LOT презентовала стратегию LOT-2020 — программу прибыльного роста до 2020 г. К этому времени авиакомпания рассчитывает стать лидером в Центральной и Восточной Европе. В 2020 г. LOT планирует перевезти 10 млн пасс. (почти в два раза больше, чем в 2016 г.), постепенно увеличивая флот и открывая новые направления.
СЕТЬ ПОЛЕТОВ
Отправная точка стратегии — оптимистичный прогноз рынков Польши и Восточной Европы, которые продолжат расти более высокими темпами, чем в среднем по странам ЕС. С большей сетью, низкими ценами и лучшим продуктом LOT планирует вернуть утраченную на домашнем рынке долю в 25%.
Авиакомпания планирует увеличить сеть дальнемагистральных рейсов (главный фокус — на Северной Америке и Азии). В дополнение к существующим направлениям на Нью-Йорк, Чикаго, Торонто и Пекин в 2016 г. из Варшавы уже открылись рейсы в Сеул, в 2017 г. — в Токио, Лос-Анджелес и Ньюарк. К 2020 г. авиакомпания планирует обслуживать 10–12 дальнемагистральных направлений. С большой вероятностью среди них окажутся американские Сан-Франциско, Вашингтон и Майами, а на востоке — Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь.
Для развития хаба и подвоза пассажиров под дальнемагистральные рейсы LOT увеличит сеть полетов по Европе и Ближнему Востоку. В 2017 г. авиакомпания полетит в Астану, Калининград, Гетеборг, Штутгарт, Подгорицу и др. С 26 февраля LOT открыла рейсы во второй киевский аэропорт — Жуляны; расписание предусматривает ранний вылет из Киева и удобные стыковки в Варшаве.
Конкурировать с лоукостерами LOT намерена низкими ценами при сравнительно лучшем продукте на борту. С прошлого года авиакомпания по два раза в неделю организовывает распродажи, реализуя таким образом 1 млн билетов по привлекательным ценам.
ОБНОВЛЕНИЕ ФЛОТА
К 2020 г. LOT планирует увеличить флот до 70 машин; в парке перевозчика в том числе будет 16 Boeing 787 Dreamliner и около 15 новых самолетов вместимостью более 150 кресел (по-видимому, это будут Boeing 737). Также авиакомпания стремится к унификации флота, что может означать будущий вывод из эксплуатации Embraer.
Сейчас флот LOT состоит из 47 самолетов: 6 Boeing 787-8, 3 Boeing 737-400, 2 Boeing 737-800, 2 CRJ900 (в ливрее Nordica), 6 Embraer 195, 18 Embraer 170/175 и 10 региональных Bombardier Q400. Средний возраст флота составляет 8 лет.
В июне и августе 2017 г. парк LOT пополнят еще два Boeing 787-8, а в следующем году — три Boeing 787-9 большей вместимости. До конца июня LOT будет располагать четырьмя Boeing 737-800NG (два уже поступили в апреле). Также в октябре и декабре 2017 г. авиакомпания получит два из шести заказанных Boeing 737MAX-8. В итоге до конца года флот LOT должен увеличиться до 51 самолета. Новые ВС будут требовать больше летного состава. К 2020 г. авиакомпания планирует набрать 400 пилотов и более 1000 бортпроводников.
Успешная реструктуризация LOT Polish Airlines, возврат к прибыльности и видение развития снова делают актуальным поиск стратегического инвестора для государственной авиакомпании. Но на этот раз приватизация нужна не для спасения компании, а для развития.