Как правильно реагировать пилотам, если птиц попал в двигатель? Противогаз, что ли одеть? А так, все это фирменные черты Макс - одна секретная система самолет в поверхность втыкает, другая дымом наполняет... Какие еще чудеса скрывает скоростное конструирование Макс?
Реакция FAA на проблему с двигателем Boeing MAX подвергается тщательному анализу
16 апреля 2025 г.
Решения Федерального управления гражданской авиации США подверглись новому тщательному анализу после двух инцидентов, в результате которых салоны самолетов Boeing 737 MAX заполнились дымом.
В обоих инцидентах, произошедших на рейсах Southwest Airlines в марте и декабре 2023 года, столкновения с птицами
повредили двигатель и привели к попаданию дыма и токсичных паров в самолет . В одном случае дым заполнил салон, а в другом — задымление в кабине экипажа.
В обоих случаях пилотам удалось благополучно посадить самолеты, однако ситуации, произошедшие с разницей в несколько месяцев, вызвали обеспокоенность у некоторых контролеров безопасности полетов и профсоюзов пилотов относительно того, что пошло не так и как сделать так, чтобы это не повторилось.
Почти через год после второго инцидента группа следователей FAA рекомендовала внести изменения в конструкцию, чтобы устранить уязвимость двигателя.
Поскольку изменение конструкции может быть длительным процессом, группа FAA также рекомендовала внести изменения в процедуры взлета, чтобы избежать «потенциального катастрофического риска», согласно внутренней служебной записке, которая попала в сеть.
Однако позднее другой офис FAA изменил курс. Этот офис, Aircraft Certification Service,
предложил мандат на обновление программного обеспечения двигателя , но отказался рекомендовать изменения в процедурах взлета.
В среду правительственный надзорный орган заявил, что проведет проверку решений FAA.
«Наша цель — оценить действия FAA в ответ на недавние инциденты, связанные с проникновением токсичного дыма и паров в кабины экипажей или салоны самолетов», — говорится в меморандуме Управления генерального инспектора Министерства транспорта, опубликованном в среду.
В служебной записке говорилось, что проверка начнется в этом месяце, но не приводилось никаких дополнительных подробностей о том, чего следует ожидать.
Представитель FAA заявил в среду: «Мы приветствуем внешнюю проверку и будем в полной мере сотрудничать с аудиторами».
В компании Boeing отказались от комментариев.
Столкновение с птицами нередко приводит к выходу из строя двигателя самолета, однако появление дыма в самолете в результате этого — редкость.
В обоих случаях 2023 года столкновения с птицами привели к повреждению масляного поддона двигателя, что позволило вытекающему маслу попасть в горячий двигатель и сгореть. Этот дым затем попал в самолет.
В октябрьском отчете Управления по расследованию и предотвращению авиационных происшествий Федерального управления гражданской авиации США, на основании которого была вынесена рекомендация изменить процедуры взлета, указано, что
утечка масла была вызвана новой системой на двигателях MAX.
Эта система, называемая устройством снижения нагрузки, использовалась на других самолетах, включая Boeing 787 и 777, но для MAX она была новинкой.
CFM International, совместное предприятие GE и французской компании Safran, эксклюзивный поставщик двигателей для 737 с 1980-х годов, производит двигатель, называемый LEAP. Он также является самым популярным из двух вариантов двигателей для конкурирующего семейства самолетов Airbus A320 компании Boeing.
Устройство снижения нагрузки (LRD) разработано как средство безопасности, которое срабатывает в случае повреждения двигателя в полете, например, из-за столкновения с птицей.
В феврале 2024 года после инцидентов в Southwest компания Boeing разослала авиакомпаниям предупреждение, чтобы убедиться, что пилоты знают правильную процедуру в такой чрезвычайной ситуации, чтобы не допустить заполнения самолета дымом и парами.
Однако профсоюзы пилотов заявили, что у них все еще есть вопросы, и они не знали о новой системе LRD на двигателе.
Отсутствие информации о новой системе напомнило некоторым, как Boeing несколько лет назад утаил информацию о другой новой системе программного обеспечения на своих самолетах MAX. Это программное обеспечение, Maneuvering Characteristics Augmentation System, или MCAS, стало главной причиной двух фатальных катастроф MAX в 2018 и 2019 годах.
В октябрьском меморандуме FAA, в котором рекомендовалось внести изменения в конструкцию и процедуры, содержалась резкая критика в адрес Boeing за то, что он не информировал пилотов о системе LRD.
Спустя месяц после этой служебной записки назначенная FAA контрольная комиссия постановила, что риск «не требует немедленных действий» помимо инструкций, которые Boeing разослала пилотам в феврале.
В ноябре агентство по безопасности полетов заявило, что вместо того, чтобы следовать октябрьским рекомендациям, «FAA будет следовать своему стандартному процессу принятия правил».
Генеральный инспектор Министерства транспорта в прошлом критиковал FAA, особенно в отношении ее надзора за Boeing.
В разгромном отчете, опубликованном в октябре, генеральный инспектор заявил, что
FAA не предприняло достаточных мер для устранения рисков на заводах производителей аэрокосмической техники, и выдал 16 рекомендаций по улучшению того, что он назвал «неисправной системой».
The Federal Aviation Administration is facing new scrutiny about its decisions following two incidents where smoke filled the interior of Boeing 737 MAX planes.