Дым нарастал....
Аналитики говорят, что новый самолет Boeing ждут «долго»
К
Лорен Розенблатт
Деловой репортер Seattle Times
Пока Boeing продолжает восстанавливаться после репутационного ущерба, нанесенного отрывом панели самолета Alaska Airlines в январе 2024 года и двумя катастрофами 737 MAX шесть лет назад, отраслевые обозреватели задаются извечным вопросом: когда Boeing построит свой следующий совершенно новый самолет?
Компания Boeing отказалась от планов выпуска нового самолёта вскоре после катастроф 2018 и 2019 годов, оставив на рынке нишу, которую быстро занял её европейский конкурент Airbus. Сейчас Airbus опережает Boeing по объёмам заказов и поставок, хотя в этом году Boeing сокращает разрыв, наращивая производство и получая крупные международные заказы.
Однако после авиакатастроф, пандемии COVID-19 и прошлогоднего краха Alaska Airlines многие задаются вопросом, когда Boeing вернется к своему новому самолету и как он будет выглядеть.
В понедельник издание The Wall Street Journal сообщило, что
Boeing, возможно, приступит к работе , ссылаясь на анонимные источники, которые заявили, что компания находится на ранних стадиях проектирования нового узкофюзеляжного самолета, который должен заменить построенный в Рентоне 737 MAX.
Представитель Boeing заявил, что компания сосредоточена на других приоритетах, но «в то же время, как мы делали на протяжении десятилетий, наша команда оценивает рынок, совершенствует ключевые технологии и улучшает наши финансовые показатели, чтобы мы были готовы, когда придет время, выйти на рынок с новым продуктом».
По словам аналитиков аэрокосмической отрасли, запуск следующего узкофюзеляжного самолета состоится не раньше, чем через 10 лет, но неудивительно, что обсуждение уже началось.
Джордж Фергюсон, аналитик Bloomberg Intelligence, заявил, что замена MAX «идет долго».
«Если вы Boeing, — сказал он, — пришло время сделать новый самолет».
Замена MAX
Самолет, который Boeing планировал выпустить до трагических катастроф MAX, представлял бы собой
среднефюзеляжный самолет , занимающий промежуточное положение между узкофюзеляжным 737 и широкофюзеляжным 787.
Когда Boeing отказался от своих планов, все еще не оправившись от смертельных авиакатастроф, приостановивших полеты MAX на 20 месяцев, Airbus выпустил A321XLR, чтобы заполнить эту нишу.
С тех пор Boeing восстанавливает свою репутацию среди авиакомпаний, регулирующих органов и авиапассажиров, но всё ещё отстаёт от своего европейского конкурента. В прошлом году Boeing поставил 348 самолётов, а Airbus — 766.
Теперь Boeing готовится выпустить новый узкофюзеляжный самолет.
737 MAX построен на том же планере, который Boeing разработал для первых моделей 737 более 60 лет назад. Вместо того чтобы представить совершенно новый узкофюзеляжный самолёт, Boeing на протяжении многих лет модифицировал существующую конструкцию, изменяя такие параметры, как расположение двигателей и внедряя новое программное обеспечение.
Фергюсон заявил, что эти изменения привели к проблемам для Boeing. При проектировании 737 MAX Boeing переместил двигатели вперёд и, как следствие, внедрил новую программную систему, призванную помочь пилотам управлять самолётом.
Ошибка в этой системе привела к двум катастрофам, в которых погибло 346 человек.
«Просто не хочется снова оказаться в ситуации, когда понадобится подобная система», — сказал Фергюсон. «Они не хотят идти дальше по этому пути».
Тем временем Airbus готовится к выпуску следующего нового самолёта. Компания планирует выпустить замену своему узкофюзеляжному A320neo в 2030 году, а ввод в эксплуатацию — в 2038 году, по словам Скотта Гамильтона, аналитика авиационной консалтинговой компании Leeham News.
«Boeing должен быть готов к действиям, когда это сделает Airbus», — написал Гамильтон в ответ на эту новость во вторник. «Конечно, компания работает над заменой 737. Не делать этого было бы корпоративной халатностью».
Выбор двигателя
Компании Boeing также необходимо спроектировать новый планер, чтобы использовать преимущества новой технологии двигателей, которая сделает самолеты более экономичными, что позволит сэкономить деньги и поможет компаниям сократить выбросы.
Крылья самолета 737 MAX расположены слишком низко к земле, чтобы вместить новые, более крупные двигатели, для которых требуются более мощные вентиляторы.
Boeing придётся дождаться готовности новых двигателей, прежде чем выпустить новый самолёт. Но как только технология будет готова, у компании появится возможность выбора двигателей.
Консорциум из трёх компаний — GE Aerospace, CFM International и Safran — работает над новым двигателем с открытым ротором, в котором лопатки не заключены в обычную трубчатую конструкцию, прикреплённую к фюзеляжу. Компания Pratt and Whitney из RTX работает над обновлённым турбовентиляторным двигателем с редуктором.
Rolls-Royce также «предлагает» свой новый двигатель компании Boeing, сообщает The Wall Street Journal. Сообщается, что генеральный директор Boeing Келли Ортберг посетил Rolls-Royce в Великобритании в начале этого года, чтобы узнать о двигателе для нового узкофюзеляжного самолёта.
По словам Фергюсона, Rolls-Royce «жаждет» такого проекта, как узкофюзеляжный Boeing, поскольку это гарантирует большой объём производства. Но он не ожидает, что это обойдёт совместное предприятие GE Aerospace, которое производит двигатели для 737 MAX и некоторых 787-х.
Представитель GE Aerospace заявил во вторник: «Мы гордимся нашим долгосрочным партнерством с Boeing и регулярно обсуждаем наши технологические достижения для будущего полетов».
«Предшественники нового самолета»
Аналитик Jefferies Шейла Кахьяоглу во вторник сообщила инвесторам, что Boeing, вероятно, заинтересован в проверке новой технологии двигателей, но это не меняет его целей.
Вместо этого, по её словам, компания по-прежнему сосредоточена на увеличении производства 737 MAX, сертификации
давно откладывающегося семейства 777X , улучшении перспектив своего оборонного бизнеса и восстановлении баланса.
Согласно финансовым отчётам компании, на конец второго квартала долг Boeing составлял 53 миллиарда долларов .
Boeing сокращает отставание от Airbus в гонке
По мере того как Boeing наращивает объемы производства и получает масштабные заказы по всему миру, производитель аэрокосмической техники догоняет своего конкурента в отрасли.
Достижение этих целей является «предвестником перехода на новый уровень», написал Кахьяоглу.
Как пишет Кахьяоглу, традиционно компании Boeing требовалось около пяти лет с момента запуска новой программы по созданию самолета до ввода его в эксплуатацию, хотя для последних программ компании, включая 777X и два новых варианта MAX, этот срок был растянут.
На сентябрьской конференции Ортберг заявил аналитикам, что
медленный процесс сертификации помешает запуску нового самолёта . Он надеется сотрудничать с Федеральным управлением гражданской авиации, чтобы «вернуть ситуацию вспять» и оптимизировать процесс сертификации после того, как FAA усилило контроль над Boeing .
«Я не могу себе представить, что мы сможем создать новый самолет, не усовершенствовав этот процесс», — сказал Ортберг.
В том же месяце FAA заявило, что планирует предложить изменения, которые ускорят сертификацию коммерческих самолетов к концу этого года.
As the aerospace company continues its recovery, industry watchers are again starting to ask the perennial question: When will Boeing build its next all-new aircraft?