Новости авиакомпании "LOT-Polish Airlines"

Авиакомпания LOT Polish Airlines открывает полеты по маршруту Варшава - Баку.

Расписание рейса с 27 мая 2022г (время местное):

МаршрутДни вылетаВылетПрилет
LO-719 Варшава - Бакусреда, суббота20:4502:55+1
LO-721Варшава - Бакувторник, пятница23:0005:10+1
LO-720 Баку - Варшавачетверг, воскресенье03:4506:15
LO-722 Баку - Варшавасреда, суббота06:0008:30
789
 
Реклама
Авиакомпания LOT Polish Airlines открывает полеты по маршруту Варшава - Каир.

Расписание рейса с 1 июня 2022г (время местное):

МаршрутДни вылетаВылетПрилет
LO-149 Варшава - Каирпонедельник, среда, четверг, суббота, воскресенье15:0019:00
LO-150 Каир - Варшавапонедельник, вторник, четверг, пятница, воскресенье11:0015:15
789
 
Последнее редактирование:
LOT Polish Airlines приобрела еще один, шестой Embraer E190. Это уже 39-й самолет бразильского производителя в парке LOT.

Самолет с обозначением MSN19000330 и регистрационным номером SP-LMF арендован у Nordic Aviation Capital (NAC). Самолет направляется в Польшу по маршруту : MCN (региональный аэропорт Мейкон Миддл Джорджия) - EWR (Ньюарк) - YYR (Гуз-Бей) - KEF (Рейкьявик) - WAW (Варшава).
Вышеупомянутый E190 был произведен в декабре 2009 года, в котором он перешел в парк Azul Linhas Aéreas Brasileiras. Затем, после отзыва у бразильского перевозчика, в 2019-2022 годах самолет был припаркован NAC в региональном аэропорту Мейкон Миддл Джорджия. Новое ВС LOT, как и другие E190, принимает на борт 106 пассажиров. Судя по первым фото, у машины пока нет цветов PLL LOT, но скоро она получит новую ливрею в Варшаве.

В настоящее время в парке LOT 75 машин, в том числе 39 бразильских самолетов: шесть E170, 12 E175 (в том числе два в распоряжении правительства), шесть E190 и 15 E195. LOT планирует приобрести еще один E190 для замены снятого с производства самолета De Havilland Dash 8-400.
 
Международный аэропорт Сараево приветствовал первый рейс LOT Polish Airlines по маршруту Варшава – Сараево – Варшава традиционным водным салютом.

Представителем национального перевозчика с реки Висла на официальной церемонии в понедельник в столице Боснии и Герцеговины была Катажина Пискорж, член правления по корпоративным делам. Ее сопровождали статс-секретарь Министерства иностранных дел Республики Польша Шимон Шинковский, посол Республики Польша в Боснии и Герцеговине Ярослав Линденберг, посол Боснии и Герцеговины в Польше Ковилка Шпирич и директор аэропорта им Фредерика Шопена в Варшаве Петр Чех.
1654004734257.png

- Открытие прямых рейсов между Варшавой и Сараево является еще одним подтверждением растущей активности Польши на Западных Балканах. Я надеюсь, что это не только облегчит поездку польских паломников в Меджугорье, но и станет катализатором еще более активного экономического, политического и культурного сотрудничества между Польшей и Боснией и Герцеговиной», - сказал Шимон Шинковский, государственный секретарь в Министерства иностранных дел Польши.
 
1654355904719.png

Польские авиалинии LOT уже начали использовать шестой Embraer E190. В среду (1 июня) машина совершила свой первый коммерческий рейс по маршруту Варшава — Милан — Варшава. Днем того же дня самолет вылетел в Каир.
Машина с порядковым номером самолета MSN19000271 в рамках каждого конкретного типа ВС и регистрационным номером SP-LMF взята в аренду у Nordic Aviation Capital (NAC).
 
Польские авиалинии LOT стремятся расширить свое присутствие в Хорватии, поскольку она становится важным летним рынком для перевозчика. Этим летом авиакомпания поддерживает восемь маршрутов между Польшей и Хорватией, обслуживая пять городов страны. В этом сезоне LOT продает 170 000 мест между двумя рынками. «Этим летом мы будем летать 28 раз в неделю между Польшей и Хорватией. Большинство поляков приезжают в Хорватию на машине. Тем не менее, я надеюсь, что мы совместно разработаем решения, которые помогут нашим соотечественникам сэкономить автомобильную поездку и каждый сможет летать с LOT», — сказал генеральный директор перевозчика Рафал Мильчарски. Он добавил: «В прошлом году мы перевезли в Хорватию более 33 000 поляков, и мы надеемся на гораздо лучший результат в этом году. Я также надеюсь, что хорваты посетят Польшу в большем количестве».

Этим летом польский национальный перевозчик продолжает выполнять рейсы из Варшавы в Загреб, Дубровник, Сплит, Задар и Риеку, из Кракова в Сплит, из Жешува в Задар и из Зелена-Гура в Риеку. «Наше присутствие в Хорватии является результатом последовательной работы нашей команды, а также растущей популярности Хорватии в Польше и растущего числа поляков, которые хотят приехать в Хорватию в течение двух часов», — член правления LOT по коммерческим вопросам Михал Фийол. , сказал. Однако польский перевозчик также отметил, что трудности, с которыми столкнулась авиакомпания Croatia Airlines, позволили ей расширить свое присутствие в стране. Основными конкурентами LOT на рейсах между двумя рынками являются Wizz Air и Ryanair.

В аэропорту Загреба наблюдается растущий спрос на авиаперевозки из второстепенных городов Польши, некоторые из которых потенциально могут обслуживаться LOT. Согласно данным OAG до пандемии за 2019 год, в Загребе наблюдалось значительное количество непрямых перевозок из Кракова, второго по величине города Польши. В том году по одному маршруту путешествовало более 5000 человек. За ним последовали Гданьск, Вроцлав, Познань и Катовице. LOT имеет базы как в Кракове, так и в Катовице, что позволит перевозчику обслуживать столицу Хорватии самолетами вместимостью от семидесяти до восьмидесяти мест, такими как Embraer E170, E175 и турбовинтовой Dash 8. «Хорватия с каждым годом становится все более популярной среди наших пассажиров, а также вызывает интерес у путешественников за пределами Варшавы.
 
LOT Polish Airlines приобрела еще один, уже седьмой, Embraer E190. Это также 40-й Embraer E-Jet в парке национального перевозчика. 10 июня машина совершила первый коммерческий рейс Варшава — Вена — Варшава.

Вышеупомянутый Е190 был произведен в октябре 2011 года, когда он достался «Эйр Астане». Затем, после отзыва казахстанским перевозчиком, в 2019-2022 годах самолет находился на стоянке НАК в аэропорту Быдгоща. Самолет берет на борт 106 пассажиров. Машина пока не имеет цветов PLL LOT и по информации скоро получит их.
 
Вечером в пятницу ,17 июня этого года, первый самолет из Ольштына прибыл в аэропорт под Жешувом. Столица Вармии и Мазур является вторым после Венеции новым направлением в этом сезоне, которое может предложить аэропорт в Ясенке. 5 июля стартует третий, дебютный рейс LOT Polish Airlines в Риеку.
Первый самолет из Ольштына встретили водяным салютом из машин спасательно-пожарной службы аэропорта.

- Воздушное сообщение, соединяющее регионы Польши, удаленные друг от друга более чем на 500 км - Варминско-Мазурское воеводство и Подкарпатье - открывает новые возможности для быстрого и комфортного путешествия по стране и открытия ее самых красивых уголков, - подчеркнул Маршал Вармии- Мазурского воеводства, Густав Марек Бжезин. - Жители северо-восточной Польши, которые хотят провести отпуск в очаровательном Жешуве или уединенных Бещадах, а также туристы из Подкарпатья, планирующие отдых в Стране тысячи озер, наверняка оценят главное преимущество нового авиасообщение LOT, т.е. очень существенно сэкономят время в пути, - добавил он.
 
LOT Polish Airlines рассчитывает на значительное количество пассажиров между Варшавой и Каиром в этом сезоне. О возможностях дальнейшего развития этой авиалинии рассказывает послол Польши в Каире Михал Лабенда.
Первый рейс из Варшавы в Каир вылетел в последний день мая. Возвращение национального перевозчика в египетскую столицу — это не только попытка поиска новых рынков, которые заменят утраченные на востоке , но и возможность выхода в Африку.

- Мы надеемся, что визит президента Анджея Дуды, который только что завершился, приведет к увеличению товарооборота. Сейчас это около 705 миллионов долларов, что нас не устраивает. Две трети стоимости приходится на польский экспорт, но возможностей гораздо больше, - говорит Михал Лабенда, посол Польши в Каире. - С точки зрения бизнеса привлекательна стыковка, позволяющая долететь до Египта за четыре часа. Туризм развивается, происходит оживление политических и экономических контактов и, кроме того, прямые авиарейсы пять раз в неделю — это взаимоусиливающие факторы, — добавляет он.

- Египет — это огромный рынок с потрясающими возможностями. Теперь он продвигает так называемую мегапроекты, включая новую административную столицу, где уже задействованы польские компании. Инвестиции в инфраструктуру, зеленые технологии, умные города и технологии, используемые для построения умных городов или традиционного сельского хозяйства, — все это области, представляющие интерес для польских компаний.
— Вопрос идеи возвращения к прямым рейсам за последние несколько лет. К сожалению, этому помешала пандемия. Сейчас нас 450 000 туристов в год, и они прибывают в основном на Красное море. Туристы, приезжающие сюда, однако, не только отдыхают, но и многие имеют цели, связанные с историей Египта — для них Каир может быть интересным решением, — добавляет Лабенда.
На рейсах в Каир в настоящее время предлагается более 1000 мест в неделю, что составляет 23,2 тысячи предложений до конца летнего сезона. Национальный перевозчик Польши предполагает, что к концу сезона сможет перевезти около 18 тыс. пассажиров. Осенью LOT планирует сократить частоту рейсов до четырех в неделю при замене самолета Embraer E190 на более крупный B737.
 
Польские авиалинии LOT начали выполнять чартерные рейсы между Катовице и Мостаром, обеспечив столь необходимый импульс для последнего, который изо всех сил пытался привлечь клиентов. Рейсы выполняются от имени туроператора Rego-Bis и обслуживают паломников, посещающих достопримечательность Междугорья. Местные власти Мостара заключили с туроператором трехлетнее соглашение, в соответствии с которым LOT будет действовать в качестве перевозчика на протяжении всего срока действия. «Для меня большая честь, что нам удалось заключить контракт. Мы установили воздушное сообщение между Польшей и Боснией и Герцеговиной. Рейсы будут выполняться один раз в неделю», — сказал генеральный директор аэропорта Мостар Иван Любич. Мэр города Марио Кордич добавил: «Я надеюсь, что теперь к аэропорту Мостара будут относиться положительно, а не как к бездонной яме».
1656222811336.png

1656222833922.png
 
Реклама
Авиакомпания LOT Polish Airlines открывает полеты по сезонному маршруту Зелена-Гура - Риека.

Расписание рейса с 3 июля по 4 сентября 2022г (время местное):

МаршрутДни вылетаВылетПрилет
LO-555 Зелена-Гура - Риекавоскресенье15:3517:30
LO-556 Риека - Зелена-Гуравоскресенье18:0519:55
 
Последнее редактирование:
Авиакомпания LOT Polish Airlines открыла полеты по сезонному маршруту Варшава - Риека.

Расписание рейса с 5 июня по 25 сентября 2022г (время местное):

МаршрутДни вылетаВылетПрилет
LO-561 Варшава - Риекавоскресенье13:4015:30
LO-562 Риека - Варшававоскресенье16:2018:10
 
Авиакомпания LOT Polish Airlines открыла полеты по сезонному маршруту Варшава - Дубровник.

Расписание рейса с 6 июня по 25 сентября 2022г (время местное):

МаршрутДни вылетаВылетПрилет
LO-563 Варшава - Дубровникпонедельник, среда09:2511:25
LO-565 Варшава - Дубровниквторник, четверг16:2518:25
LO-563 Варшава - Дубровникпятница09:3011:30
LO-565 Варшава - Дубровниксуббота16:1018:10
LO-565 Варшава - Дубровниквоскресенье16:2018:20
LO-564 Дубровник - Варшавапонедельник, среда12:0514:05
LO-566 Дубровник - Варшававторник, четверг19:1521:15
LO-564 Дубровник - Варшавапятница12:1014:10
LO-566 Дубровник - Варшавасуббота19:0021:00
LO-566 Дубровник - Варшававоскресенье19:1021:10
789
 
В ночь со вторника на среду было запущено последнее новое летнее направление из Жешува. Самолет LOT Polish Airlines из хорватского города Риека был встречен водным салютом спасательно-пожарной службы аэропорта
.

Риека является третьим новым направлением в этом сезоне после Венеции и Ольштына. С 5 июля в течение следующих двух месяцев LOT Polish Airlines будет доставлять пассажиров из Подкарпатья и соседних регионов в третий по величине город Хорватии. Международный аэропорт, в который пассажиры прилетают из Ясенки по вечерам во вторник, расположен на острове Крк, который благодаря своим прекрасным пляжам считается «золотым островом» Адриатического моря.
Первые туристы полетели в Хорватию на недельный или более длительный отпуск, но были и те, кто решил совместить посещение Риеки с Задаром или Венецией, другими направлениями, предлагаемыми подкарпатским аэропортом.
 
Авиакомпания LOT Polish Airlines открыла полеты по сезонному маршруту Гданьск - Зелена-Гура.

Расписание рейса с 10 июля по 2 октября 2022г (время местное):

МаршрутДни вылетаВылетПрилет
LO-3529 Гданьск - Зелена-Гурачетверг, воскресенье18:2019:20
LO-3530 Зелена-Гура - Гданьскчетверг, воскресенье19:5020:50
789
 
В официальном сообщении PKN Orlen и LOT Polish Airlines объявили о подписании соглашения о сотрудничестве в реализации экологических решений для выполнения требований пакета EU Fit for 55.

Благодаря заводской установке гидрирования масла в Плоцке PKN Orlen будет предлагать авиакомпаниям топливо SAF (Sustainable Aviation Fuel) с низким уровнем выбросов с 2025 года. Инновационный продукт будет изготовлен из отработанных растительных масел.

Резолюция NetZero, принятая IATA (Международной ассоциацией воздушного транспорта), предполагает, что к 2050 году перевозчики станут нейтральными по выбросам. Одним из ответов на вызовы, стоящие перед отраслью, является использование технологии гидрогенизации растительных масел (HVO), которая позволяет преобразовывать сырье, такое как растительные масла, отработанные растительные масла и масла из водорослей, в биотопливо или в биокомпонент для авиационного топлива.
1657801015054.png

В соответствии с заключенным соглашением PKN Orlen и LOT Polish Airlines поделятся знаниями и опытом в области экологичных видов топлива и совместно проведут мероприятия, направленные на их внедрение в гражданской авиации, в соответствии с пакетом FIT for 55 и инициативой Refuel Aviation. LOT Polish Airlines планирует использовать устойчивое авиационное топливо в рамках стратегии Destination ECO. Несмотря на то, что юридические нормы, касающиеся требования использовать устойчивое топливо в ЕС, в настоящее время находятся на стадии переговоров,LOT Polish Airlines хочет использовать SAF на всех рейсах из аэропортов, в которые его будет доставлять PKN Orlen. Использование этого вида топлива на ближних и дальнемагистральных рейсах значительно сократит выбросы углекислого газа.
 
Польские авиалинии LOT не планируют дальнейших сокращений рейсов в аэропорта Лондон-Хитроу. В настоящее время польский национальный перевозчик предлагает рейсы в Лондон два раза в день. И так будет до конца летних каникул.

Польские авиалинии LOT недавно внесли корректировку в летнюю сетку полетов, но не в масштабах, например, немецкой Lufthansa. Отмена распространяется на ночные рейсы в Амстердам, Милан, Гамбург и Люлин в период с 18 июля до конца августа. Рейсы с ночевкой в Кошице и Остраве были переведены в дневные, а частота полетов в Бейрут была сокращена с пяти до двух в неделю. Кроме того, время вылета рейсов из Кракова в Тель-Авив перенесено с вечернего на утреннее.

Всего в период с начала июля по конец августа национальный перевозчик отменил 243 рейса, то есть более 2% запланированных рейсов. Большинство из них связаны с Амстердам, Франкфуртом-на-Майне, Лондоном и Тель-Авивом, то есть городами, аэропорты которых имеют серьезные проблемы с пропускной способностью. Однако признаков дальнейшего сокращения стыковок со столицей Англии пока не наблюдается .
 
LOT получил первый Embraer E195-E2 VKontakte | VK
В течении последних двух дней новый самолёт с бортовым номером SP-LEA осуществлял перегон из бразильского города Sao Jose Dos Campos, где осуществляется производство новых Embraer E-jet E2.

В планах перевозчика получить ещё два Embraer E195-E2 до конца третьего квартала 2024 с компоновкой на 136 мест.
В данный момент авиакомпания имеет во флоте 42 самолёта первого поколения E-jet, начиная с 2004 года, являясь первым эксплуатантом этого типа воздушного судна в мире. Это позволит в течении нескольких дней переучивать уже существующие экипажи на новые самолёты.
ZqpFKpTczQ4.jpg
 
Отчёт: LOT и его конкуренты до, во время и после пандемии COVID-19
(перевод AI)

Финансово-операционные данные за последние шесть лет показывают, что LOT вышел из коронакризиса усиленным по отношению к своим конкурентам аналогичного масштаба и схожих характеристик.

Публикация финансовых отчётов LOT за 2024 год позволяет сравнить его результаты с показателями конкурентов аналогичного масштаба. Благодаря сравнению можно оценить, являются ли высокие прибыли польского перевозчика, достигнутые за последние два года, исключительными, или, возможно, это закономерность, которая также относится к его конкурентам. Мы возвращаемся к анализу результатов LOT в сравнении с его оппонентами аналогичного размера и характеристик, чтобы ответить на вопросы, как польская авиакомпания справилась с последними, очень трудными шестью годами.

Наиболее близкими по структуре к LOT европейскими перевозчиками являются Austrian Airlines (Austrian) и Finnair. Это также авиакомпании, чьи основные базы расположены в радиусе менее 1 тыс. км от WAW, то есть от базы LOT. Оба перевозчика также выполняют дальнемагистральные рейсы. Austrian Airlines принадлежит к Lufthansa Group и, в отличие от Finnair, является дочерней компанией. Тем не менее, обе эти авиакомпании представляют собой значительную конкуренцию для польского перевозчика. К этой тройке мы добавили также TAP Air Portugal (TAP), авиакомпанию более крупную и удалённую от аэропорта Шопена, но всё ещё находящуюся в руках правительства в Лиссабоне. Вскоре это может измениться, так как частичная приватизация TAP уже решена, и ведутся переговоры с претендентами.

В наше сравнение мы включили несколько десятков данных и параметров Austrian, Finnair, LOT и TAP за шесть лет, то есть за период с 2019 по 2024 год. В анализе мы использовали, в частности, информацию о доходах и операционных расходах, прибылях и убытках, количестве перевезённых пассажиров и выполненных авиаоперациях, предлагаемых кресло-километрах (Available Seat Kilometer, ASK), а также о численности флота. Польские злотые были конвертированы в евро по среднему курсу НБП, действовавшему на последний день каждого года анализируемого шестилетнего периода, что может положительно или отрицательно влиять на данные LOT.

При сравнении финансовых данных мы ограничились доходами, операционными расходами и вытекающими из них показателями по двум причинам. Во-первых, бухгалтерский учёт LOT не ведётся на основе Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), что затрудняет корректное сравнение данных с другими компаниями. Во-вторых, результаты Austrian Airlines отчитываются в рамках Lufthansa Group, в связи с чем доступ к ним ограничен.

При сравнении данных стоит помнить, что у каждого показателя есть свои ограничения. Каждая из авиакомпаний, описанных в анализе, имеет свою специфику, которую ни один расчёт не может исчерпывающе передать. Тем не менее, несмотря на эти ограничения, делать выводы из доступных данных и отвечать на поставленные в начале вопросы вполне правомерно.

Большая часть информации получена из финансовых отчётов четырёх перевозчиков. Нельзя также забывать, что самые свежие данные, которые мы анализируем, датированы 31 декабря 2024 года.

Наш анализ четырёх перевозчиков мы начинаем с размера их флотов, что представлено в таблице и на графике 1.

AY_LO_OS_TP_19_24_1_1.png


Данные касаются активных самолётов, находящихся в собственности или используемых по долгосрочным лизинговым контрактам.

Ни одна авиакомпания, кроме LOT, не увеличила размер своего флота в 2024 году по сравнению с 2019 годом. Сокращение флота больше всего затронуло Austrian, который уменьшил его на 14 самолётов (на 17%). В то же время TAP сократил количество своих самолётов на шесть единиц (на 5,7%), а Finnair избавился от трёх машин, что означает снижение на 3,6%. LOT же увеличил свой флот на два самолёта (рост на 2,4%) и по-прежнему занимает второе место по его величине в нашем рейтинге, уступая только TAP.

По состоянию на конец прошлого года LOT располагал 15 дальнемагистральными самолётами (B787), у TAP было 22 таких машины (A330), у Austrian11 (B767, B777 и B787), а у Finnair26 (A330 и A350). По этому показателю LOT превосходит только Austrian.

Доля собственных самолётов, не находящихся в лизинге, у Finnair составляла 61% (49 самолётов). У Austrian на конец 2024 года было не менее 31 такого самолёта, что составляет 45%. LOT мог похвастаться 11 собственными самолётами, которые составляли 13% от всего флота. Это значительный прогресс по сравнению с предыдущими годами. В то же время TAP по-прежнему не имел ни одного самолёта в собственности.

В 2024 году ни одна из авиакомпаний в нашем рейтинге не смогла выполнить столько же операций, сколько в 2019 году.

LOT выполнил 84,4% рейсов от уровня 2019 года, Austrian85,6%, а Finnair85,2%. Немного лучше справились португальцы (TAP), которые зафиксировали снижение выполненных полётов на 13,8%.

Стоит отметить, что, как показывают таблица и график 2, финны впервые с начала коронакризиса выполнили незначительно больше операций, чем LOT, сместив его в этой категории на последнее место.

ayloostp19242.png


Что касается количества обслуженных пассажиров, только LOT смог превысить уровень 2019 года.

В 2024 году польский перевозчик перевёз почти на 3% больше путешественников, чем в последний год перед пандемией COVID-19. Austrian был очень близок к этому достижению, но ему не хватило 0,4%. TAP потерял 5,5% пассажиров, а хуже всех показал себя Finnair, чей спад по сравнению с 2019 годом составил более 20%.

Несмотря на эти результаты, LOT по-прежнему остаётся авиакомпанией с наименьшим количеством перевезённых клиентов, но различия становятся всё меньше.

Описанные результаты иллюстрируют таблица и график 3.

ayloostp19243.png


В 2019 году на борту LOT в среднем находился 81 пассажир, а в 2024 году — уже 99, что означает рост почти на 22%. Рост среднего числа пассажиров также зафиксировали Austrian (со 105 до 122, то есть более чем на 16%) и TAP (со 125 до 137, то есть почти на 10%). Только Finnair отметил спад почти на 7%, то есть со 112 до 104пассажиров.

Перевозочная работа четырёх авиакомпаний, то есть предлагаемые кресло-километры (ASK), иллюстрируется на графике и в таблице 4. Напомним, что ASK — это количество пролетевших километров, умноженное на число доступных мест в самолётах. Упрощая, можно сказать, что это «производство» авиакомпании.

Данные за 2024 год показывают, что мы вернулись к порядку, существовавшему до пандемии, но преимущество Austrian над LOT в прошлом году значительно уменьшилось. Рост перевозочной работы польской авиакомпании по сравнению с 2019 годом составил 3,6%. TAP был вынужден довольствоваться ростом в 2,1%. В то же время Austrian и Finnair зафиксировали спад соответственно на 3,3% и 18,9%.

ayloostp19244.png


Хорошие результаты по перевозкам и относительно низкие объёмы предложений LOT привели к значительному улучшению показателя загрузки пассажирских мест (Passenger Load Factor, PLF), который в 2024 году составил 80,6%. Это на 8,3 процентных пункта (п. п.) больше, чем результат 2019 года.

PLF также улучшился у TAP (на 1,2 п. п.) и Austrian (на 0,5 п. п.). Только Finnair зафиксировал спад на 5,9 п. п. Стоит отметить, что по сравнению с 2023 годом PLF снизился у всех перевозчиков, кроме португальцев.

Изменения PLF представлены в таблице и на графике 5.

ayloostp19245.png


Таблица и график 6 показывают доходы в миллионах евро четырёх анализируемых перевозчиков от продажи всех услуг и продуктов.

Как видно, три авиакомпании значительно увеличили свои доходы в 2024 году по сравнению с 2019 годом. LOTявляется лидером по этому показателю, так как его доходы выросли на целых 39%. За ним следует TAP с 29%, а на третьей позиции находится Austrian с ростом порядка 17%.

В очередной раз исключением является Finnair, который зафиксировал снижение доходов на 2%.

ayloostp19246.png


В 2024 году порядок вернулся к уровню 2019 года. Самые высокие доходы зафиксировал TAP, за которым расположились Finnair, Austrian и LOT.

Однако разница между двумя последними перевозчиками была минимальной, составляя всего 84 млн евро. Также сократилась дистанция, которая отделяет LOT от Finnair.

Операционные результаты четырёх перевозчиков представлены в таблице и на графике 7.

ayloostp19247.png


Стоит отметить, что TAP и LOT уже в 2022 году достигли положительного операционного результата, то есть EBIT. В 2023 и 2024 годах это удалось уже всем авиакомпаниям.

Кумулятивный EBIT за последние шесть лет даёт совершенно иную картину. Только LOT может похвастаться прибылью в размере 27 млн евро. За тот же период TAP потерял 1,37 млрд евро, Finnair616 млн евро, а Austrian402 млн евро. Таким образом, LOT за последние шесть лет достиг наилучших результатов из всех четырёх сравниваемых авиакомпаний.

Для полноты картины следует помнить, что данные по доходам, EBIT и операционным маржам LOT и TAP несколько искажены. LOT использует тот факт, что в его операционный результат включаются разовые события, чего не происходит с другими авиакомпаниями или происходит в меньшей степени. В свою очередь, данные TAP включают деятельность дочерней компании, предоставляющей услуги по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту самолётов (MRO).

ayloostp19248.png


Таблица и график 8 показывают операционную маржу, то есть соотношение операционной прибыли к доходам. Сравнение этого относительного показателя даёт более достоверную картину эффективности анализируемых авиакомпаний.

Операционная маржа LOT в 2024 году составила 7,94%, а в 2023 году — рекордные 11,02%. Эти результаты поместили LOT на второе и первое места среди четырёх анализируемых перевозчиков. В 2024 году наилучший результат показал TAP с 9,03%, а наихудший — Austrian с 2,97%.

Высокая маржа польской авиакомпании подтверждает её успешную концентрацию на эффективности в последние годы.

ayloostp19249.png


Таблица и график 9 представляют средний доход на одного пассажира в евро.

Все авиакомпании увеличили этот показатель в 2024 году по сравнению с 2019 годом — от 17% в случае с Austrian до 36% в случае с TAP. Средний доход на одного клиента LOT в прошлом году составил 222 евро, что на 33% выше, чем в 2019 году. В свою очередь, Finnair улучшил свой показатель на 24%.

В 2024 году все перевозчики зафиксировали небольшое снижение по сравнению с 2023 годом. Больше всего потерял LOT — почти 6%, но это может быть негативным эффектом от конвертации польских злотых в евро.

ayloostp192410.png


Таблица и график 10 показывают два параметра: RASK (Revenue per Available Seat Kilometer) — это отношение доходов к ASK, а CASK (Cost per Available Seat Kilometer) — это отношение операционных расходов к ASK.

График под таблицей иллюстрирует разницу между RASK и CASK, то есть сумму, которую авиакомпания заработала или потеряла на перевозке одного кресла на расстояние одного километра. Вычисленные значения выражены в евроцентах. После начала пандемии баланс этих двух показателей у отдельных перевозчиков заметно разделился. Однако уже в 2023 году видно, что различия были нивелированы.

Может вызывать беспокойство тот факт, что в 2024 году CASK у LOT выше, чем у Finnair и TAP. С другой стороны, радует более высокий RASK, который уступает только Austrian, хотя и в этом случае следует помнить о влиянии курсовых разниц.


Общая оценка​


Как же выглядит состояние LOT спустя шесть лет по сравнению с Austrian, Finnair и TAP?

В 2019 году LOTзанимал последнее или предпоследнее место по большинству описанных параметров. Непосредственно перед началом пандемии COVID-19 польская авиакомпания отставала от трёх конкурентов, особенно по количеству перевезённых пассажиров и PLF. В прошлом году, по сравнению с 2019-м, девять из 11 параметров были улучшены.

Особенно радует рост PLF и превосходная операционная маржа. Очень важным также является увеличение доли собственных самолётов. Отличной новостью является и рост объёмов перевозок, поскольку, хоть они и являются самыми низкими среди четвёрки, они выше, чем до пандемии, что является уникальным достижением в анализируемой группе.


Прорыв или стагнация?​


Означает ли это, что мы имеем дело с прорывом? Два года назад ответ на этот вопрос был отрицательным. Сегодня мы к нему значительно ближе. Результаты LOT не отличаются от результатов авиакомпаний из той же лиги.

Однако это ещё не высшая лига, и дилемма, касающаяся будущего LOT в долгосрочной перспективе, по-прежнему выглядит так же, как несколько лет назад. Неизвестно, обеспечит ли бизнес-модель LOT устойчивую прибыльность в ближайшие годы, тем более что перегруженный аэропорт WAW вынудит его развивать прямые региональные рейсы (point-to-point), что не только противоречит принципам построения сетевой авиакомпании, но и подвергнет польского перевозчика жёсткой конкуренции со стороны Ryanair и Wizz Air.

Несмотря на смену правительства в Польше, по-прежнему действует догма, что LOT не продаётся. Такое положение вещей вынуждает польского перевозчика искать стратегию, которая позволит ему развиваться независимо. Хотя это и сложно, в ближайшие несколько лет это кажется выполнимым, однако в условиях продолжающейся консолидации авиакомпаний в Европе в долгосрочной перспективе самостоятельное выживание может оказаться невозможным.

Тогда придётся найти партнёра, который поддержит LOT в борьбе со всё более могущественными конкурентами. Иными словами, в ближайшие годы LOT должен стать прибыльным и сильным перевозчиком, за приобретение которого будут бороться все крупнейшие авиационные холдинги Европы.


Заключение и перспективы​


В идеальном мире сейчас пересматриваемая стратегия должна ставить перед LOT именно такую цель. Национальный перевозчик должен наработать свою привлекательность самостоятельно, так как он не может воспользоваться стратегическим положением, которым пользуется, например, TAP. Высокая эффективность и солидная доля на польском авиарынке — это те качества, которые привлекут самых серьёзных партнёров. Последние годы показывают, что LOT способен приложить усилия и выполнить такую задачу.

Худшее, что могло бы произойти с LOT, — это возвращение к «имперским» планам, подкреплённым ничем не обоснованной верой в то, что LOT может стать вторым Turkish Airlines, в одиночку бросить вызов многократно более крупным конкурентам и выйти из этого поединка победителем.
 
Реклама
Назад