оформленных предложений от них не проступало". По его словам, сейчас администрация края ведет консультации с потенциальными инвесторами о формах сотрудничества. Пашков обещает, что в течение трех месяцев будут определены условия, на которых администрация края будет привлекать партнера.
UTair - не первый перевозчик, обративший внимание на Красноярск. Несколько лет назад развивать там хаб собирался ныне обанкротившийся авиаальянс AirUnion братьев Абрамовичей. После его краха власти региона планировали привлечь в аэропорт партнера, но пока безуспешно. Тот же "Аэрофлот", декларировавший создание в Красноярске хаба, не так давно закрыл здесь свое представительство и сейчас выполняет отсюда только один рейс в Москву. Стать базовым перевозчиком в Емельяново собиралась авиакомпания "Таймыр" (бренд NordStar), но пока ей удалось открыть рейсы лишь в Минводы, Сочи, Нижневартовск и Томск. Интерес к развитию грузового направления в аэропорту Красноярска проявляет компания "Интеррос" Владимира Потанина.
Ранее власти региона сообщали, что для развития аэропорта Емельяново в ближайшие несколько лет понадобится более 1 млрд долл. государственных и частных инвестиций. В конце 2011 года сообщалось, что частный инвестор должен был вложить в проект порядка 10-12 млрд руб. до 2020 года. При этом инвестор может получить до 75% акций аэропорта. Благодаря этому к 2020 году пропускная способность аэропорта должна увеличиться до 3,5 млн пассажиров в год.
В Красноярске уже давно нет базовой авиакомпании, признает гендиректор "Аэропорт Инвестментс" Сергей Детенышев. "Красноярск - одна из наиболее привлекательных точек для создания сибирского хаба, обслуживающего Сибирь и Дальний Восток", - отмечает эксперт. В то же время он напомнил, что хаб создает не аэропорт, а авиакомпания, готовая летать из него.