«Сибирь» и «Аэрофлот» столкнулись над Арменией
Сокращение количества рейсов «Аэрофлота» в Ереван может привести к появлению ажиотажа на этом маршруте. Сами представители «Аэрофлота» уверены, что такая мера со стороны армянских властей связана с попыткой «Сибири» монополизировать данное направление
Вчера авиационные власти Армении сократили в уведомительном порядке на период с 1 по 31 декабря количество рейсов авиакомпании «Аэрофлот» на линии Москва – Ереван с двух до одного в день. Официальная причина такого решения – превышение размера квоты, установленной межправительственным соглашением между Россией и Арменией на маршруте Москва – Ереван. На данный момент с российской стороны рейсы из столицы на Ереван выполняют только две авиакомпании – «Аэрофлот» и «Сибирь», а с армянской стороны – авиакомпания Armavia, контролируемая «Сибирью». Представители «Аэрофлота» утверждают в своих комментариях RBC daily, что подобные действия со стороны армянских властей связаны с попыткой «Сибири» монополизировать данное направление перевозок. По оценкам же экспертов, ограничительные меры могут привести к появлению ажиотажа на данном маршруте, так как спрос на перевозки на линии Москва – Ереван уже сейчас превышает предложение в два раза.
В рамках межправительственного соглашения о воздушном сообщении между Россией и Арменией полеты по маршруту Москва – Ереван выполняют «Аэрофлот» и «Сибирь» с российской стороны, «Армянские авиалинии» и Armavia – с армянской. Квотирование на данном направлении было введено в 1998 году, объем квот с каждой стороны составляет порядка 96 тысяч человек в год. Однако, по оценкам экспертов, спрос на этом маршруте значительно превышает предложение, в том числе благодаря активному развитию в последние годы бизнес-сотрудничества между Арменией и Россией. До вчерашнего дня «Аэрофлот» выполнял два рейса на Ереван в день на самолетах Ту-154, причем, как отмечают представители авиакомпании, в ближайшем будущем количество рейсов планировалось увеличить до трех в день. «Наше ереванское направление активно развивалось в последние годы, для нас было совершенно ясно, что выделенных квот катастрофически не хватает для нормальной организации перевозок между Москвой и Ереваном, – сообщил RBC daily представитель «Аэрофлота», – мы даже планировали в ближайшеевремя увеличить частоту наших рейсов в Ереван с двух до трех в день. Единственная помеха – существующая система квотирования».
Причем, как отмечают в «Аэрофлоте», средняя загруженность на ереванских рейсах была очень высокой и достигала 80%. «Около 30% пассажиров, которых мы перевозим из Еревана в Москву – транзитные, – говорит представитель «Аэрофлота», – это либо бизнесмены, либо представители армянской диаспоры, рассеянной по всему миру. У нас для таких пассажиров существовали и после отмены ограничений будут существовать очень удобные стыковки с рейсами на США, страны Азии и Европы. Теперь же у транзитных пассажиров могут возникнуть большие сложности со стыковками. Не стоит забывать о том, что «Аэрофлот» летает из аэропорта Шереметьево, тогда как «Сибирь» и Armavia – из Домодедова, поэтому тем пассажирам, которые летят транзитом, к примеру, из Еревана в США, придется еще и совершать трансферт между двумя московскими аэропортами. А в итоге потеряет российский бюджет, поскольку армянские пассажиры предпочтут в качестве транзитного пункта один из аэропортов Европы».
Согласно межправительственному соглашению, помимо «Аэрофлота», на рейсе Москва – Ереван должны работать еще три авиакомпании – «Сибирь», Armavia, и «Армянские авиалинии» (ААЛ, бывший «национальный армянский перевозчик», принадлежавший государству; на долю ААЛ приходилось 50% авиарейсов из Армении). Авиакомпания Armavia была создана в начале 90-х годов группой армянских бизнесменов. Правда, первые годы своего существования у нее не было ни своего флота, ни маршрутов. Фактически авиакомпания вышла на рынок лишь в 2001 году, когда она взяла в аренду два самолета Ту-134 и Ту-154Б и открыла регулярные рейсы из Еревана на Москву и Стамбул. Правда, в октябре 2002 года ситуация кардинально изменилась – после того как авиакомпания «Сибирь» получила контроль над Armavia (сейчас Armavia фактически является армянской «дочкой» «Сибири»), небольшой армянский перевозчик стал преображаться. Уже в середине октября этого же года на маршрут Ереван – Москва вышел первый арендованный Airbus A320, в середине августа этого года Armavia приступила к эксплуатации второго Airbus A320-200. Что касается маршрутной сети, то армянской «дочке» «Сибири» удалось вначале получить лишь частичный контроль над маршрутами национального армянского перевозчика – в апреле этого года правительство Армении решило передать в аренду на 10 лет часть маршрутной сети «Армянских авиалиний» (29 из 36 рейсов) компании Armavia. Это, в частности, маршруты в Амстердам, Франкфурт, Одессу, Москву, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород и Симферополь.
Дальнейшее развитие событий также «сыграло на руку» «Сибири» – с 15 апреля этого года ЗАО «Армянские авиалинии» прекратило свое существование. Официальная причина такого решения – задолженность в размере 20 млн долл. После банкротства ААЛ правительство Армении приняло решение передать все рейсы ААЛ авиакомпании Armavia. Таким образом, после банкротства ААЛ и сокращения рейсов «Аэрофлота» в столицу Армении ереванское направление оказалось фактически монополизированным «Сибирью». На данный момент «Сибирь» выполняет один регулярный рейс в Ереван из Москвы на самолетах Ту-154 (компоновка на 148 мест). Авиакомпания Armavia выполняет два регулярных рейса в день на самолетах Ил-86 и Airbus 320, причем после банкротства ААЛ Armavia, как единственный перевозчик со стороны Армении, на этом маршруте имеет, в отличие от «Аэрофлота» и «Сибири», двойную квоту (192 тыс. пассажиров в год). Представители «Сибири» уверены, что, в отличие от «Аэрофлота», им удастся уложиться в заложенный в межправительственном соглашении лимит объема перевозок. «Мы летали с меньшей частотой, чем «Аэрофлот», поэтому нам удастся соблюсти установленные соглашением требования», – сказал RBC daily Михаил Кошман, директор по связям с общественностью авиакомпании «Сибирь».
В «Аэрофлоте» ситуацию трактуют весьма однозначно. «Традиции наших давних партнерских отношений с Арменией окрашены исключительно добрыми, уважительными тонами, – говорит представитель «Аэрофлота». – И сложившаяся ситуация для нас очевидна: это попытка российской авиакомпании «Сибирь» монополизировать данное направление, оставив на маршруте собственные рейсы и рейсы Armavia. Но сокращать полеты на данном направлении, тем более уходить с рынка мы не намерены. МИД России уже высказал обеспокоенность подобным развитием событий. Надеемся, что и в Армении найдутся силы, заинтересованные в развитии, а не в сокращении коммуникаций между странами. И чисто российский стиль конкурентной борьбы, характерный для региональных авиакомпаний, не станет ориентиром для авиабизнеса СНГ».
По мнению экспертов, сокращение полетов «Аэрофлота» на рейсе Ереван – Москва может привести к появлению ажиотажа, в результате чего в первую очередь пострадают интересы пассажиров. «Искусственное ограничение конкуренции, особенно на таком выгодном и активно развивающемся направлении, как полеты между столицами государств, негативно скажется на рынке перевозок на данном направлении, – сказала RBC daily аналитик ИК UFG Елена Сахнова. – Прежде всего пострадают интересы пассажиров, у которых могут возникнуть сложности с обеспечением удобных стыковок, выбором подходящего времени полета и т.д.». По мнению представителей «Аэрофлота», обеспечить нормальное соотношение спроса и предложения на ереванском маршруте можно лишь с помощью увеличения квот либо заменой существующей системы ограничений по количеству пассажиров квотированием по числу рейсов. «Гораздо разумнее было бы квотировать данное направление исходя из количества рейсов, а не объема пассажиропотока, – говорит представитель авиакомпании. – И мы уверены, что авиационные власти Армении и России найдут возможность привести в соответствие с новыми реалиями явно устаревшие требования межправительственного соглашения о воздушном сообщении от 1998 года». Представители же «Сибири» полагают, что никакого ажиотажа на ереванском направлении в связи с уменьшением частоты полетов «Аэрофлота» не возникнет и установленные квоты вполне отвечают уровню спроса на этом маршруте. «Никакого ажиотажа не будет, – говорит Михаил Кошман. – К тому же в ближайшее время Armavia собирается перейти на использование более вместительных Ил-86 на этом маршруте». Однако, по словам представителя «Аэрофлота», в ереванском аэропорту пассажиры уже высказывают недовольство «подобным решением коммерческих вопросов».
Впрочем, по мнению аналитиков, скорее всего, в ближайшее время ситуация с полетами «Аэрофлота» в Ереван благополучно разрешится. «Подобная ситуация – не такая уж редкость, – говорит Елена Сахнова. – Полагаю, что в скором времени она разрешится – либо авиакомпании договорятся сами, либо вопрос будет урегулирован на межправительственном уровне». На благополучное разрешение конфликта надеются и сами представители «Аэрофлота», которые подчеркивают, что авиакомпания всегда находила взаимопонимание и с представителями армянских авиационных властей, и с авиакомпаниями Республики Армении.
Источник: РБК,Отдел компаний,
Наталья Бендина, 02.12.2003